Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению

ISBN: 978-5-94051-166-3

Год издания: 2017

 

Ксенофобское поведение подростков: исследование личностных и индивидуально-психологических особенностей 305

Гурина О.Д., главный эксперт , ГБУ г. Москвы «Московский исследовательский центр» , Москва, Россия, knurik@yandex.ru
Полный текст

Актуальность исследований ксенофобского поведения у подростков связана с возросшим уровнем националистических настроений, усилением миграционных процессов, угроз терроризма и экстремизма на территории России. Исследования ксенофобского поведения среди подростков являются приоритетным направлением в профилактике враждебного, агрессивного поведения, нередко сопряженного с насилием, в отношении лиц другой национальности, расы, происхождения.

Проявления ксенофобского поведения связаны с различными факторами, способствующими или препятствующими ему, а именно с индивидуальными, педагогическими, психологическими, социальными, а также ситуационными. В работе представлены результаты исследования ксенофобских установок, индивидуально-психологических и личностных особенностей подростков с условно нормативным и отклоняющимся (в том числе противоправным) поведением.

В исследовании приняли участие 254 подростка в возрасте от 14 до 18 лет (средний возраст - 15,65±0,71). Из них 94 подростка с противоправным поведением (77 мальчиков, 17 девочек) и 160 с условно нормативным поведением (83 мальчика и 77 девочек). Были использованы следующие методики: индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО) (Л. Н. Собчик, 1997); опросник Басса-Перри (адаптация С. Н. Ениколопова и Н. П. Цибульского, 2007); Цветовой тест отношений (ЦТО) (вариант психосемантической методики, Е. Г. Дозорцева, 1999, 2004), интервью, разработанное Д. С. Ошевским (2001). Для исследования ксенофобских установок была разработана авторская шкала оценки характера и выраженности установок подростков по отношению к мигрантам. Результаты анализировались с помощью метода кластерного анализа, методов сравнения групп при помощи критерия углового преобразования Фишера, непараметрического критерия Манна-Уитни, исследования корреляционных связей (коэффициент корреляции Спирмена) в программе Statistika 6.0, SPSS 14.0.

Было установлено, что ксенофобские установки свойственны подросткам как с нормативным, так и противоправным поведением (φ*=1,64, p≤0,05). Выраженность, характер ксенофобской установки и специфика ее связи с личностными структурами подростка являются факторами, способствующими или сдерживающими совершение противоправных действий на националистической почве. Совокупность факторов, связанных с наличием ксенофобских установок, становлением идентичности за счет солидаризации с идеологией национализма и идентификацией с националистическими группировками, низким уровнем развития моральных суждений в сочетании с агрессивностью, враждебностью, спонтанностью усиливают риск совершения правонарушений на национальной почве и способствуют их совершению при наличии соответствующих ситуационных условий. Отсутствие выраженной националистической направленности, относительно высокий уровень моральных суждений, способность к эмоциональной идентификации с близкими и эмоциональная чувствительность (сензитивность, тревожность) служат внутренними преградами для совершения асоциальных поступков и факторами защиты, сдерживающими совершение правонарушений на национальной почве.

Выявленное сочетание индивидуально-психологических характеристик и личностных особенностей подростков с противоправным и условно нормативным поведением показало, что подростки с противоправным поведением в большей степени находятся в зоне риска совершения правонарушений на почве национализма. Этому способствуют как индивидуальные, личностные особенности, так и характеристики социальной ситуации развития, в которой они находятся.

Полученные результаты демонстрируют возможные пути профилактики правонарушений на национальной почве, нацеленные, в первую очередь, на формирование у подростков социальных навыков взаимодействия в разнородных группах, развитие моральных суждений и дифференцированного восприятия действительности, нахождение новых смыслов, жизненных ориентиров и новых видов деятельности, что позволит почувствовать себя успешными без опоры на националистические представления.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика