Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению

ISBN: 978-5-94051-166-3

Год издания: 2017

 

Особенности установления невербального контакта среди курсантов академии ФСИН России 93

Шин В.Г., Рязань, Россия, walera-shin.ya@yandex.ru
Полный текст

Затрагиваемая нами проблема выявления особенностей невербального проявления эмоций является весьма актуальной, так как одним из наиболее распространенных и эффективных методов пенитенциарной психологии и практики является наблюдение. Цель работы предложить практические рекомендации по увеличению личностного контроля эмоций при контакте с сослуживцами, сотрудниками, а в перспективе и с осужденными исправительных учреждений ФСИН России.

Исследование по теме проводилось в ФКОУ ВО АПУ ФСИН России. Общий объем выборки составил 30 человек. Методы и методики исследования: методика разработанная Л.Е. Богиной в лаборатории А.Е. Ольшанниковой, ВЭЭ – вопросник по эмоциональной экспрессии, анкетирование, наблюдение.

С целью всестороннего анализа заявленной проблематики исследования в методике выделены 9 каналов выражения эмоций. Испытуемыми нашего исследования стали курсанты 1 курса психологического факультета.

Курсантам необходимо было ответить на 48 предложений в опроснике. Методика выявляет 8 основных экспрессивных шкал. Девятая шкала включает в себя данные, на которые был дан ложный ответ, либо испытуемый не имел однозначного ответа на данный вопрос. Анализ данных происходит путем соотнесения конкретного ответа на вопрос с соответствующей экспрессивной шкалой.

Проведенное исследование выявило наиболее значимый экспрессивный канал при невербальном общении курсантов, это – мимическая активность (21 курсант). Совокупный результат по уровню речевой тревожности является средним. Следовательно, данный критерий находится в пределах оптимума, серьезных групповых отклонений не обнаружено.

Исследования показали, что подавляющая часть обучающихся курсантов первого курса психологического факультета не акцентирует своё внимание на сдерживании своих эмоций при межличностном контакте. Коммуникация между ними зачастую не носит служебный характер, а больше склоняется к товарищескому, дружественному. Это свидетельствует тому, что статус сотрудника УИС РФ на данный момент не ограничивает курсантов первого курса служебным этикетом и нормами служебного взаимодействия.

Решение данной проблемы исходит от элементарной непросвещенности курсантов в данной тематике. Исходя из этого, следует отметить основные практические рекомендации при изучении данной проблемы:

● установить первоисточники, базовые положения проявления эмоций у человека;

● ознакомиться с невербальными средствами коммуникации;

● полученные знания в ходе теоретического изучения необходимо ежедневно отрабатывать в форме практических упражнений;

● применять на практике методику, разработанную Л.Е. Богиной, для закрепления основных знаний по выявлению доминирующего экспрессивного канала как у отдельной личности, так и в группах;

● использовать метод наблюдения при проведении тренингов по невербальной коммуникации.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Реан А.А. Психология изучения личности - Спб.: Питер, 1999. 523 с.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика