Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Психология образования в XXI веке: теория и практика

ISBN: 978-5-9935-0236-6

Издатель: Издательство ВГСПУ «Перемена»

Год издания: 2011

 

Развитие эмоционального интеллекта будущего педагога

Симонова Л.Б., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета, irina.simonova@mail.ru
Полный текст

Педагогическая деятельность насыщена напряженными ситуациями, связанными с возмож­ностью повышенного эмоционального реагирования. Каждая напряженная ситуация вызывает у пе­дагога эмоциональное напряжение, которое может проявляться в пассивно-защитной или агрессив­ной форме. Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на молодых педагогов. Так, Н.И. Андреева предполагает, что синдром эмоционального выгорания начинает складываться у бу­дущих педагогов еще в период обучения в вузе, если нет систематической работы по его профилак­тике [1, с. 5–7]. К сожалению, существующие формы академического обучения в педагогическом вузе не имеют специфической направленности на формирование эмоционально-коммуникативных и регуляторных способностей, качеств, составляющих эмоциональную сферу личности. Тенденция к технократическому, информационному развитию общества негативно влияет на развитие эмоцио­нальности молодых людей. Мы видим возможность решения данной проблемы в целенаправлен­ном развитии эмоционального интеллекта будущих педагогов.

В психологической литературе освещаются вопросы, связанные с изучением отдельных про­фессионально значимых личностных свойств и способностей, которые входят в структуру эмо­ционального интеллекта. Эмоциональный интеллект, по определению Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, – это группа ментальных способностей, которые побуждают к осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих [3]. Выделяют четыре главных составляющих эмо­ционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, эмпатию, навыки отношений. Д. Гоулман выделяет наряду с ними еще и пятую составляющую – мотивацию. В структуре эмоционального интеллекта есть два аспекта: внутриличностный и межличностный. Первый образуют следующие компоненты: осознание своих чувств, самооценка, уверенность в себе, ответственность, терпи­мость, самоконтроль, активность, гибкость, заинтересованность, открытость новому опыту, моти­вация достижения, оптимизм; во второй входят такие компоненты, как коммуникабельность, аль­труизм, открытость, эмпатия, способность учитывать и развивать интересы другого человека, ува­жение к людям, способность адекватно оценивать и прогнозировать межличностные отношения, умение работать в команде. Эмоциональный интеллект выступает как системообразующий фактор продуктивности педагогической деятельности.

Д. Гоулман в своих исследованиях эмоционального интеллекта показал, что жизненный успех человека определяется не столько общим уровнем умственного развития, сколько теми особенно­стями его разума, которые определяют способность к самопознанию и эмоциональной саморегу­ляции, умение выражать свои чувства, понимать состояния других людей и тонко реагировать на них. Именно уровень эмоционального развития, по мысли автора, определяет жизненную и про­фессиональную успешность людей.

На наш взгляд, эмоциональный интеллект педагога опосредует гуманистическую направлен­ность во взаимодействии с учениками и другими субъектами образовательного пространства, спо­собствует реализации индивидуального подхода в развитии личности и обучении, показывает уро­вень личностной зрелости педагогов. Эмоциональный интеллект – неотъемлемая личностная со­ставляющая педагогического мастерства, поскольку только состоявшаяся, зрелая личность может воспитать другую полноценную и зрелую личность. Основной педагогической задачей учителя яв­ляется не столько передача знаний, формирование умений и навыков, сколько пробуждение позна­вательной активности детей, организация учебной и познавательной деятельности через педагоги­ческое общение и диалог с учащимися.

Правильно организованное педагогическое общение формирует позитивный эмоциональный опыт, приобретаемый учащимися в школе. Детство и отрочество представляют собой «окна воз­можностей», необходимые для закрепления существенно важных эмоциональных особенностей, которые в дальнейшем будут управлять жизнью ребенка (Там же, с. 13). Низкий уровень эмоцио­нального интеллекта способен привести к затруднению в осознании и определении собственных эмоций, что повышает риск возникновения психосоматических заболеваний. Недостаток эмоцио­нального интеллекта расширяет диапазон рисков – от депрессии или склонности к насилию до на­рушений питания и злоупотребления наркотиками. Таким образом, умение разбираться в собствен­ных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ученика и учителя.

Формирование качественных психических новообразований ученика достигается только че­рез эмоционально окрашенное, личностное взаимодействие с учащимися, опосредованное един­ством воли мышления и эмоций – эмоциональным интеллектом педагога.

Поскольку ведущим видом деятельности в студенческом возрасте является овладение про­фессией, то развитие эмоционального интеллекта в этом возрасте в целом осуществляется через профессиональное развитие и саморазвитие. По поводу возможности развития эмоционального ин­теллекта в психологической науке существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень эмоционального интеллек­та (ЭИ) невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмо­циональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Го­улман) считают, что ЭИ можно развивать. Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни.

И.Н. Андреева выделяет следующие методы развития эмоционального интеллекта: групповой тренинг, индивидуальный тренинг, коучинг [1]. Разработанные в последнее время вузовские про­граммы, реализуемые в учебной практике чаще всего как курсы по выбору, включают развитие эмо­циональной компетентности будущих педагогов. Занятия, сочетающие проблемно-ориентированные и активные социально-психологические методы обучения, являются эффективным средством раз­вития психологической культуры будущих педагогов. Данные курсы оказывают позитивное влия­ние на развитие внутриличностного и межличностного аспектов эмоционального интеллекта и мо­гут быть использованы в обучении как эффективное средство формирования эмоционального ин­теллекта студентов педагогических учебных заведений. Вышесказанное подтверждает необходи­мость развития эмоционального интеллекта студентов педагогических учебных заведений в про­цессе их профессиональной подготовки.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Андреева И.Н. Синдром эмоционального выгорания у студентов педагогических и юридических специальностей // Феномен человека в психологических исследованиях и в социальной практике : материа­лы I Междунар. науч.-практ. конф. Смоленск, 2003. С. 5–7.
  2. Андреева И.Н. Способности эмоционального интеллекта: гендерные различия // Психология и со­временное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., г. Санкт-Петербург, 13–14 апр. 2007 г. СПб., 2007. Ч. 1. С. 12–15.
  3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М. : АСТ, 2010.
  4. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М. : Альпина, Паблишерз, 2010.
  5. Кетс де Врис М. Мистика лидерства : развитие эмоционального интеллекта. М. : Альпина Бизнес Букс, 2007.
  6. Манойлова М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков : ПГПИ, 2004.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика