Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению

ISBN: 978-5-94051-166-3

Год издания: 2017

 

Задачи специалиста-психолога в исполнительном производстве, связанном с воспитанием детей 306

Сухотин А.А., директор, АНО ДПО «Академия прикладной психологии и психотерапии», Москва, Россия, sukhotin@academpsy.org
Полный текст

В соответствии с ч. 1 ст. 109.3 ФЗ «,Об исполнительном производстве» при необходимости судебный пристав-исполнитель привлекает к участию в исполнительном производстве детского психолога. В инструктивных письмах ФССП России также содержатся рекомендации о привлечении к участию в исполнительных производствах, связанных с воспитанием детей, «в необходимых случаях» специалиста-психолога. Необходимость привлечения психолога возникает в тех случаях, когда ребенок не желает «общаться с другим родителем, либо перейти к одному из родителей».

На основании анализа инструктивных писем ФССП России можно выделить следующие задачи, которые решает специалист-психолог:

● оценка психологического состояния ребенка;

● дача рекомендаций в форме ответов на поставленные судебным приставом вопросы, которые «направлены на правильное исполнение исполнительного производства» и создание условий, исключающих «причинение несовершеннолетнему психологической и физической травмы в момент исполнения судебного решения»;

● выяснение причин нежелания ребенка общаться с взыскателем или отказа перейти к взыскателю;

● подготовка заключения специалиста, которое приобщается к материалам исполнительного производства.

Чаще всего психологу приходится работать в стрессовых условиях. Привлекаемый специалист-психолог каждый раз сталкивается с «чистой доской», т.к. у него отсутствует возможность ознакомления с заключением СПЭ или КСППЭ, даже если они проводились на этапе судебного процесса (а если не проводились?!). Как правило, в материалах исполнительного производства не содержится сведений, которые могли бы быть полезны психологу. Являясь к месту совершения исполнительных действий, психолог впервые видит ребенка и его родителей и должен в ограниченных временных условиях вникнуть в суть отношений между ребенком и обоими родителями.

За короткое время психологу необходимо решить следующие задачи: установить контакт с ребенком; провести психодиагностическое обследование ребенка с целью оценки его психологического состояния; принять участие в беседе с должником и взыскателем по отдельности с целью нивелирования их негативных установок друг к другу; совместно с представителем органов опеки и попечительства принять участие в беседе с должником и взыскателем с целью обсуждения деталей передачи и последующих взаимоотношений должника и взыскателя в части осуществления равных родительских прав по отношению к ребенку (на этом этапе обычно призывают родителей задуматься об интересах ребенка, напоминают им о негативных последствиях вовлечения ребенка в конфликт и т.д.).

Участие в исполнительном производстве, связанном с воспитанием ребенка, требует от психолога не формального, механистического проведения психодиагностического обследования с целью «отписать заключение», но в каждом случае индивидуального подхода. Например, при передаче ребенка в возрасте 2 года 7 месяцев после продолжительного (11 месяцев) периода разлуки с родителем (взыскателем) акцент в участии психолога может и должен быть поставлен на содействии в установлении контакта между ребенком и родителем и создании комфортных психологических условий для передачи ребенка.

ФСПП России придерживается абсолютно справедливой позиции, согласно которой «исполнительные действия не могут быть совершены вопреки интересам ребенка». Подводя итоги, хочется отметить, что в категории исполнительных производств, связанных с воспитанием ребенка, интересы ребенка (как и на предшествующей стадии судебного процесса) должны оставаться в фокусе внимания судебного пристава-исполнителя и всех привлекаемых к участию специалистов, в том числе специалиста-психолога. В таком случае цель участия специалиста-психолога может быть обозначена как содействие приставу в принятии решений, определяющих ход совершения исполнительных действий, в соответствии с интересами ребенка путем оценки психологического состояния ребенка и выявления причин нежелания общаться или отказа перейти к взыскателю.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [Электронный ресурс.] URL: http://base.garant.ru/12156199/ (Дата обращения: 24.10.2017 г.)
  2. Письмо Федеральной службы судебных приставов от 14.06.2012 № 12/01-14324-ТИ «О порядке организации работы при исполнении судебных решений об отобрании ребенка, об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения с ребенком» [Электронный ресурс.] URL: http://base.garant.ru/70249460/ (Дата обращения: 24.10.2017 г.)
  3. Письмо Федеральной службы судебных приставов от 25.02.2013 года № 12/01-4955-ТИ «Об исполнении судебных решений об отобрании ребенка, об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения с ребенком» [Электронный ресурс.] URL: http://docs.cntd.ru/document/499021220 (Дата обращения: 24.10.2017 г.)
  4. Письмо Федеральной службы судебных приставов от 30.04.2014 № 00011/14/24417-АП «Об осуществлении контроля за исполнением исполнительных документов, связанных с воспитанием детей» [Электронный ресурс.] URL: https://academpsy.org/media/2017/11/30-aprelya-2014-goda-00011-14-24417-AP.pdf (Дата обращения: 01.11.2017 г.)
  5. Письмо Федеральной службы судебных приставов от 28.04.2016 № 00011/16/37579-СВС «Об организации работы по исполнению исполнительных производств, связанных с воспитанием детей» [Электронный ресурс.] URL: http://base.garant.ru/71450924/ (Дата обращения: 24.10.2017 г.)
  6. Письмо Федеральной службы судебных приставов от 20.02.2017 № 00142/17/14840-СВС «Об исполнительном розыске детей» [Электронный ресурс.] URL: https://academpsy.org/media/2017/11/20-fevralya-2017-00142-17-14840-SVS.pdf (Дата обращения: 01.11.2017 г.)
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика