Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению

ISBN: 978-5-94051-166-3

Год издания: 2017

 

Психологические детерминанты интернет-аддиктивного поведения 421

Власова Н.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности факультета психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Саратов, Россия, L1025173@yandex.ru
Полный текст

В современном мире компьютерные технологии развиваются очень быстро и всесторонне, вследствие чего, они становятся все более дешевыми, а значит более доступными. В результате, множество людей все больше и больше времени проводят за компьютером, телефоном, планшетом погружаясь в интересный, многогранный, но недостаточно изученный виртуальный мир. Впервые о проблеме Интернет-зависимости как о форме девиантного поведения заговорили еще в конце 80-х годов.

Детерминанты Интернет-зависимости. Анализируя современные исследования формирования аддиктивного поведения, мы приходим к выводу, что возникновение Интернет-зависимости имеет ряд отличительных особенностей. Так, например, формирование и развитие Интернет-аддикции происходит гораздо быстрее, чем, другие формы зависимого поведения. Рассматривая проблему Интернет-зависимости, имеет смысл исследовать стадии формирования и симптомы компьютерной зависимости.

На первой стадии человек пробует разные возможности в Интернете – общается в чатах, на форумах, конференциях на различные темы, играет в компьютерные игры. Постепенно пользователь формирует свой стиль в сети, который может компенсировать ему недостаток общения в реальной жизни. Общение в Интернете является наиболее приятной, но не основной частью жизни.

На второй стадии человек начинает все больше времени проводить в измененной реальности, увеличивает количество собеседников и тем для общения в сети, постепенно все больше отдаляясь от реальной жизни.

На третьей стадии потребность в компьютере становится уже ценностно-смысловой, личностно необходимой, меняет его круг общения. Отказ от Интернета может негативно влиять на его эмоциональное и физическое состояние.

Что касается характеристик Интернет-зависимых, то, по данным К. Янг, «Интернет-зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции; сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны"), вызывая тем самым определенную реакцию окружающих, получения признание окружающих».

Обусловленность возникновения информационно-зависимого поведения, служит легкодоступность получения информации: удобные виртуальные интерфейсы, краткосрочность получения информации, анонимность использования той или иной информации. По сравнению с реальными способами общения, в Интернете есть возможность представить себя кем угодно, одеть любую маску и назваться любым именем. Этот факт многие исследователи отмечают как один из немногих наиболее важных при формировании Интернет-зависимости.

При малейшем разочаровании или неудовольствии в Интернет-собеседнике можно прервать общение с ним и найти другого собеседника. Виртуальные социальные контакты устанавливаются гораздо легче, чем реальные, чему способствуют анонимность, безопасность, большая открытость и легкость общения в Интернете.

Игровая зависимость в Интернете или гэмблинг-зависимость, обладает рядом факторов побуждающих и располагающих к аддикции. А именно: нескончаемая вовлеченность, огромная трата временного интервала, отдаваемого игре; изменения круга интересов, ломка старых мотиваций с изменением на игровую, мысли, как правило, об игре, в воображении присутствуют в основном ситуации носящий игровой мотив.

В настоящее время, существует огромное количество возможностей, чтобы заняться Интернет коммерцией. Такая популярность подкреплена большими возможностями коммуникации в сети. Всего лишь находясь в одном месте, можно предложить свои услуги и продукты миллионам людей одновременно.

Таким образом, основной финансовой потребности, является также потребность в коммуникации. Еще одним видом Интернет-аддикции является киберсексуальная зависимость, она очень распространена в силу огромного потока информации содержащей порнографию, эротику и прочее. В эту ловушку попадают не только взрослые люди, но в первую очередь дети и подростки. Их психика не такая устойчивая и стабильная, а в совокупности с периодом полового созревания даёт синергетический результат по скорости и степени зависимости. В целом, очевидно, что превалирующая часть Интернет-зависимых имеет трудности в построении приемлемых схем и ситуаций для комфортного общения. Интернет-аддикты, возможно, изначально терпят неудачу в реальных попытках удовлетворить потребность в общении.

Данный анализ приводит нас к выводу о том, что необходимо создать комплексные меры профилактики по проблеме Интернет-аддикции, которые могли бы дать эффективную поддержку детям, подросткам и молодежи по преодолению этой особой формы делинквентного поведения.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Богров А.Г. Психологический феномен Интернет-аддикции. – Волгоград: ООО Издательство «Волгоград», 2009. С. 42-56.
  2. Кончаковскийт Р.В. Сетевое Интернет-сообщество как социокультурный феномен: дисс. канд. соц. наук. Екатеринбург. 2010. С.14-39.
  3. Мартьянов Д.С. Практика взаимодействия Интернет-сообщества и политических акторов в современной России: Дисс. канд. полит. наук. - СПб[1] , 2007.
  4. Омельченко Н.В. Личностные особенности играющих в компьютерные игры: Дисс. канд. психол. наук. – Краснодар. 2011. С.4-33.
  5. Янг К.С. Диагноз – Интернет-завимость / К. С. Янг // Мир Internet. 2000. № 2. С.24-29.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика