Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Психология образования в XXI веке: теория и практика

ISBN: 978-5-9935-0236-6

Издатель: Издательство ВГСПУ «Перемена»

Год издания: 2011

 

Индивидуально-типологические особенности студентов вуза с разными показателями успешности учебной деятельности

Ледовская Т.В., кандидат психологических наук, преподаватель каф. пед. психологии Яросл. гос. пед. ун-та им. К.Д. Ушинского, karmennnn@yandex.ru
Полный текст

Переход к личностно ориентированному и компетентностному подходу предполагает обу­чение в вузе с учетом всех особенностей индивидуальности студента. В научных исследованиях психологии высшей школы немало работ, направленных на изучение индивидуальных, возрастных особенностей студенчества (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриева, И.С. Кон, И.В Кузнецова, Н.В. Кузьми­на, В.Т. Лисовский, Н.В. Нижегородцева, И.М. Слободчиков, С.Д. Смирнов и др.). Однако пробле­ма проявления индивидуально-типологических особенностей в учебной деятельности студентов разработана недостаточно, в частности, в литературе существуют противоречивые сведения о том, как вообще индивидуальные особенности связаны с успешностью учебной деятельности.

Исходя из концепции Б.Г. Ананьева, в качестве конструктов, входящих в понятие «индиви­дуально-типологические особенности», мы видим индивидные характеристики, т. к. они «являют­ся первичными и существуют на всех уровнях индивидуальности» [1, с. 209]: психодинамические особенности (экстраверсия–интроверсия, эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустой­чивость) и функциональную асимметрию мозга.

В результате теоретического исследования проблемы было конкретизировано понятие индивидуально-типологических особенностей, которые определены как первичные (индивид­ные) характеристики индивидуальности, формирующиеся на основе природных свойств, отража­ющие общее, особенное и единичное в человеке и имеющие разную меру выраженности, опреде­ляющую уникальность и неповторимость каждого конкретного человека и его принадлежность к определенному типу людей. Свойства индивидуальности могут быть определены количествен­но через показатели эффективности деятельности (производительность, качество, надежность) [2, с. 27]. Учитывая специфику учебной деятельности, мы использовали только показатель качества (успешность учебной деятельности), выраженный результативно (академическая успеваемость) и структурно-организационно (уровень развития психологической структуры учебной деятельности).

Для оценки результативного качества учебной деятельности использовались показатели ака­демической успеваемости (АУ) по профильным дисциплинам и успеваемости по непрофильным дисциплинам. АУ представлена в виде среднего значения отметок, полученных студентами в пери­од промежуточных аттестаций и экзаменационной сессии. Общий показатель АУ студентов – сред­няя сумма оценок по профильным и непрофильным предметам.

Были использованы теоретическая модель и комплекс методических приемов и методов ис­следования психологической структуры учебной деятельности, разработанный и апробированный в рамках системогенетической концепции учебной деятельности студентов Н.В. Нижегородцевой. Содержание (компонентный состав) психологической структуры учебной деятельности (ПСДу) определяется спецификой учебной деятельности и содержанием образования на конкретном этапе обучения. Основу ПСДу составляет структура (система) учебно важных качеств (УВК), обеспечи­вающих реализацию учебной деятельности [2].

В ходе теоретического анализа проблемы сформирована общая стратегия исследования: опре­деление влияния индивидуально-типологических особенностей студентов на показатели успешности учебной деятельности через анализ взаимосвязи двух уровней индивидуальности (по Б.Г. Ананьеву): индивидного и субъектного. Индивидный уровень представляют индивидуально-типологические особенности, а субъектный – уровень развития учебно важных качеств, входящих в состав психо­логической структуры учебной деятельности (ПСДу).

В результате эмпирического исследования была выявлена взаимосвязь индивидуально­типологических особенностей с результативным и структурным показателями успешности учеб­ной деятельности. Студенты с разными индивидуально-типологическими особенностями имеют различный уровень результативного показателя (РП) успешности учебной деятельности: инт­роверты успешнее экстравертов; эмоциональная устойчивость/неустойчивость не определяет РП успешности учебной деятельности; тип функциональной асимметрии мозга (ФАМ) на уровне тен­денции связан с РП.

Установлена зависимость структурного показателя успешности учебной деятельности и качест­венной специфики ПСДу от меры выраженности индивидуально-типологических особенностей. ПСДу интровертов менее развита, в ней проявляется эффект мнимой дезинтеграции, причиной ко­торого являются значительные индивидуальные различия в организации индивидуальной ПСДу. ПСДу эмоционально-неустойчивых студентов характеризуется избыточным набором связей ком­понентов, более высоким уровнем развития УВК. ПСДу «правополушарных» и «левополушарных» студентов качественно гомогенны. ПСДу «правополушарных» и «амбидекстров» менее развиты, в отличие от ПСДу «левополушарных». Возможная причина выявленных особенностей – наличие индивидуальных ПСДу в группах «правополушарных» студентов и «амбидекстров», обусловлен­ное присутствием индивидуального стиля деятельности, периодом активной перестройки ПСДу.

Также были определены типы студентов с разным уровнем и сочетанием показателей успешности учебной деятельности, характеризующиеся следующей спецификой индивидуально­типологических особенностей:

  • «низкоуспешные» студенты преимущественно экстраверты, тип ФАМ характеризуется тен­денцией к доминированию левого полушария головного мозга;
  • «среднеуспешные» студенты преимущественно экстраверты, тип ФАМ характеризуется тенденцией к доминированию правого полушария головного мозга и к отсутствию асимметрии (амбидекстрия);
  • «высокоуспешные» студенты преимущественно интроверты, тип ФАМ характеризуется тенденцией к доминированию правого полушария головного мозга и к отсутствию асимметрии (амбидекстрия);
  • «дисгармоничный» тип студентов представлен преимущественно экстравертами, «лево­полушарным» типом ФАМ. Данный тип студентов характеризуется существенной внутренней не­однородностью.

 

Таким образом, полученные данные позволяют говорить о наличии взаимосвязи индиви­дуально-типологических особенностей с успешностью учебной деятельности на начальном эта­пе обучения студентов вуза. Результаты исследования будут полезны для выделения психологиче­ских типов студентов с целью индивидуализации и дифференциации высшего профессионально­го образования.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. : Наука, 1977. 380 с.
  2. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению: моногр. Ярославль: Аверс Пресс, 2004.
  3. Нижегородцева Н.В. Проблемы системогенеза учебной деятельности: моногр. / под ред. чл.-кор. РАО, д-ра психол. наук, проф. А.В. Карпова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009.
  4. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М. : Логос, 2007.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика