Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эмпирическое исследование структурной организации психологической репрезентации пространственно-предметной среды 761

Панюкова Ю.Г., доктор психологических наук, Профессор, кафедра педагогики и психологии Российского государственного аграрного университета -МСХА им.К.А.Тимирязева Ведущий научный сотрудник, Психологическийо институт РАО, Москва, Россия, apanukov@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена описанию эмпирического исследования, направленного на анализ особенностей восприятия субъектом среды обыденной жизни. На основе разработанной теоретической модели психологической репрезентации пространственно-предметной среды, включающей операциональную единицу анализа, средства ее описания, уровни, компоненты и параметры репрезентации, получены данные о специфике свойств, которыми пространственно-предметная среда обыденной жизни (жилая, производственная, рекреационная, природная, городская и др.) представлена в сознании субъекта.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В статье предпринята попытка эксплицировать особенности представленности свойств и качеств пространственно-предметной среды (ППрС) обыденной жизни человека в его сознании посредством обращения к понятию репрезентации, которое в современной психологической науке является одним из центральных. Актуальность обращения к психологической репрезентации ППрС обыденной жизни человека определяется прежде всего поиском детерминант, обеспечивающих создание эффективной, ресурсной среды жизнедеятельности человека, в частности, оптимальной среды взросления и социализации субъекта (Панов, 2001; Рубцов, 1999; Фельдштейн, 2002 и др.).

Историческая логика анализа обозначенной проблемы свидетельствует о существовании огромного количества исследований, выполненных в самых различных методологических направлениях и систематизированных в рамках экологической психологии (Дерябо, Ясвин, 1996; Ковалев, 1993; Лапин, 1987; Панов, 2001 и др.). В качестве самостоятельных теоретических концепций, определяющих ракурс исследований в области взаимосвязи человека и ППрС, можно выделить следующие: во-первых, это теория «мест поведения» Р. Баркера (Barker, 1968), предметом которой стали средовые условия поведения человека, т. е. объективная среда; во-вторых, «теория поля» К. Левина (1992, 2000), в фокусе которой – «субъективная среда» или «жизненное пространство», определяемое как «постперцептивное и доповеденческое». Самостоятельное и исключительное место в проблематике взаимосвязи организма и среды занимает экологическая теория восприятия Дж. Гибсона (1988), где пространство описывается как экологически обусловленная данность пространственных свойств и отношений, которые обеспечивают или не обеспечивают возможность (affordance) тех или иных действий и функционально присущи данному виду животного. Обозначенные методологические направления определяют существование в самом общем виде двух подходов в анализе взаимосвязи человека и окружающей его ППрС: когда объектом исследования становится взаимодействие субъекта и ППрС и когда объектом исследования становится отражение свойств и качеств ППрС в сознании субъекта.

Последнее направление исследований в области взаимосвязи человека и ППрС, ориентированное на выявление закономерностей и процессов, лежащих в основе отражения субъектом свойств и качеств окружающей его среды, корнями своими уходит в фундаментальные положения психологии восприятия, связанные прежде всего с описанием свойств и структуры чувственного образа (Ананьев, 2001; Барабанщиков, 2002; Веккер, 2000; Зинченко, Вергилес, 1969; Леонтьев, 1979; Логвиненко, 1985 и др.), с концептуальными положениями теории порождающего восприятия (Миракян, 1992; Ошанин, 1999; Панов, 1993 и др.), а в рамках проблематики ППрС обыденной жизни эксплицируется в основном в исследованиях в области когнитивной психологии (Величковский, Блинникова, Лапин, 1986; Габидулина, 1991; Штейнбах, 1987 и др.), где актуализируется когнитивный план анализа перцептивного процесса (репрезентация среды, ее схема, план сбора информации и т. п.), а предметом является функциональная система пространственного познания, включающая как относительно низкоуровневые знания процедурного типа (автоматизированные навыки ориентации), так и сложные когнитивные механизмы порождения смысловых образований.

В качестве тенденции, определяющей качественное своеобразие данного направления, отмечается превалирование исследований в рамках гносеологической парадигмы, которая сориентирована на изучение состава и структуры информационного содержания восприятия, и дефицит исследований, очерченных онтологической парадигмой, когда чувственный образ становится осознаваемым, появляется ценностная составляющая восприятия, эстетический и нравственно-этический моменты (Барабанщиков, 2002; Панов, 2001). Обзор существующих направлений в области изучения представленности реальной окружающей среды в сознании субъекта позволяет сделать вывод о том, что в современной психологии отсутствует область исследований, предметом которой является системный анализ как чувственного, так и ценностно-смыслового аспекта репрезентации обыденной ППрС жизнедеятельности человека. В психологическом тезаурусе не представлена единица анализа репрезентации ППрС реальной жизнедеятельности человека, в рамках которой были бы объединены как формальные, так и содержательные (ценностно-смысловые) аспекты репрезентации и которая могла бы стать универсальной для изучения особенностей репрезентации индивидом различных типов ППрС.

Литература
  1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. 279 с.
  2. Андреева Г. М. Социальная идентичность: временные и средовые компоненты  // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 344–357.
  3. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука; Смысл, 1999. 350 с.
  4. Барабанщиков В. А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002. 512 с.
  5. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл; Per Se, 2000. 685 с.
  6. Величковский Б. М., Блинникова И. В., Лапин Е. А. Представление реального и идеального воображаемого пространства  // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 103–113.
  7. Габидулина С. Э. Психосемантика городской среды (объективные и субъективные факторы отношения горожан к элементам городского ландшафта).  Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1991. 23 с.
  8. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 464 с.
  9. Дерябо С. В., Ясвин В. А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии  // Психологический журнал. 1996. № 6. С. 4–18.
  10. Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа (исследование деятельности зрительной системы) М.: МГУ, 1969. 106 с.
  11. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993.  № 1. С. 13–23.
  12. Лапин Е. А. Пространственные репрезентации в деятельности человека. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1987. 23 с.
  13. Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» // История психологии. Период открытого кризиса начала 10-х – середины 30-х годов. М.:МГУ, 1992. С. 190–203.
  14. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000. 368 с.
  15. Леонтьев А. Н. Психология образа  // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. С. 3–14.
  16. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. 486 с.
  17. Логвиненко А. Д. Чувственные основы восприятия пространства. М.: МГУ, 1985. 223 с.
  18. Миракян А. И. Константность и полифункциональность восприятия. М. 1992. 216 с.
  19. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999. 288 с.
  20. Ошанин Д. А.  Предметное действие и оперативный образ: Избранные психологические труды. М.-Воронеж, 1999. 512 с.
  21. Панов В. И. Непосредственно-чувственное восприятие движения объектов. М.: ПИ РАО, 1993. 139 с.
  22. Панов В. И. Введение в экологическую психологию: Учеб. пособие. Часть 1. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. 144 с.
  23. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. Исследование форм презентации в обыденном сознании. М.: МГУ, 1983. 176 с.
  24. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. 208 с.
  25. Рубцов В. В. Психологическая поддержка современного образования  // Известия Российской академии образования. М., 1999. С. 49–58.
  26. Фельдштейн Д. И. Детство и социальный мир (социальное бытие детства в бытие социума) // Мир психологии. 2002.  № 1. С. 9–20.
  27. Штейнбах Х. Э. Восприятие и оценка городской среды. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Л., 1987. 24 с.
  28. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.
  29. Altman I. The Environment and the Social Behavior: Privacy, Personal Space, Territory, Crowding. Monterey, 1975.
  30. Barker R. Ecological psychology: Concepts and Methods for Studying the Environment of Human Behavior. Stanford, 1968.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика