Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проявление психологической травмы в автобиографических рассказах 1239

Алмаев Н.А., доктор психологических наук, профессор, старший научный сотрудник Лаборатории психологии речи и психолингвистики, ФГБУН «Институт психологии РАН», Москва, Россия
Дороднев А.Б., Аспирант Института психологии ГУГН
Малкова Г.Ю., кандидат психологических наук, Аффилиированный сотрудник Лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН, Москва, Россия

Аннотация

Настоящая работа посвящена исследованию психологических особенностей описания травматических событий., проведенного на основе сравнительного анализа выборки из 102 незрячих и контрольной выборки зрячих испытуемых. В процессе предварительного изучения автобиографических рассказов незрячих о самом запомнившемся событии жизни выделены контент-аналитические категории, предположительно регистрирующие наличие психологической травмы. К ним относятся: упоминания и описания потери зрения, упоминания и описания тяжелых утрат, упоминания и описания стрессов, а также упоминания положительного и отрицательного развития отношений с близкими, позитивных и негативных эмоций, аффилиации, фрустрированной аффилиации, самоподбадривания и поглощающих состояний. Все испытуемые заполняли также опросник Темперамента и характера Клонинджера. В ходе исследования были обнаружены существенные гендерные различия как по особенностям описания травмы, так и по результатам опросника. Наиболее важной переменной, опосредующей процесс вербализации травматических состояний для обеих выборок, оказалось «самопринятие». по Клонинджеру. Если для мужчин травма означает сенсибилизацию и не несет позитивного содержания, то для женщин травма – стимул к проявлению аффилиации. Представления ряда авторов о комплексах Икара и Деметры-Персефоны представляются перспективными для дальнейшего понимания обнаруженных различий. Полученные результаты свидетельствуют в пользу того, что упоминание и описание потерь, травм, негативного развития отношений с близкими людьми и самоподбадривание могут считаться признаками травматизации, в то время, как упоминания и описания стрессов, завершившихся благополучным исходом, не являются таковыми .

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Со времен Фрейда известно, что очень часто психологическая травма оказывается «вытесненной» из сознания. Связанные с травмой стрессирующие переживания не тематизируются в речи напрямую, однако могут находить свое выражение косвенно, через более частое упоминание некоторых тем. Травма потери зрения является одной из самых тяжелых, которые только могут произойти в жизни человека. В отличие от психологических травм раннего детства, наличие и характер которых весьма трудно установить объективно, травма потери зрения несомненна, ее последствия сопровождают человека всю жизнь.

Стресс от этой травмы также является одним из самых сильных, и справиться с ним, преодолеть его последствия и адаптироваться к жизни в новых условиях – одна из самых трудных для человека задач. Соответственно, систематическое изучение речевой продукции лиц, переживших эту травму, совладающих со стрессом и адаптирующихся к новой жизни,может иметь существенное значение для понимания процессов сенсибилизации личности травмой, совладания со стрессом и адаптации вообще. Иначе говоря, те особенности автобиографических рассказов, систематические проявления которых будут обнаружены в исследованиях группы незрячих, могут быть характерны и для других лиц, в той или иной степени подвергшихся стрессирующему воздействию сильных травм и пытающихся адаптироваться к изменившимся условиям жизни.

Другой важной проблемой психодиагностики является соотношение результатов контент-аналитических и опросниковых текстов. Как было выяснено в ходе эмпирического исследования, их результаты зачастую не соотносятся напрямую, хотя и находятся в очевидной связи (Малкова, Алмаев, 2006). Весьма вероятно, что на различных группах характер связей между результатами опросниковых и контент-аналитических методик будет различным и, возможно, выборка незрячих поможет прояснить общие принципы, которым подчиняются эти связи.

Наконец, отдельной задачей является усовершенствование методов контент-анализа,которое позволило бы эффективно изучать структуру рассказа, измерять психологическое содержание текста надежно и независимо от таких побочных факторов, как, например, величина сообщения. Эти вопросы при их, казалось бы, «техническом» характере имеют первостепенное значение.

Методика

Выборка состояла из 102 инвалидов по зрению – 45 женщин и 57 мужчин. Средний возраст женщин составлял 43,1 года, средний возраст мужчин – 40,5 лет. При этом зрение без остатка утрачено у 31 женщины, у 16 из них с рождения, и у 28 мужчин, у 12 из них с рождения. Формулировка «с рождения» относится к наличию заболевания, но не означает, что человек всегда был тотально слепым. Формулировка «без остатка» относится к состоянию на момент обследования. У остальных 14 женщин и 29 мужчин сохранялось остаточное зрение, при этом 4 женщины и 8 мужчин имели заболевание с рождения.

На основании предварительного изучения нескольких десятков автобиографических текстов инвалидов по зрению была разработана система контент-аналитических категорий, по которым проводился анализ текстов тех, кто подвергся этой (или схожей по силе воздействия) психологической травме, и их отличий от текстов контрольной выборки.

Литература
  1. Алмаев Н. А., Малкова Г. Ю. Контент-аналитическое исследование личности// Психология. Журнал высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 1. С. 19–42.
  2. Алмаев Н. А., Островская Л. Д. Адаптация опросника темперамента и характера Р. Клонинджера на русскоязычной выборке // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 77–86.
  3. Додонова Н. А. Диагностическое значение лексико-семантических и морфологических особенностей речи больных неврозами. М., 1988.
  4. Ласко М. В., Резвицкая Ж. И. Определение эмоционального состояния методом контент-анализа речи // Речь и эмоции. Л., 1975.
  5. Люборски Л., Люборски Э. Объективные методы измерения переноса // Иностранная психология. 1996. № 7.
  6. Спивак Д. Л. Язык при измененных состояниях сознания. Л.: Наука, 1989.
  7. Хоровитц М. Д., Илс Т. Д. Использование моделей речевых отношений для описания клинических случаев // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 30–38.
  8. Gottschalk L. A., Gleser G. C. The Measurement of Psychological States through the Content Analysis of Verbal Behavior. Berkelly: University of Californian Press, 1969.
  9. Lasswell H. D. Verbal reference and physiological changes during the psychoanalytic interviews // Psychoanalitical Review. 1935. Vol. 22. P. 10–24.
  10. May R. R. Sex differences in fantasy patterns // Journal of Projective Techniques and Personality Assessment. 1966. Т. 30. P. 576–586.
  11. McClelland D. Power: The Inner Experience. Irvington Publishers, Inc., N.Y., 1975.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика