Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению

ISBN: 978-5-94051-166-3

Год издания: 2017

 

Выраженность стресса и фрустрированность детей, воспитывающихся в неполной семье 899

Пахомова А.В., магистрант факультета «Юридическая психология», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, pachomovanastya@rambler.ru
Полный текст

Формирование и развитие эмоциональной сферы детей - одна из актуальнейших проблем психологии в настоящее время. Большинство отечественных и зарубежных учёных внесли большой Вклад в решение проблемы механизмов возникновения эмоций, их природы, функций и классификации внесли многие отечественные и зарубежные учёные (В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, К.Э. Изард, Л.И. Куликов, Д. Линдсли, Я. Рейковский, П.В. Симонов, П. Фресс, П.М. Якобсон, и др.)

Семья была и остается важнейшей социальной средой, в которой формируется личность, и является основой в психологической поддержке и воспитании.

На сегодняшний день Россия стала мировым лидером по количеству разводов. По данным департамента статистики, официальное количество разводов на 1000 браков за 2017 год составляет 829. Большинство детей после развода предпочитают жить с матерью. Данные подтверждаются Министерством труда и социального развития.

Конфликты и ссоры родителей и их развод являются сильнейшими фрустраторами и стрессорами для детей и подростков.

Одним из ближайших последствий послеразводного стресса у детей, по мнению исследователей, является нарушение их адаптации к обыденной жизни. Важными факторами снижения адаптации являются интенсивность ссор и взаимонепонимание между родителями, свидетелем которых был ребенок. Важным моментом, который также снижает адаптацию, является настраивание родителем ребенка против другого родителя.

По словам Дж. Валлерштейна, наиболее уязвимым при распаде семьи является единственный ребенок в семье. Дети, у которых есть братья и/или сестры, значительно легче переносят развод (вымещают свою агрессию и тревогу друг на друге). Это в значительной мере понижает эмоциональное напряжение и редко приводит к нервным срывам по сравнению с единственным ребенком в семье.

Детям из неполной семьи тяжелее приспособиться к жизни, но они стремятся к установлению теплых эмоционально насыщенных отношений со своими сверстниками. У детей из неполных семей складывается особое отношение с матерью вследствие отсутствия отца. Дети из неполных семей требуют особых отношений с матерью, с сиблингами, они относятся к своим близким трепетно, так как боятся их потерять, потерять их любовь, заботу, ласку и возможность любить их.

Таким образом, семья играет для ребенка важную роль в формировании личности. Как будет вести себя ребенок, зависит от его эмоционального комфорта в семье. Каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что может отразиться на развитии личности ребенка и на его эмоциональном состоянии. Нужно внимательно относиться к формированию эмоциональной сферы ребенка, так как крайне важно, чтобы ребенок получал эмоциональную поддержку со стороны родителей и близких для него людей. Специалисту следует больше внимания уделить неполной семье, а именно - ребенку, оказать помощь в процессе его социализации и создании условий для его самореализации. Следует проводить дополнительную работу для стабилизации эмоционального фона ребенка. Также, по возможности следует уделить внимание внутрисемейным отношениям и провести работу как с ребенком, так и с родителем, ведь от родителя зависит эмоциональный фон ребенка. Это важно прежде всего потому, что если не заниматься с ребенком, то в дальнейшем это может привести к правонарушениям, что особенно актуально в подростковом возрасте.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Валлерштейн Д.В., Келли Д.А. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности. М.: Прогресс, 1989. 624 с.
  2. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. 511 с.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика