Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 7992Ключевые слова 19501 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Компьютерные исследования интонационной точности вокальной речи 1338

Морозов В.П., доктор биологических наук, Институт психологии РАН

Аннотация

В работе приводятся результаты компьютерных исследований звуковысотных характеристик вокальных гласных, точнее – способности вокалистов к воспроизведению голосом заданной высоты звука. Звуковысотные характеристики гласных вокальной речи, т. е. фактически мелодическая структура вокальной речи любого вокального произведения, – наиважнейшее свойство искусства пения. И соответственно, способность к точному интонированию – наиважнейшая музыкально-художественная и вокально-техническая способность певца, как, впрочем, и любого музыканта. Рассматриваются теоретические (психологические) основы разных причин неточности воспроизведения вокалистами мелодической структуры вокальной речи.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Вокальная речь – особая форма звуковой речи, известная под термином искусство пения. Основной характерной чертой вокальной речи является специфичность ее целевого назначения. Информацию, которую несет речевой сигнал, принято делить на две категории: 1 – семантическую (вербальную), 2 – эмоционально-эстетическую (Моль, 1966), относящуюся к категории невербальной (Морозов, 1998). Если в разговорной речи доминирующей обычно является семантическая информация, то вокальная речь служит, как известно, средством эмоционального воздействия на слушателя, т. е. средством передачи главным образом музыкально-эстетической и эмоциональной информации. «Слово (в пении) – ЧТО, музыка – КАК», – писал К. С. Станиславский (1926, с. 509). Эта особенность вокальной речи как специализированного средства звуковой коммуникации человека лежит в основе многих других ее особенностей.

От обычной разговорной речи вокальная речь резко отличается прежде всего спецификой своего аку стического строения: значительно увеличенной мощностью и громкостью, длительностью гласных, особенностью тембра, характерными модуляциями высоты основного тона и рядом других свойств (Морозов, 1977, 2008). Важно отметить, что многие из указанных акустических параметров вокальной речи не являются произвольными, как в обычной речи, а довольно строго предопределены нотной записью исполняемого вокального произведения: чередование длительности гласных составляет ритм, а изменение высоты основного тона – мелодию вокальной речи. Как известно, в нотной записи даются также указания о громкости звука (forte, piano, crescendo, diminuendo и т. д.), что в известной мере предопределяет также и характер изменения силы голоса исполнителя. Перечень акустических отличий вокальной речи от обычной будет не полон, если не
упомянуть о таком специфическом свойстве вокальных гласных, как вибрато, отсутствующее в обычной речи, а также о повышенной полетности, или носкости, голоса (portata de la voce). Указанные основные акустические особенности вокальной речи определяют своеобразие ее слухового восприятия. Вокальная речь характеризуется также рядом особенностей физиологических механизмов образования (особый тип дыхания, работы гортани, резонаторов и т. п.).

Звуковысотные характеристики гласных, определяющиеся изменением основного тона голоса, относятся к так называемым невербальным особенностям речи и имеют большое значение для восприятия как вокальной речи, так и обычной разговорной и тем более публичной и актерской речи. Звуковысотные изменения речевого сигнала несут слушателю информацию различного рода. Ими обусловливается интонация предложения – вопрос, восклицание, повествование (Зиндер, 1960; Артемов, 1974), ударение (Светозарова, 1982), смысловое значение слова, что особенно выражено в так называемых тональных языках (японский, индонезийский и др.), эмоциональное отношение говорящего к предмету разговора (Sedlacek, Sychra, 1962; Бондарко и др., 1975; Манеров, 1975; Морозов, 1998).

В процессе обычной разговорной речи частота основного тона изменяется в пределах от 85 до 200 Гц у мужчин и от 160 до 340 Гц у женщин (Мартынов, 1962). Средняя частота основного тона для мужчин составляет 136 Гц, для женщин – 248 Гц, т. е. почти на октаву выше. Дети (до мутационного периода) имеют частоту основного тона голоса приблизительно в женском диапазоне частот.

Литература
  1. Артемов В. А. Метод структурно-функционального изучения речевой интонации. М., 1974. 160 с.
  2. Барановский П. П., Юцевич Е. Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев, Изд. АН УССР, 1956.
  3. Бондарко Д. В., Вербицкая Л. А., Игнаткина Л. В., Светозарова Н. Д., Сергеева Т. А., Цветкова Л. В. О фонетических коррелятах различной степени выразительности и эмоциональности речи // Речь и эмоции. Материалы симпозиума. Л., 1975. C. 84–90.
  4. Гарбузов Н. А. Зонная природа звуковысотного слуха. М.-Л., 1948. 84 с.
  5. Гиппенрейтер Ю. Б. Восприятие высоты звука. Автореф.  дисс. ... канд. психол. наук. М., 1960.
  6. Дубровский Н. А., Ищенко С. М.  Высота звука // Слуховая система. Л., 1990.
  7. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. Л., 1960. 336 с. с ил.
  8. Корсунский С. Г. Влияние спектра воспринимаемого звука на его высоту // Пробл. физиол. акуст., 1950. Т. 2. С. 161–165.
  9. Манеров В. X. Исследование речевого сигнала для определения эмоционального состояния человека. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Л., 1975.
  10. Мартынов В. С. Распределение высот основного тона мужских и женских голосов // Вопр. радиоэлектроники. 1962. Вып. 6. Сер. II. С. 15–27.
  11. Моль А.  Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966. 351 с.
  12. Морозов В. П. Вокальный слух и голос. М.-Л., 1965. 88 с. с ил.
  13. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М., 1998.
  14. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2008.
  15. Нестеренко Е. Е. Размышления о профессии. М., 1985.
  16. Немировский Л. Г. Акустика физическая, физиологическая и музыкальная. М.-Петроград, 1923.
  17. Островский А. Л. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. Л., 1954. 304 с.
  18. Рагс Ю. Н. Вибрато и восприятие высоты // Применение акустических методов исследования в музыкознании. М., 1964. С. 38–60.
  19. Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка. Л.:  Изд. ЛГУ, 1982.
  20. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М., 1926. 541 с.
  21. Хилов К. Л. Об элементах абсолютного слуха // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. 1929. № 7. С. 726–732.
  22. Цыплихин А. И. Анализ и автоматическая сегментация речевого сигнала.  Автореф. дисс. ...  канд. техн. наук. М., 2006.
  23. Sedlaiek R., Sychra A. Hudba a slovo г experimentalniho hiediska. Praha, 1962. 99 s.
  24. Sundberg J. The Science of the Singing Voice. Dekalb, Illinois, 1987.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика