Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Психология образования в XXI веке: теория и практика

ISBN: 978-5-9935-0236-6

Издатель: Издательство ВГСПУ «Перемена»

Год издания: 2011

 

Социальные интернет-акции для родителей как ресурс повышения родительской компетентности

Болсуновская Н.А., педагог-психолог гимназии №13 г. Красноярска, Красноярск, Россия
Колотева Е.Ю., Педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Михайловка» Волгоградской области, Россия, ekoloteva@ya.ru
Полный текст

Большинство взрослых людей – родители, молодые или не очень, имеющие достаточный жизненный опыт или без такового. Родительство – ответственная роль и позиция, в которой взрос­лый находится 24 часа в сутки, и где требуется тщательное профессиональное и последовательное выполнение всех условий для успешной социализации ребенка. От компетентности родителя в во­просах воспитания во многом зависит судьба ребенка. Вместе с тем, несмотря на важность овла­дения взрослым родительским мастерством, становление родителей обычно рассматривается как дело семейное, частное, личное, в противовес обучению профессии, вождению машины и дресси­ровке животных, где существуют специальные программы обучения и стандарты, школы и серти­фикация. Все это приводит к тому, что в настоящее время родители осваивают науку родительско­го мастерства сами, часто методом проб и ошибок, моделируя отношения, сложившиеся в их роди­тельских семьях. При этом процесс воспитания ребенка не всегда осуществляется на основе кон­структивных способов.

Данные мониторинга, проведенные по заказу Национального фонда поддержки детей¸ ока­завшихся в трудной жизненной ситуации, показывают, что половина родителей практикуют телес­ные наказания детей, и только 14% родителей знают, что они могут быть наказаны за жестокое об­ращение с ребенком. Таким образом, вопросы, связанные с поддержкой родителей в овладении ро­дительским мастерством, являются актуальными. Не должна оставаться в стороне от данных во­просов и современная система образования, т. к. успешность обучения ребенка в школе зависит от того, насколько грамотно выстроено партнерство семьи и школы, выступают ли родители союзни­ками школы, согласованы ли со школой их требования к ребенку.

Однако партнерство семьи и школы, оказание школой поддержки родителям в овладении ро­дительскими навыками должно осуществляться не в формах лекций и нотаций, призывах активно участвовать в жизни школы. Наоборот, важно создавать условия для включения родителей в такую деятельность, в рамках которой они сами бы искали решения и делали выводы, осваивали навы­ки и приемы воспитания, стремились к более тесному взаимодействию со школой в дальнейшем. Необходимо, чтобы школа стала пространством, где родителям ненавязчиво помогут в воспитании ребенка. При этом школа должна учитывать современные реалии, в которых протекает жизнь со­временных родителей. Информационные технологии все шире входят в жизнь человека, меняют ее, формируют новые потребности и открывают возможности, которые не были доступными ранее. Социальные сети, интернет-документы, программы для дистанционных коммуникаций, совмест­ной деятельности, форумы, блоги, Wiki – все это активно используется современными родителя­ми, школьниками, и они заинтересованы в том, чтобы выстраивать отношения со школой на осно­ве современных технологий, в формате интернет-коммуникаций.

Использование интернет-технологий позволяет сделать деятельность школы видимой, от­крытой для родителей, увеличить оперативность взаимодействия родителей и школы, предоста­вить услугу дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса (консульта­ции, родительские собрания, обсуждения, форумы), создать интернет-базы знаний, реализовать интернет-проекты для родителей и семей, усилить деятельностную составляющую работы с роди­телями (в Интернете лекцию не прочитаешь), открыть новые формы работы с родителями, кото­рые раньше не были возможны.

Одной из таких форм является проведение социальных интернет-акций для родителей. Со­циальная акция – понятие не новое. Данный термин активно употребляется в обществе в контек­сте организации специальной деятельности, имеющей целью привлечь внимание к определенной проблеме, желательному способу деятельности и т.д.

Особенностью социальных акций является то, что участники включатся в выполнение про­стых действий, составляющих единое целое, которые в конечном итоге и должны привести к до­стижению целей. Молодежь выкладывает в пространстве огромный флаг России, родители созда­ют совместно в Интернете книгу родительских заповедей и отказываются от ремня, присоединя­ясь к движению против насилия, – эти и другие примеры акций наглядно иллюстрируют сущность акции и ее составляющие.

Говоря о характеристиках акции, можно отметить наличие идеи/проблемы, к которой при­влекается внимание;

– наличие креативного простого способа, с помощью которого привлекается внимание к про­блеме: акция – это чаще всего «красиво и необычно»;

– наличие конечного продукта;

– распространение информации об акции через разные каналы для того, чтобы максималь­ное количество человек приняло участие в ней;

наличие ограничения по срокам и кратковременный характер мероприятия;

– эмоциональный характер мероприятия;

– простота действий и одновременно емкость, насыщенность мероприятия;

– добровольность участия.

 

Проведение социальных акций может рассматриваться в качестве эффективной технологии работы психолога с родителями. С помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого количества родителей нужную идею, привлечь внимание к проблеме. Все это позволяет транслировать позитивный ценностный ряд и ненавязчиво задавать ориентиры.

В числе преимуществ использования акций находятся их ненавязчивость и непрямой харак­тер воздействия в противовес наиболее распространенной лекционной форме работы с родителя­ми. Акции относятся к технологиям непрямого обучения, когда родители участвуют в мероприятии добровольно, а цели достигаются за счет того, что они сами открывают для себя новые знания, де­лают выводы, присваивают ценности, включившись в специально организованную деятельность в социальной среде. При этом родители сами определяют меру своего участия в акции.

Одним из достоинств социальных акций также является то, что эффект от мероприятия ощу­щают не только ее непосредственные участники, но и опосредованные – те, кто читают про меро­приятие в СМИ и знакомятся с итоговым продуктом. При проведении акции часто вступает в дей­ствие принцип «сарафанного радио», когда родители самостоятельно привлекают к участию дру­гих, оценив пользу и результативность собственного участия.

Существуют разные виды проведения акций по форме организации и конечного продукта: игра, квест, митинг, флэшмоб, конкурс, концерт и т.д. Они могут реализовываться как в реальном, так и в интернет-пространстве.

Межрегиональной командой педагогов-психологов в рамках Всероссийского конкурса «Педагог-психолог 21 века» было организовано и проведено несколько социальных интернет-акций для родителей. Среди них акция «Удивительный мир детства для любящих родителей», целью кото­рой являлось создание условий для обогащения опыта в вопросах воспитания детей, освоение но­вых приемов, навыков эффективного взаимодействия с ребенком. Уникальность данной акции со­стояла еще и в том, что она включала шесть различных и самостоятельных интернет-мероприятий для родителей: квест «Неагрессивное поведение, или У кого кулак больше», акции «Лики любви», «Мостик из слов», «Возвращение Мери Поппинс, или Мы родом из детства», виртуальная гостиная «Мы – родители», мастерская интересных находок для родителей «Чудеса у камина». В акции при­няли участие 85 человек, ими было оставлено 205 комментариев в интернет-пространствах акции.

В марте–мае 2011 г. была организована и проходила Всероссийская интернет-акция для ро­дителей «Родители – лучшие в мире воспитатели: что посеешь, то и пожнешь», в которой приняли участие более 100 человек. Идея данной акции – показать родителям, что результат родительско­го воспитания во многом зависит от грамотности действий мамы и папы. Результатом акции ста­нет интернет-книга родительской мудрости, в которой каждый родитель сможет найти ответы на вопросы. Параллельно реализуется интернет-акция в формате квеста «Как мамы секреты воспита­ния открывали, или Быть компетентным – круто», направленная на то, чтобы напомнить родите­лям важность организации воспитательного процесса в семье без насилия на основе доверия, люб­ви и грамотной системы требований к ребенку.

Наряду с проведением акций командой отслеживается результативность их проведенных че­рез обратную связь, анализ продуктов деятельности, динамику посещаемости и т.д. Так, анализ по­казал, что в результате проведенных акций родителям удалось:

– актуализировать свои потребности общения с детьми;

– узнать подробнее о причинах и способах решения трудных ситуаций, возникающих при воспитании;

– проанализировать собственные ошибки воспитания и найти пути их преодоления;

– поделиться приемами воспитания, используемыми в семьях, и обменяться родительским опытом;

– получить информационную консультационную поддержку по вопросам воспитания детей и подростков;

– освоить новые практики взаимодействия с ребенком;

– увидеть собственного ребенка с другой стороны;

– «зарядиться» мотивацией на дальнейшее повышение родительской грамотности.

 

Таким образом, использование социальных интернет-акций в работе с родителями может рас­сматриваться в качестве новой эффективной практики повышения родительской компетентности. Принять участие в интернет-акциях и более подробно познакомиться с материалами акций можно в блоге психолога для родителей (http://schoolpsycholog.blogspot.com) и на сайте сообщества «Соц­образ» (http://www.openclass.ru/).

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика