Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Психология образования в XXI веке: теория и практика

ISBN: 978-5-9935-0236-6

Издатель: Издательство ВГСПУ «Перемена»

Год издания: 2011

 

Формирование организационной культуры вуза с учетом профессиональной специфики

Яньпин Ц., Professor, President of International School of Zibo Vocational College (China, Shandong Province)., jypsqn@163.com
Полный текст

В соответствии с документами Министерства просвещения Китая основной задачей высше­го профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов прикладных технических профессий на уровне бакалавра и выше. Решение этой задачи необходи­мо разрабатывать в практике высшего образования, основываясь на уже имеющихся достижениях. В то же время многие выпускники вузов не всегда успешно начинают работать на предприятиях. При этом у некоторых из них существуют пробелы в технической подготовке, но проблемы боль­шинства связаны с вхождением в культуру предприятия. Различия в организационных культурах вузов и предприятий затрудняют адаптацию выпускников, поэтому проблема формирования орга­низационной культуры вуза с учетом профессиональной специфики является крайне актуальной для повышения качества обучения и конкурентоспособности вуза.

Организационная культура представляет собой ценности и нормы поведения, которые пре­подаватели, студенты и сотрудники вуза создают, поддерживают и соблюдают в процессе обуче­ния и работы. К ней относят представления и ценностные установки, культуру режима учрежде­ния, культуру поведения и материальную культуру. Вузы идут по пути усиления интеграции меж­ду производством, обучением и исследованиями. Сотрудничество учебных заведений и предпри­ятий дает возможность для формирования организационной культуры вуза, в которой отражаются рациональные элементы профессиональной культуры конкретного предприятия.

Организационная культура вуза, учитывающая профессиональную специфику, отличается от традиционной культуры вуза и от культуры предприятия и обладает следующими особенностями:

1.       Ориентация ценностей на профессиональную этику. Представления и ценности являют­ся центром организационной культуры. При формировании культуры вуза необходимо воспитание у студентов профессиональной этики, например, понимания важности соблюдения дисциплины и законов, приверженности своей должности, ценности коллектива. При этом необходимо развивать такие ценности преподавателей, как добросовестность, любовь к учащимся, стремление выступать примером добродетели и создавать в процессе обучения условия для того, чтобы студенты люби­ли свою специальность и глубже осваивали ее.

2.       Создание условий для того, чтобы прилежность и любознательность студентов станови­лись основой принятия профессиональных ценностей.

3.       Командное сознание. Многие предприятия требуют от своих работников (а также при их наборе) приверженности общей цели организации и для ее достижения умения общаться и сотруд­ничать с коллегами своего и других подразделений. Это требование должно отражаться и в орга­низационной культуре вуза.

4.       Приоритетность качества. Для предприятий нередко качество и интересы клиента являют­ся наиболее приоритетными. Для вузов же это обычно не характерно. Для того чтобы студенты ори­ентировались на приоритетность качества, это должно быть отражено в организационной культу­ре вуза через ориентацию на качество учебы и работы, а также через понимание того, что потреб­ности клиента определяют направление работы предприятия.

5.       Ориентация на новаторство. Значимость ценности новаторства можно поддерживать и раз­вивать у студентов через применение теории для повышения производительности в практической работе предприятия.

 

Далее будут рассмотрены возможности формирования отдельных элементов организацион­ной культуры вуза с учетом профессиональной специфики.

Формирование материальной культуры. Материальная культура включает здания, соору­жения и культуру среды, является важным элементом в составе организационной культуры вуза, ее материальным носителем и внешним выражением степени соответствия современным тенденция­ми. Своим своеобразным стилем и культурной коннотацией она оказывает влияние на представле­ния и поведение преподавателей и студентов. Мы считаем, что в планировании зданий и сооруже­ний вуза необходимо учитывать профессиональную специфику. Также важно, чтобы учащиеся мог­ли чувствовать влияние профессиональной культуры через соответствующие лозунги, плакаты и т.п.

Формирование культуры режима. Режим играет роль принудительного ограничения и нор­мирования для учащихся и педагогов, может помогать им в принятии норм и правил поведения, эти­ки и т.п. Правила и режим вуза должны соответствовать нормам, принятым в образовании, и вы­ражать профессиональную специфику. Например, режим работы в помещениях для практического обучения должен быть составлен строго в соответствии с требованиями, принятыми на предприя­тии, а также он должен строго исполняться, чтобы студенты могли по-настоящему почувствовать атмосферу работы. Также в правилах и режиме необходимо выражать профессиональные ценно­сти качества (работы, учебы), коллективизма, ориентации на клиента и др.

Формирование культуры поведения. Культура поведения является главной формой орга­низационной культуры. Она включает коллективные и индивидуальные действия всех педагогов и учащихся. Для любого образовательного учреждения признаками высокой культуры могут яв­ляться чистая среда, гармоничные отношения между педагогами и учащимися, оживленные уча­щиеся, которые спокойно читают или упорядоченно активно двигаются. Для вуза кроме общей об­разовательной культуры необходима яркая профессиональная специфика. Во-первых, это должно проявляться в речи и поведении педагогов. Важно, чтобы преподаватели специальных дисциплин наряду с теоретическими знаниями обладали практическим опытом. Преподаватели общеобразо­вательных дисциплин также должны знать специфику изучаемых специальностей и учитывать ее при обучении. Во-вторых, необходимо предоставлять возможность студентам проходить практи­ку по специальности. В-третьих, требования к поведению студентов должны соответствовать по­лучаемой профессии.

Формирование представлений и ценностей. Центральным элементом организационной культуры вуза являются представления и ценности о нормах поведения и их обосновании с уче­том исторической традиции, этоса и др., разделяемые педагогами и учащимися. При формирова­нии представлений и ценностей как основы организационной культуры, во-первых, важно опреде­лить главную идею деятельности вуза, его миссию в соответствии с требованиями времени и харак­тером профессиональной сферы, на которую ориентировано обучение (например, такой централь­ной идей может быть «Сочетание учебы с работой» и т. п.). Во-вторых, эту идею следует выражать в представлениях о том, как должно быть организовано обучение и учение студентов. В-третьих, центральная идея, выраженная в миссии вуза, должна представлять и социалистические ценности, и специфику профессиональной сферы. Это может проявляться в признании ценностей успешного изучения своей специальности и освоения техники, уважения к своей профессии, необходимости качественного выполнения своей работы и т.п. Формирование представлений и ценностей должно происходить не через разовые акции, а постепенно и совершенствоваться через сознательные по­иски и непрерывную практику, осуществляемые преподавателями и студентами.

Формирование организационной культуры вуза с учетом профессиональной специфики яв­ляется важной задачей для высококачественной подготовки квалифицированных специалистов.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика