Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению

ISBN: 978-5-94051-166-3

Год издания: 2017

 

Статус специалиста-психолога в исполнительном производстве 221

Савельева А.Ю., ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии, ФВСО и ПСР ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова, Москва, Россия, savelievaalisa@gmail.com
Полный текст

Исполнительные производства, связанные с воспитанием детей (об отобрании и о передаче ребенка, об определении места жительства и порядка общения с ребенком, об осуществлении в отношении ребенка прав доступа), традиционно являются достаточно сложными в виду межличностного конфликта между сторонами исполнительного производства – должником и взыскателем. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа – исполнительного листа (выдаваемого судами на основании постановления суда в форме решения суда, вступившего в законную силу (чаще всего), или в форме определения суда об обеспечении иска (в порядке гл. 13 ГПК РФ, ст. 244.13 ГПК РФ).

При совершении исполнительных действий, пристав при необходимости привлекает к участию специалиста - незаинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, обладающее специальными знаниями, о чем выносится соответствующее постановление. Ст. 109.3 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в ред. от 26.07.2017) «Об исполнительном производстве» предусматривает право пристава привлекать детского психолога к участию в исполнительном производстве, связанном с отобранием (передачей) ребенка и с порядком общения. Здесь возникает первая проблема. Дело в том, что специальность или квалификация «детский психолог» как в ФГОС, так и в профстандарте Минтруда отсутствует. Как при такой формулировке закона соблюдать его приставу и специалисту? Каким образом специалист может подтвердить обладание необходимыми специальными знаниями, дабы исключить повод для обжалования действий пристава в части привлечения специалиста, не соответствующего положению закона? Далее, действующий Федеральный закон № 229-ФЗ, по сравнению с утратившим силу Федеральным законом от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», расширил формы участия специалиста в исполнительном производстве. Ранее специалист давал только заключение в письменной форме (ст. 41 № 119-ФЗ), а теперь специалист обязан отвечать на поставленные приставом вопросы, давать в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывать техническую помощь (ч.2 ст. 61 № 229-ФЗ). Изменение является позитивным, однако следует признать, что такую формулировку утратившего силу закона как «письменное заключение» целесообразно было все же сохранить и внести в ч.2 ст. 61 действующего закона. Нередко у сторон и экспертов, осуществляющих рецензирование заключений специалиста-психолога, возникают вопросы к доказательственной силе оформления результатов применения специальных знаний. Происходит это по причине отождествления правового статуса специалиста в гражданском процессе (который дает письменные консультации без проведения специальных исследований) и специалиста в исполнительном производстве (который дает письменные консультации и при этом в законе отсутствует указание, что он не проводит специальные исследования) по причине правовой неосведомленности. Вместе с тем, согласно информационным письмам ФССП России при совершении исполнительных действий «важное значение имеет привлечение специалистов, обладающих специальными знаниями в области психологии, в компетенцию которых входит оценка психологического состояния ребенка» и «если будет установлено, что передача взыскателю ребенка может нанести ему психологическую травму и это обстоятельство будет подтверждено детским психологом, меры принудительного исполнения применяться не будут», что безусловно направлено на защиту интересов несовершеннолетних. Таким образом, правоприменительная практика требует осуществления оценки психологического состояния ребенка, что невозможно без проведения специального исследования специалистом-психологом на стадии исполнительного производства. Разрешение указанных проблем путем совершенствования законодательства будет направлено для уточнения правового статуса специалиста-психолога в исполнительном производстве и защиту интересов несовершеннолетних на стадии исполнения постановлений суда.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017)/ Российская газета, N 220, 20.11.2002.
  2. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в ред. от 26.07.2017) «Об исполнительном производстве»/ Российская газета, N 223, 06.10.2007.
  3. Федеральный закон от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (утратил силу)/ Российская газета, N 149, 05.08.1997.
  4. Информационное письмо ФССП России от 28.04.2016 года № 00011/16/37579-СВС. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/456009928
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика