Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития ISBN: 978-5-94051-058-1 Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет Год издания: 2011 |
Этнокультурные стереотипы в процессе подбора персонала 697
Патоша О.И., кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия, o.patosha@gmail.com
Черкасова Л.Л., НИУ-ВШЭ, студентка 4-го курса, Москва, Россия, love_@list.ru Полный текст
Исследование этнокультурных стереотипов в процессе подбора персонала в организациях имеет большое практическое значение, поскольку эффективность функционирования организации напрямую зависит от компетентности работающих в ней сотрудников. В связи с этим остро стоит вопрос о точности подбора персонала. Несмотря на то, что данный процесс является формализованной процедурой, в нём могут проявляться эффекты восприятия человека человеком, которые способны искажать действительность и таким образом приводить к ошибкам в принятии решении о приёме сотрудника на работу. Сегодня, в условиях глобализации во всём мире происходит трудовая миграция, рынок труда составляют люди различным национальностей, а в России как многонациональной стране это представлено наиболее отчётливо. Это отражается и на процесс подбора персонала, где специалист взаимодействует с людьми различных национальностей. В процессе такого взаимодействия возникают этнокультурные стереотипы, которые оказывают влияние на сам процесс подбора персонала. Целью нашего исследования было выявить особенности проявления этнокультурных стереотипов в процессе подбора персонала на должность, связанную с работой с клиентами. В нашем исследовании приняло участие 5 экспертов - менеджеров по подбору персонала, опыт работы от трёх лет. Методы - полуструктурированное интервью, ассоциативный тест, незаконченные предложения. В результате интервью были обнаружены особенности взаимодействия специалистов с представителями разных национальностей. Большинство кандидатов нерусской национальности не приглашались на интервью, «отсеивались» на фазе первичного отбора - когда менеджер рассматривал фамилию и фотографию кандидата. Если же кандидат приглашался на интервью, более серьёзной проверке подвергались знания русского языка и орфографии, проверялись рекомендатели, указанные в резюме. Из собственного опыта экспертов, представители не славянской этнической группы были приняты на должности по работе с клиентами всего несколько раз и лишь в том случае, когда русские кандидаты отсутствовали вовсе или имели серьёзные недостатки, по мнению работодателя. Также экспертам предлагалось оценить представителей разных культурных групп в качестве работников. В результате были выявлены следующие особенности. Армянам присуща излишняя эмоциональность (14 %), коллективизм (11 %), консерватизм взглядов (10 %), чрезмерная настойчивость (9 %), жестокость (8 %). Евреев как работников характеризует ум (15 %), хитрость (10 %), жульничество (9 %), квалифицированность (8 %), корыстность (6 %). Узбеки исполнительны и трудолюбивы (21 %), консервативны (8 %), непорядочны (5 %), некоммуникабельны (5 %). Русские организованы (11 %), одновременно с этим ленивы (11 %), работают во благо коллектива (10 %), коммуникабельны (5 %), умны (5 %). Таким образом, мы выявили наличие особенностей процесса подбора персонала не русских национальностей и этнокультурных стереотипов у менеджеров по подбору персонала.
Статьи по теме
Межкультурная коммуникация, Психологическая диагностика | Галушко В.Г. Стереотипы и стереотипизация как проблема этнокультурных исследований Этнопсихология | Морева Г.И., Курдоглян Г.М. Особенности национального самосознания армян, проживающих в России и в Армении |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |