Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению

ISBN: 978-5-94051-166-3

Год издания: 2017

 

Особенности мотивационно-потребностной сферы подростков, воспитывающихся в детских домах 460

Вакуленко А.А., студент факультета «Юридическая психология», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, vakulenko0108@gmail.com
Полный текст

В данной работе мы рассмотрим особенности мотивационно-потребностной сферы подростков, которые воспитываются в детских домах.

Подростковый возраст считается важным, и одновременно, одним из самых сложных этапов возрастного развития. Например, такие авторы как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин подчеркивают, что это возраст конфликтов и трудностей взаимодействия. Л.И. Божович рассматривает весь подростковый период как один большой кризис, в котором происходит перестройка мотивов.

Цель данного исследования состоит в выявлении особенностей мотивационно-потребностной сферы подростков, воспитывающихся в детских домах.

Понятие потребности и мотивы не равнозначны. Так как различные мотивы могут возникать на основе абсолютно схожих потребностей, и, наоборот, совершенно разные потребности человека приводят к возникновению одинаковых мотивов. Таким образом, не только потребности определяют мотивы человека. Они связаны с внутренней позицией, социальной ситуацией, структурными характеристиками (психическими свойствами, процессами, состояниями). Для того, чтобы выявить особенности потребностно-мотивационной сферы подростков, воспитывающихся в детских домах, особое внимание следует обратить на их физическое, психическое и интеллектуальное развитие, так как именно оно зачастую отличает их от других подростков.

У подростка, который воспитывался в условиях детдома, в ситуации материнской депривации нарушается саморегуляция, преобладает сниженное настроение, повышенная тревожность, и вследствие всего этого снижается потребность к познанию окружающего мира и мотивация к интеллектуальному развитию;

Жизненные ценности плохо сформированы, важно удовлетворение самых базовых потребностей;

Подростковый возраст связан с осознанием себя как личности и осознанием себя в системе отношений. Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и многие другие отечественные авторы выделяют в периодизации эпоху Отрочества, которую подразделяют на 2 стадии: младший подросток и старший. На стадии младшего подросткового возраста ведущей деятельностью выступает интимно-личностное общение со сверстниками, соответственно ведущим мотивом в этом возрасте является желание находится в кругу сверстников и занимать среди них весомое положение.

Младшие подростки, воспитывающиеся в детских домах, обладают особой системой интимно-личностного сферы и мотив взаимодействия со сверстниками искажен. В этой связи эмпатия у воспитанников в младшем подростковом возрасте сформирована недостаточно: у них не так сильно выявлена потребность разделить свои переживания с кем-либо, потребность сопереживания и сочувствия, потребность к совместным действиям и сотрудничестве со сверстниками.

На стадии старшего подросткового возраста ведущей деятельностью является учебно-профессиональная деятельность. Таким образом, ведущий мотивом здесь выступает самоопределение.

Воспитанники детского дома в старшем подростковом возрасте зачастую строят планы на очень близкое будущее, преобладают мотивы “сегодняшнего дня”. Мотивация выбора достаточно ограничена - старшие подростки исходят из “мне так хочется”, “я так мечтаю”, отсутствует конкретные цели. Если они и строят планы, то это планы на ближайшее будущее, а все что дальше - мечта.

Старшие подростки в детском доме испытывают трудности в самоопределении в связи с тем, что в данном учреждении преобладает коллективное воспитание, что не дает возможности раскрыть индивидуальные качества личности.

Снижается способность к самоопределению также по той причине, что у подростка отсутствует/ограничен контакт с родственниками, это значит, что у воспитанника нет примера самореализации. Старший подросток может вообще не знать прошлого своей семьи, и это приводит к трудностям построения собственного будущего.

Таким образом, воспитанники детского дома подросткового возраста - это подростки, которые обладают некоторыми особыми потребностями и мотивами, и требуют отдельного внимательного отношения со стороны педагогов-психологов.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995. С. 213-227.
  2. Выготский Л.С. «Педология подростка». Москва, 1931 г. 326 с.
  3. Кондрашкин А.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития: дис. ...канд. психол. наук / А.В. Кондрашкин. - Москва, 2013. - 170с.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 130 с.
  5. Маланкина Н.А., Особенности потребностно-мотивационной сфер воспитанников детского дома-школы//Интеграция образования и воспитания. 2008. №3. С.24-29.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика