Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению

ISBN: 978-5-94051-166-3

Год издания: 2017

 

Психологические особенности установления межличностного контакта пенитенциарного психолога с несовершеннолетним осужденным 466

Ушков Ф.И., Управление воспитательной, социальной и психологической работы , ФСИН, Москва, Россия, ushkov.f.i@yandex.ru
Полный текст

Выполнение профессиональных задач пенитенциарными психологами сопряжено с ситуациями, когда межличностные контакты являются затрудненными и осуществляются в силу профессиональной необходимости, поскольку центральное место в их профессиональной деятельности занимает работа с несовершеннолетними осужденными с конечной целью их исправления.

Наибольшее распространение на современном этапе получила концепция комплементарной природы контакта Л.Б. Филонова, которая включает модель последовательности изменений в состояниях участников контакта.

С целью конструктивного взаимодействия партнер (в нашем случае психолог ВК) должен преодолеть сопротивление шести защитных сфер несовершеннолетнего осужденного. Первая сфера базируется на страхе партнера, что собеседник получит оперативную информацию от него самого. Вторая блокирует эмоциональную синтонность, третья формирует тревожность из-за вероятного непонимания тенденции личности в самопрезентации. Четвертая появляется из-за тревог обнаружения маскируемых аффективных очагов. Пятая сфера стоит на страже вероятного некорректного воздействия на личность подростка. И наконец, шестая обеспечивает защиту от вероятной потери индивидуальности.

Это традиционные для нашего общества защиты подростков. Реализация положений концепции предполагает налаживание конструктивных отношений с партнером, ранее не склонным к общению.

Подростки воспитательных колоний представляют собой сложную общность индивидов, отличающихся своеобразными личностными особенностями и поведенческими характеристиками.

При этом наблюдается усиление противоречий, присущих этому возрасту:

- попыток самоутверждения с неуверенностью в себе;

- проявления сензитивности с агрессивностью;

- застенчивость с хамством и наглостью;

- отрицание принятых обществом правил с возвеличиванием кумиров.

Данные психологические противоречия при определенных условиях могут являться основой формирования девиантного поведения.

Успешность взаимодействий пенитенциарных психологов с данной категорией осужденных во многом определяется умением грамотно и профессионально строить общение с ними. Проблематичность данных контактов не ограничивается дихотомией «надо и не хочу». Нельзя забывать, что каждый из субъектов данных контактов является представителем антагонистичных структур и вносит в коммуникацию наряду с индивидуальными характеристиками и групповые составляющие.

К негативным последствиям профессионального межличностного контакта психологов УИС с несовершеннолетними осужденными, относятся:

1. Необходимость оперативного разрешения внутреннего противоречия между «надо» и «не хочу» с формированием стойкого превалирования нормативно-мотивационной структуры «надо» и преодолением ощущения ограничения свободы собственных действий, поскольку поведение ограниченно профессиональными требованиями.

2. Возможность проявления профессиональных деструкций (выгорание, отчуждение) как следствие необходимости включения значительных личностных ресурсов при работе в условиях профессионального контакта. Именно чрезмерная и продолжительная нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений является одним из основных предрасполагающих факторов развития профессионального выгорания.

В связи с вышесказанным профессиональный межличностный контакт всегда обусловлен взаимодействием, наполненным для человека личностным или служебным смыслом, где каждый из встречающихся ожидает от другого каких-то определенных действий, которые обычно, по его представлениям, бывают в подобных ситуациях.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ежова О.Н., Плотникова А.Л. , Тарасова С.А., Ушков Ф.И., Щербаков Е.А. Организация психолого-педагогической подготовки сотрудников, работающих с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях: учебно-методическое пособие. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. 73 с.
  2. Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. Психологические аспекты развития и проявления эмоционального выгорания сотрудников пенитенциарных учреждений как следствие профессиональной деятельности // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: матер.межрег. научн.-практ. конф., Томск 15-16 апреля 2014 г. / под общ. ред. к.п.н., А.А. Вотинова. Выпуск 2; Томский ИПКР ФСИН России. Томск Иркутск: Изд-во ООО «Мегапринт». 2014. С. 230-234.
  3. Пиюкова С.С., Ушков Ф.И., Ощепкова О.В., Ежова О.Н. Основные методы воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных в процессе их ресоциализации: учебно-методическое пособие. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. 46 с.
  4. Филонов Л.Б. Психологические способы установления контактов между людьми: Методика контактного взаимодействия. М., 1982. C. 45-67.
  5. Ушков Ф.И. Психологические характеристики осуществления межличностных контактов психологов ФСИН России и несовершеннолетних осужденных. Ведомости уголовно-исполнительной системы, №7, 2017. С.22-26.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика