Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Психология образования в XXI веке: теория и практика

ISBN: 978-5-9935-0236-6

Издатель: Издательство ВГСПУ «Перемена»

Год издания: 2011

 

Практическая подготовка психологов образования на уровне бакалавриата

Егорова М.А., кандидат педагогических наук, Декан факультета психологии образования, Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, mareg59@mail.ru
Полный текст

Глубинные изменения российского общества требуют научно обоснованных инновацион­ных подходов к решению проблемы профессиональной подготовки психологов для системы об­разования. На рынке образовательных услуг востребованы молодые люди, способные творчески подходить к решению актуальных психологических проблем детства, семьи, образования. Вы­пускник университета, вступающий в договорные отношения с работодателем, должен обладать компетенциями, которые позволят полноценно включиться в трудовую деятельность и эффектив­но выполнять должностные обязанности. Обобщенный образ выпускника направления подготов­ки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» задается в первую очередь запросами тех учреждений, куда он трудоустраивается. Именно области профессиональной деятельности (обра­зование, здравоохранение, социальная сфера, культура) определяют необходимый перечень про­фессиональных умений и навыков, уровень и глубину теоретической и общекультурной подготов­ки и, конечно, личностные и индивидуальные характеристики, важные для психологов образова­ния. Ориентация на стандарт профессиональной деятельности психолога образования определяет целевую установку основной образовательной программы (ООП). Компоненты компетентностно­го портрета становятся своеобразными «точками роста» для всех учебных мероприятий. Они же являются основой:

1) образовательной парадигмы факультета, кафедры, ведущих подготовку психологов для системы образования (фундаментальная психологическая и педагогическая подготовка и практико­ориентированный характер обучения);

2) новой модели практики, которая является обязательной и ориентирована на профессионально­практическую подготовку учащихся.

Современный руководитель имеет возможность выбирать претендентов на вакантные долж­ности, поэтому образовательная программа призвана обеспечить у будущих педагогов-психологов конкурентные преимущества. Содержательная характеристика этих преимуществ наиболее полно представлена как перечень компетенций в Федеральном государственном образовательном стандар­те высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 050400.62 «Психолого­педагогическое образование» (приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2010 г. № 200). Компетенции сформулированы с учетом, во-первых, требований профессии, во-вторых, международного опыта деятельности психолога в системе образования. Компетенцию определя­ют как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. В стандарте описаны компетенции, освоение которых гарантирует моло­дому человеку карьерный рост, перспективу личностного и профессионального развития:

  • общекультурные компетенции (ОК),
  • общие профессиональные компетенции (ОПК), необходимые в целом для работы в систе­ме образования,
  • профессиональные компетенции (ПК), необходимые для выполнения функционала педагога­психолога.

 

Формирование заданных стандартом компетенций возможно исключительно в условиях дея­тельностного освоения профессиональных задач. В этой связи ФГОС ВПО предъявляет высокие требования не только к теоретическим, но и к практическим формам учебных занятий. Так, реко­мендуется в блоках Б2 и Б3 ввести практикумы по современным информационным технологиям, общей и экспериментальной психологии; психолого-педагогический практикум. В учебном про­цессе занятия, проводимые в интерактивной форме, должны составлять не менее 25% аудиторных занятий (ФГОС ВПО по направлению 050400.62, п. 7.1).

Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся (Там же, п. 7.15).

Методологическую основу практической подготовки будущих психологов образования со­ставляют:

1) культурно-исторический и деятельностный подходы к построению образовательной сре­ды и основной образовательной программы как ее компонента (обеспечивает преемственность об­разовательных технологий, системное единство образовательной среды, ориентацию на развива­ющие программы и технологии, которые позволяют осуществлять индивидуально- и практико­ориентированный учебный процесс);

2) компетентностный подход в образовании, в рамках которого осуществляется формирова­ние профессионально значимых способностей, знаний, умений, а образовательный процесс при­обретает для учащихся личностный смысл (каждая компетенция обязательно должна быть после­довательно представлена как результат освоения ООП в учебных программах теоретических дис­циплин, практических занятий и практики);

3) концепция контекстного обучения, сущностной характеристикой которой является после­довательное моделирование образовательной системы: форм, методов и средств обучения, его пред­метного и социально-психологического содержания;

4) концепция формирования системного мышления в обучении, главное звено которой – про­цесс усвоения практических умений посредством активной деятельности студента.

Принципиальный момент, заложенный в основу учебной и производственной практик, со­стоит в непрерывном обосновании для студентов высокой социальной значимости и востребован­ности их будущей профессиональной деятельности, поэтому в учебную деятельность включена за­дача личностного роста молодых людей. Развитие нравственных качеств и в целом личности бу­дущего психолога приобретает в учебно-воспитательном процессе большое значение, поскольку психолог имеет дело с внутренним миром человека. Практика создает условия для самореализа­ции, самовыражения, самоопределения в профессиональной деятельности, тем самым закладыва­ет основу способности молодого человека работать в условиях конкуренции рынка труда в различ­ных типах учреждений.

Являясь составной частью ООП, практика позиционируется как одна из важнейших состав­ляющих профессиональной подготовки бакалавра и рассматривается как эффективный механизм переноса полученных знаний и умений из теории в область повседневной профессиональной дея­тельности психолога образования. Наряду с другими интерактивными формами организации учеб­ного процесса практика вызывает повышенный интерес учащихся, актуализирует их мотивацион­ную готовность к работе в образовании, оказывает решающее значение в профессиональном вы­боре будущего места работы.

Основным содержанием практики как вида учебной работы является выполнение практиче­ских, учебных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских, производственных, педаго­гических, творческих заданий, соответствующих характеру будущей профессиональной деятель­ности в учреждениях системы Департамента образования. Формирование опыта профессиональ­ной деятельности на этапе обучения в вузе является целенаправленным, регулируемым процес­сом и задается особенностями содержания и технологиями образования. Необходимые компетен­ции формируются посредством моделирования профессиональных задач и анализа реальных про­фессиональных ситуаций.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по на­правлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование». URl: http://mon.gov.ru.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика