Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению

ISBN: 978-5-94051-166-3

Год издания: 2017

 

Профилактика виктимности с помощью народной игры (подход к разработке) 207

Стельмах О.Д., педагог-психолог, высшей категории ЦППРК «Строгино», Москва, Россия, stelmakh@inbox.ru
Ступина В.Н., педагог-психолог, ГБОУ «Школа №712», Москва, Россия, v.stupina@gmail.com
Чернушевич В.А., доцент кафедры юридической психологии и права, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, vasiha@mail.ru
Полный текст

Л.В.Франк определяет виктимность как «неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима». То есть, одной из причин виктимного поведения может быть неготовность личности противостоять агрессии. Опираясь на это понимание виктимности, мы обратили внимание на особенность многих народных игр (фольклора), в которых дети и подростки могут развивать свою способность противостояния внешней агрессии. В играх представлено большое количество ситуаций, где ребенок попадает в трудное для него положение, переживает его и выходит из него, приобретая позитивный опыт поведения в таких ситуациях.

Наблюдение за детьми в играх показывает их большую эмоциональную включенность в игру и хорошую динамику поведения в напряженных игровых ситуациях. Такая, единственно известная почти всем детям игра, как «Каравай» для трехлетнего ребенка, не игравшего в нее, является страшной игрой, многие дети не могут войти в центр круга в одиночку без ассистента, которым бывает или родитель, или воспитатель, ведущий игру. Но уже на второй, третий кон дети преодолевают свою неспособность противостоять кругу и принимать решение в трудной для себя ситуации. Некоторые дети впервые сталкиваются с ситуацией личного выбора сразу после ситуации противостояния кругу («вот такой ужины»), они теряются и не могут сделать выбор.

Такое же психологически трудное состояние проживают и преодолевают дети в играх «Тетера», «Коршун», «Ворон Иван Петрович». Выработке самообладания, способности предвидеть ситуацию и как-то на нее влиять способствуют правила игры со сменой ролей «агрессора» и подвергающегося агрессивному воздействию.

Смена ролей представлена в игре «Коршун»: от роли неизбежной «жертвы» к роли «агрессора» Коршуна. В «Вороне И.П.» тоже есть ситуация, когда дети сначала боятся поодиночке и вместе, но, преодолевая страх, перетерпев его, в итоге щиплют убегающего от них «агрессора» Ворона.

Более жесткие игры с выраженным болевым воздействием «агрессора» существуют для подростков. Прежде всего, это игры с битьем («Жгут идет», «Хранитель жгута», «Номера»). В этих играх подросток всегда неожиданно попадает в ситуацию, когда его больно бьют жгутом, а он должен предпринять действия по своей защите или защите того, кого бьют.

В традиционных играх нашими предками были выработанысамые разные формы агрессивного воздействия в рамках жестких игровых правил. Это и щипки, шлепки (Пузырь), и щелбаны, и пинки, и дергание за волосы, и растяжки (Пузырь), и толчки (Хрен, Пузырь), и рывки (Хрен), и придавливания (Червячки), и скручивания (Крапивка), и, наконец, удары жгутом (Номера). И всё это - в сочетании со смехом, азартом и радостью. Именно игры с такими элементами, как ни удивительно, являются любимыми играми детей и подростков. Предполагаем, что неспроста. До определенного возраста для ребенка очень важно активное телесное воздействие. Не зря младенца пеленают (и достаточно «жестко»), обозначая, таким образом, границы тела. В дальнейшем активное физическое воздействие на тело ребенка (в том числе адекватное физическое наказание) является незаменимым позитивным фактором развития телесной и психофизиологической сферы человека. Однако в случае с физическим наказанием есть важное условие: физическое воздействие не должно диктоваться чувством мести и ее удовлетворения.

Выделенные в играх ситуации, в которых дети и подростки приобретают способность не терять самообладания при «агрессивном» воздействии, по нашему мнению, можно квалифицировать как профилактические в отношении такого личностного свойства как виктимность. Их можно классифицировать по разной степени эмоциональной напряженности, для разного возраста и контингента участников. К сожалению, естественная профилактическая среда (повседневная игровая практика детей, как дома, так и в образовательных учреждениях) в настоящее время крайне обеднена такими играми и играми вообще. Поэтому фольклорные игровые программы, которые отличает особая насыщенность профилактическими и коррекционными ресурсами могут стать, при соответствующей подготовке ведущих, хорошим профессиональным средством профилактики виктимности.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Франк Л.В. Виктимология и виктимность (об одном из направлений в теории и практике борьбы с преступностью). Душанбе: Изд-во Тадж. ун-та, 1972. 114 с.
  2. Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Ресурсы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 51–59. doi:10.17759/chp.2017130307
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика