Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению

ISBN: 978-5-94051-166-3

Год издания: 2017

 

Позитивная ранняя профилактика вредных привычек у детей: развитие жизненных навыков 326

Леонтьева И.Г., кандидат психологических наук, педагог-психолог, ГБОУ Школа № 1492, Москва, Россия, Lira919@yandex.ru
Полный текст

Актуальность темы определяется снижением возраста первичной пробы и приобщения к психоактивным веществам; повышением доступности психоактивных веществ и увеличением их разнообразия; повышением частоты употребления психоактивных веществ несовершеннолетними разных возрастных групп; повышением рисков употребления психоактивных веществ у социально незащищенных групп детей (сироты, дети из неполных семей, дети с ОВЗ); изменениями в социальной ситуации развития детей, что требует специального обучения детей жизненным навыкам, включая повышение эмоциональной устойчивости, совладающего поведения и противостояние вредным воздействиям.

Современные исследования показывают, что лечебно-профилактические программы для детей и подростков не эффективны, если начинают реализовываться слишком поздно. По мнению наркологов, профилактическую работу по данной тематике необходимо начинать уже со старшего дошкольного возраста. Предложенная программа позволяет своевременно проводить занятия по первичной позитивной ранней профилактике злоупотребления наркотическими веществами, курением и алкоголем, проявлениями отклоняющегося поведения (воровства и др.). Одной из методик данной программы являются специально подобранные видеоматериалы многосерийного мультфильма «Суперщенок» (J.G. MITCHEL, MTI FILM), которые предоставляют уникальную возможность пережить проблемные ситуации без ущерба для собственной жизни. Программа помогает участникам осознать собственный мир чувств, переживаний и проблем; формирует у детей ориентацию на здоровый образ жизни, закладывает нравственную систему ценностей, помогая в дальнейшем самостоятельно справляться с жизненными проблемами. Разработанная программа актуальна для работы в инклюзивных классах. Данная программа нацелена на развитие самооценности ребенка, его уникальности и значимости, формирование лидерских качеств личности. Особенно это актуально для детей, родители которых являются выпускниками сиротских учреждений.

Цель программы: первичная позитивная ранняя профилактика проявлений отклоняющегося поведения; формирование системы ценностей с ориентацией на здоровый образ жизни и жизненных навыков.

Основные задачи: формирование умения предвосхищать последствия своих поступков; развитие навыков конструктивного поведения; развитие у детей чувства собственного достоинства, умения уважать себя и других; развитие чувства долга, ответственности за себя и других; развитие умения принимать решения и делать правильный выбор; видеть позитивные стороны происходящих событий.

Достижение этих задач способствует нахождению ребенком собственных позитивных ресурсов.

Ожидаемые результаты. По окончании данной программы дети научатся: более критично относиться к своему поведению; менее конфликтно отстаивать свою позицию; ориентироваться на здоровый образ жизни; находить собственные позитивные ресурсы; адекватно реагировать на стрессовые, конфликтные и асоциальные ситуации; расширять и качественно строить свою социальную сеть (уметь правильно расставить границы общения с другими людьми).

Темы занятий: 1) Внимание, чувства! 2) Слова могут ранить. 3) Чувство собственного достоинства 4) Нельзя брать чужое без разрешения. 5) Обязан как друг! (Уметь объяснить опасность курения, алкоголя, наркотиков, игр с оружием; показать, что если даже бывает больно сказать другу правду, это не так страшно, как увидеть друга попавшим в беду). 6) Это - беда! 7) Взлетай выше! (Знакомство со смыслом выражения «полетать» применительно к наркотикам; формирование убеждения, что если любить себя и сказать наркотикам «нет», то можно испытывать веселье, оставаясь самим собой). 8) Затяжка дыма. 9) О вреде пьянства.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Буслаева Е.Л. Власова Н.В. Возможности развития логического мышления у детей дошкольного возраста. // Психология обучения. М: СГИ. 2015. № 5. С. 13-21.
  2. Игры – обучение, тренинг, досуг… / под ред. В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994. С. 15-32.
  3. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. Учебно-методическое пособие. М.: Фолиум, 1998. С. 34-88.
  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2008. С. 31-76.
  5. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. Ярославль, 2002. С. 34-59.
  6. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и др. Тренинги социальных навыков для учащихся 1–11 классов. Ярославль: Академия развития, 2001. С. 37-67.
  7. Соловов А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9–12 лет. М., 2000. С. 45-76.
  8. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей / под научн. ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой. СПб. 2001. С. 4-21.
  9. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию. М., 1995. С. 6-12.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика