Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Психология образования в XXI веке: теория и практика

ISBN: 978-5-9935-0236-6

Издатель: Издательство ВГСПУ «Перемена»

Год издания: 2011

 

Развивающий потенциал самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам

Черная А.В., доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и возрастной психологии, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия, avchernaya@sfedu.ru
Полный текст

Актуальность исследования содержания и проектирования форм организации самостоятель­ной работы студентов в системе высшего профессионального образования связана с возросшими тре­бованиями к набору профессиональных качеств, которыми должен самостоятельно овладеть студент.

В психологии профессионального образования исследовательский интерес к изучению само­стоятельной работы студентов смещался от анализа ее сущностных характеристик, педагогических условий оптимизации к системному, междисциплинарному подходу. Данная тенденция нашла от­ражение в содержании ФГОС ВПО по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образова­ние» [1], в нормативных документах МО РФ, предусматривающих увеличение доли самостоятель­ной работы студентов в системе профессионального образования [2].

Концепт «самостоятельная работа/деятельность студентов» раскрывает, с одной стороны, пси­хологические составляющие учебно-профессиональной деятельности, в структуре которой само­стоятельная работа рассматривается в качестве условия активизации личностного потенциала об­учающегося, развития познавательных интересов, рефлексивных способностей. Акцент на дидак­тическую сторону самостоятельной работы студентов требует анализа комплекса образовательных технологий, конструирования их содержания и методов педагогического руководства.

Сущностная характеристика самостоятельной работы студентов, специально организован­ной в рамках учебного процесса в сочетании с самостоятельно проектируемой и реализуемой сту­дентом вне институционального контроля, непосредственным образом связана с представлением о совокупности качеств профессионала, ориентированного на получение базового опыта научно­исследовательской и прикладной деятельности в соответствии с профилем специальности.

Компетентностный подход – организационно-целевая основа самостоятельной работы сту­дентов. В широком социальном контексте принятая в западноевропейских системах профессио­нального образования модель обучения на основе компетенций, интерпретируемая в российской системе высшего профессионального образования как «компетентностный подход», обеспечива­ет отработку профессионально значимых компетенций, отвечающих потребностям современного рынка труда и конкретного работодателя, способствующих интеграции специалиста в профессио­нальную деятельность.

В практике вузовского образования компетентностный подход объединяет усилия ученых по разработке стандартов профессионального образования с принципиально новым содержатель­ным, технологическим, организационным и оценочным наполнением. Компетентностная модель как ядро ФГОС ВПО нового поколения психолого-педагогического образования задает ориентиры в подготовке кадров для системы педагогического образования.

Компетентностная рамка психолого-педагогического образования, базирующаяся на деятель­ностном подходе, выстраивается исходя из анализа содержания профессиональной деятельности, опре­деляя наборы/списки компетенций, необходимых в профессиональных видах деятельности: социально­педагогической, образовательной, психолого-педагогическом сопровождении (уровень бакалаври­ата). Уровень магистратуры дополнен новыми видами деятельности – научно-исследовательской, научно-методической, организационно-управленческой и соответствующими им компетенциями.

Идейным ядром комплекса профессиональных компетенций, соответствующих отдельным видам деятельности, выступают психологические категории «развитие», «социальная ситуация», «взаимодействия по линиям “ребенок – взрослый”, “ребенок – ребенок”», «ведущие деятельно­сти – игровая, учебная».

Исходя из идей компетентностного подхода, мы определили задачи, содержание и методы ор­ганизации самостоятельной работы студентов как внутренне мотивированной и структурированной деятельности, осуществляемой вне институционального контроля и специально организованной преподавателем. В понимании развивающего характера самостоятельной работы/деятельности сту­дентов на уровне бакалавриата мы исходили из ее ориентации на формирование базового профес­сионального опыта в образовательной деятельности и деятельности по психолого-педагогическому сопровождению онтогенеза развития.

Ресурсное обеспечение самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам. Социальный императив общества знания, провозглашенный в программных доку­ментах ЮНЕСКО и активно поддерживаемый документами болонского процесса – образование на протяжении жизни, требует организации самостоятельной работы студентов с широким использо­ванием информационных коммуникационных технологий (ИКТ). Предметное поле исследований в области использования ИКТ в профессиональном образовании актуализирует проблему психолого­педагогического руководства самостоятельной работой студентов с информационно-методическими ресурсами и базами данных, сетевыми источниками информации, аудио-, и видеоматериалами.

Один из очевидных приоритетов в ресурсном обеспечении самостоятельной работы студен­тов направления «Психолого-педагогическое образование» – обеспечение доступа студента к ин­формационным ресурсам по педагогике и психологии в глобальных компьютерных сетях и свобод­ной навигации в них. Общая информационная осведомленность современного студента позволяет ему быстро ориентироваться в Сети посредством технологий быстрого поиска. Однако установка на извлечение без труда и усилий «готового продукта» из многочисленных коллекций рефератов, курсовых, дипломных работ, диссертаций выхолащивает развивающие возможности самостоятель­ной работы с ресурсами Интернета. Акцент на культуру научного поиска информации требует про­фессионального подбора ресурсов, соответствующих сфере и объекту профессиональной деятель­ности. К ним можно отнести ресурсы, представленные: 1) на федеральных образовательных порта­лах «Российское образование», «Российский общеобразовательный портал», «Российский портал открытого образования», «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», «Об­разовательный видеопортал Univertv»; 2) в электронных научных библиотеках и полнотекстовых базах данных на русском Научная электронная библиотека E-library», «Флогистон», «Россий­ская психология», «PsyJornals») и английском (EBSCO, JSTOR Plant Science, Elsevier) языках; 3) на сайтах ведущих российских образовательных и академических институтов РАН и РАО; междуна­родных образовательных порталах global learning portal, The global Text project.

Отбор ресурсов сети Интернет для организации самостоятельной работы студентов решает задачи развития информационных компетенций, формирования опыта поиска и систематизации ин­формации, релевантной исследовательским и прикладным задачам, овладения технологиями работы с информационными базами данных по психологии и педагогике на русском и иностранном языках.

Особая роль в организации самостоятельной работы студентов принадлежит электронным образовательным ресурсам (ЭОР). Опыт деятельности кафедры психологии развития и возраст­ной психологии по созданию электронных образовательных ресурсов для организации самостоя­тельной работы студентов отражен в содержании электронного учебного пособия «Самостоятель­ная работа студентов по психолого-педагогическим дисциплинам», прошедшего процедуру регистра­ции в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО) Институ­та научной информации и мониторинга РАО [3]. Учебное пособие представляет собой гипертексто­вый электронный ресурс, составленный на модульной основе. В нем раскрыты психологические, ди­дактические содержательные, технологические аспекты организации самостоятельной работы сту­дентов по дисциплинам «Психология развития», «Психологическая служба в образовании», «Ме­тодика преподавания психологии», входящим в федеральный компонент ФГОС ВПО по направле­нию 050700-«Педагогика», профиль подготовки «Практическая психология в образовании», а так­же в образовательный модуль дисциплин кафедры учебного плана «Психология образования» по направлению 050400-«Психолого-педагогическое образование».

Модуль «Научные основы организации самостоятельной работы студентов по психолого­педагогическим дисциплинам» представлен обзором теоретических подходов к организации само­стоятельной работы студентов, психолого-педагогическими характеристиками самостоятельной работы студентов. Подробно рассматриваются организационные основы проектирования содержа­ния, принципы и критерии отбора заданий, методы и технологии организации, методическое обеспе­чение, особенности психолого-педагогического сопровождения СРС.

Во втором модуле «Содержание самостоятельной работы студентов по психолого­педагогическим дисциплинам» в качестве исходной выбрана модульная организация учебного ма­териала по вышеназванным учебным дисциплинам. Структура модуля включает его комплексную цель, краткое содержание материала, блок исследовательских, практико-ориентированных и проект­ных заданий, оценочный блок с вопросами для самоконтроля, итогового контроля, системой тесто­вых материалов. Блок заданий для СРС по каждому модулю снабжен методическими рекомендация­ми и информационными ресурсами: библиографическими материалами, текстовыми, аудио-, видео-, фото-, телематериалами, фрагментами видеолекций ведущих отечественных и зарубежных ученых.

Концепция учебного модуля выстроена исходя из представления о модуле учебного курса как завершенной с точки зрения результатов обучения единице программы, имеющей четко сформу­лированные результаты и критерии оценки. Конструирование учебного модуля дисциплин с ори­ентацией на требования ГОС ВПО второго и третьего поколения определило логику подбора зада­ний для самостоятельной работы студентов с учетом уровневого подхода, в рамках которого зада­ния структурированы по степени сложности.

Задания первого уровня сложности связаны с репродуктивным усвоением материала, преду­сматривают работу студента с опорой на алгоритмические предписания, инструкции, рекомендации и представлены такими формами, как составление структурно-логического конспекта, развернуто­го плана, тезисов, аннотаций, резюме, библиографических списков, систематизированных карто­тек. В основе заданий первого уровня – комплекс задач по развитию аналитических способностей в работе с научным текстом, готовности к самостоятельному прочтению текста.

Задания второго уровня сложности ориентированы на аналитическую деятельность, связа­ны с подготовкой самостоятельных научных сообщений, докладов, рефератов, рецензий на науч­ные, учебные, учебно-методические работы, в том числе студенческие; разработку образователь­ных и исследовательских проектов с последующими их презентациями, выступлениями, защитами на семинарах, «круглых столах», научно-практических конференциях, консультативных встречах.

Приведем примеры заданий второго уровня сложности и сопряженных с ними компетенций в учебном модуле дисциплины «Психология развития». Задание по подготовке презентации «Срав­нительный анализ дневников развития ребенка» актуализирует такие профессиональные компетен­ции, как способность к сравнению исторического и личного времени в дневниках развития ребен­ка; психологический анализ фактологических дневниковых материалов; историческую реконструк­цию содержания детских деятельностей (игровой, исследовательской, художественно-творческой) детей разных поколений. Задание по составлению автобиографического текста «Любимая игруш­ка моего детства» ориентировано на формирование способностей, связанных с обращением к ав­тобиографической памяти, рефлексией индивидуального игрового опыта.

Задания третьего уровня сложности в творческом формате предполагают вовлечение широкого арсенала современных информационных, компьютерных, интерактивных технологий в работе над написанием творческих эссе, статей и тезисов для участия в студенческих научных конференциях [4], созданием портфолио, проектов, веб-досье. В творческих заданиях наиболее привлекательны их инновационный характер, возможность выхода в широкое поле профессиональных компетенций, работа с личностным потенциалом студента, ориентация на самостоятельность, инициативность.

В содержание третьего модуля «Практикум по психолого-педагогическим дисциплинам» вклю­чены диагностический инструментарий, нормативные документы по психолого-педагогическому образованию, образцы выполнения презентаций, развивающих, тренинговых программ, исследо­вательских проектов.

Опыт организации самостоятельной деятельности студентов по психолого-педагогическим дисциплинам представлен инновационными образовательными проектами, реализованными бака­лаврами второго и третьего курсов. Их содержание определялось исходя из запросов практики об­разования с ориентацией на социально значимые научные и прикладные проблемы.

В течение 2008–2011 уч. гг. инициированы несколько таких проектов. Совместно с НИИ био­логии ЮФУ разработан и реализуется проект развивающей программы по гармонизации межполо­вых отношений в детской и подростковой среде в образовательных учреждениях г. Ростова-на-Дону (куратор – Т.И. Белик, руководитель общественной организации «Наука здоровья»).

На базе НИИ онкологии реализуется проект по психологическому сопровождению детей с онкологическими заболеваниями и их родителей (куратор – ассистент Т.В. Лобода).

В рамках совместной деятельности с МОУ лицеем № 13 Пролетарского района г. Ростова­на-Дону по реализации проекта ассоциированных школ ЮСЕСКО в 2011 г. реализованы инноваци­онные образовательные программы «Я могу знать свои права», «Инициативы ЮНЕСКО и ЮНИ­СЕФ в сфере охраны прав человека, содействия культурному разнообразию, охраны нематериаль­ного и материального наследия» (руководитель – А.В. Черная).

Компетентностная рамка инновационных проектов охватывает широкий объем общекультур­ных и профессиональных компетенций в сфере одного из видов профессиональной деятельности бакалавров (психолого-педагогического сопровождения образования), связанных с особой культу­рой поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе, обеспечения комплекса задач по успешной социализации, сохранению и укреплению здоровья, защите прав детей и подростков [5].

Остановимся на опыте реализации проекта для младших школьников «Я могу знать свои пра­ва». Идея проекта, приуроченного к празднованию двадцатилетия ратификации ЮНЕСКО Конвен­ции о правах ребенка, – актуализация знаний о правовом статусе детства, продвижение междуна­родных инициатив по правам ребенка непосредственно в школах, в работе с детьми.

Изучение истории Конвенции, знакомство с содержанием ее статей, анализ социальных до­стижений в области защиты и поддержки детства в России и мире позволили студентам структу­рировать программу мероприятий проекта «Я могу знать свои права» для младших школьников. В программу включены презентационные материалы информационного характера о деятельности ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ по охране прав ребенка, тренинги, ролевые игры, просмотр видеороликов, оформление постеров, сочинение сказок. Проект реализован студентами в рамках внеклассных ме­роприятий на базе МОУ СОШ № 65 и МОУ лицея №13 Пролетарского района г. Ростов-на-Дону. Са­мостоятельная проектная деятельность по разработке и реализации проекта является залогом вдум­чивого использования в будущей профессиональной деятельности Конвенции о правах ребенка.

Развивающая программа «Инициативы ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ в сфере прав человека, куль­турного разнообразия, сохранения материального и нематериального наследия» (в рамках реали­зации проекта Ассоциированных школ ЮНЕСКО «Диалог культур и конфессий в образователь­ном пространстве школы») направлена на знакомство учащихся 4–7-х классов с приоритетными направлениями деятельности и программными документами ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ в сфере охра­ны прав человека и ребенка («Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребен­ка»); содействия культурному разнообразию и диалогу культур («Всеобщая декларация о культур­ном разнообразии»); охраны материального и нематериального культурного наследия («Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» и «Конвенция об охране нематериаль­ного культурного наследия»). Содержание программы ориентировано на формирование у школьни­ков гражданской позиции, толерантного отношения к представителям других культур и конфессий.

Опыт организации самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисци­плинам демонстрирует развивающие возможности продуктивного сопряжения компетентностной рамки профессиональной деятельности и содержательных основ самостоятельной работы/деятель­ности студентов. В такой организационно-деятельностной парадигме выстраивается перспектива формирования развивающего психологического потенциала специалиста в системе психолого­педагогического образования.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»): утв. Мин­вом образования и науки Российской Федерации 22.03.10, приказ № 200; Федеральный государственный стан­дарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр»): утв. Мин-вом образования и науки Российской Федера­ции 16.04.10, приказ № 376 (любое изд.).
  2. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений: Инстр. письмо Мин-ва образования Российской Федерации от 27.11.2002. №1455 (любое изд.).
  3. Черная А.В., Чекунова Е.А., Погорелова Е.И. «Организация самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам, направление 050700 «Педагогика», профиль подготовки «Практи­ческая психология в образовании» [Электронное учебное пособие] // Объединенный фонд электронных ре­сурсов «Наука и образование», свидетельство о регистрации электронного ресурса № 15067.
  4. Студенческий научный форум: материалы общерос. студ. электрон. науч. конф. 15–20 февр. 2009 г. Секция «Развитие личности в контексте культуры и образования».
  5. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно­воспитательном процессе в условиях модернизации образования: Прил. к письму Минобразования России от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 (любое изд.).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика