Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности формирования зрительного восприятия у детей-северян 7–8 лет и факторы риска раннего дизонтогенеза 1062

Казакова Е.В., кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, kaz-elena10@yandex.ru
Морозова Л.В., доктор биологических наук, доцент, заведующая кафедрой биологии и экологии человека Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия

Аннотация

В статье рассматриваются данные психофизиологических исследований зрительного восприятия детей 7–8 лет с различными факторами риска его нарушения, родившихся и проживающих в Архангельске. Показано, что «повреждающие» факторы оказывают негативное влияние на формирование механизмов зрительного восприятия: зрительно-моторной интеграции, зрительного анализа-синтеза и зрительно-пространственного восприятия; дети из группы риска раннего дизонтогенеза отличаются функциональной незрелостью различных показателей зрительного восприятия. Наиболее негативное влияние на степень функциональной зрелости зрительного восприятия оказывают искусственное вскармливание с рождения, токсикоз первой половины беременности у матери, родовая травма и перинатальная гипоксия.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи
Большая часть северных территорий относится к территориям с экстремальными природно-климатическими условиями, для которых характерны длительные и холодные зимы и непродолжительное лето, жесткий температурно-ветровой режим, недостаток ультрафиолетовой радиации, высокая ионизация воздуха. Их неблагоприятное воздействие может привести к возникновению органических нарушений и формированию патологии у человека.
Психологами установлено, что жители Севера страдают от отсутствия света и ярких красок. В период полярной ночи северяне длительное время вынуждены рассматривать объекты, только близкорасположенные или находящиеся в помещении, так как за его пределами – темнота. Длительное времяпрепровождение детей в закрытых помещениях при искусственном освещении, бедность окружающей среды зрительными элементами создают ситуацию информационного голода. Тогда как зрительный опыт в детском возрасте, особенно до 7 лет, оказывает значительное влияние на формирование ассоциативных областей коры, участвующих в анализе зрительных стимулов, и на становление психофизиологических механизмов зрительного восприятия (Баталов, 2000).
Обращает на себя внимание и тот факт, что для детей-северян характерны задержки развития различных функциональных систем организма. Показано, что в условиях Севера созревание костно-мышечной системы ребенка происходит с задержкой на 6–12 месяцев по сравнению с развитием этой же функциональной системы у детей средней полосы России. Как показали исследования Т. С. Копосовой и др. (1997), большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста Архангельска имеют задержку физического развития, которая ведет за собой снижение темпов созревания ряда психофизиологических функций, в том числе и зрительного восприятия. Результаты многих исследований говорят о значительной задержке развития моторики (точность, сила, двигательная память). У детей северных территорий именно с ней связывают задержку развития зрительно-моторных интеграций. Таким образом, в условиях Севера особое внимание необходимо уделять вопросам совершенствования двигательной активности ребенка, особенно тонким дифференцированным движениям пальцев и кистей рук.
В современных эколого-социальных условиях возрастает число детей с различными задержками и отклонениями в психофизиологическом развитии (Безруких, 2004). Климатические особенности северного региона, загрязненность природной среды в Архангельске, являющиеся факторами экологического риска, приводят к ухудшению состояния здоровья родителей, и в первую очередь женщин, будущих матерей, что опосредованно снижает адаптационные возможности новорожденных детей и может приводить к задержкам психического развития (Тонкова-Ямпольская, 2002; Сафронова, 2003).
Негативное влияние факторов риска раннего дизонтогенеза в период антенатального, перинатального и раннего постнатального онтогенеза решающим образом сказывается на дальнейшем формировании индивидуальных особенностей психического и физического развития, особенно высших психических функций, обеспечивающих процесс усвоения знаний и навыков при поступлении в школу (Harmony et al., 1990; Кравцов и др., 2001). Так, ряд авторов отмечают значительное влияние факторов риска в пре- и перинатальном периодах на развитие головного мозга и высших корковых функций, которое усиливает гетерохронию созревания функциональных систем (Hadders-Algra et al.,1989; Батуев, 2002). Как отмечают Т. П. Калашникова (2002) и Н. В. Королёва (2003), для детей-дошкольников с факторами риска перинатальной патологии ЦНС (центральной нервной системы) характерно запаздывание или нарушение созревания подкорковых синхронизирующих механизмов, снижение уровня возбуждения нервных клеток коры головного мозга и низкий тонус восходящей активирующей системы. У таких детей в 7 лет начинают регистрировать электроэнцефалограмму с характерными патологическими феноменами.
Литература
  1. Батуев А. С. У истоков пренатальной психологии // Сб. материалов по перинатальной психологии и медицине. СПб.: 2002. № 12. С. 19–27.
  2. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 240 с.
  3. Безруких М. М., Морозова Л. В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов. М.: Новая школа, 1996. 48 с.
  4. Безруких М. М., Фарбер Д. А. Теоретические аспекты изучения физиологического развития ребенка // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: Образование от А до Я, 2000. С. 9–13.
  5. Калашникова Т. П. Специфические расстройства обучения у детей младшего и школьного возраста // Педиатрия. 2002. № 5. С. 47–50.
  6. Копосова Т. С., Звягина Н. В., Морозова Л. В. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста. Архангельск: Изд–во Поморского университета, 1997. 159 с.
  7. Королёва Н. В., Колесников С. И., Долгих В. В. Биоэлектрическая активность головного мозга у практически здоровых детей-дошкольников, перенесших перинатальное поражение ЦНС // Рос. педиатр. журн. 2003. № 6. С. 15–20.
  8. Кравцов Ю. И., Корюкина И. П., Калашникова Т. П. Клинические и нейропсихологические проявления дезадаптации у детей с отягощенным перинатальным анамнезом // Рос. педиатр. журн. 2001. № 4. С. 14–17.
  9. Сафронова Л. А. Актуальные проблемы перинатальной патологии. М.: АНМИ, 2003. 46 с.
  10. Тонкова-Ямпольская Р. В. Состояние здоровья детей с учетом факторов анте- и постнатального риска // Рос. педиатр. журн. 2002. № 1. С. 61–63.
  11. Экологическая ситуация в Архангельской области: Проблемы и перспективы оздоровления. Ч. 1 / Под ред. А. Е. Баталова. Архангельск: Изд. Центр АГМА, 2000. 58 с.
  12. Donath S. M., Аmir L. H. Relationship between prenatal infant feeding intention and initiation and duration of breastfeeding: a cohort study // Acta paediatrica. 2003. № 92 (3). Р. 352–356.
  13. Hadders–Algra M., Huisjes H. J., Touwen B. C. Ante and perinatal factors and behavior and functional disorders in 6–to–9-year–old children // Tijdschr Kindergeneeskd. 1989. V. 57. № 3. P. 77–81.
  14. Harmony T., Marosi E., Diaz de Leon A. E. et al. Effect of sex, psychosocial disadvantages and biological risk factors on EEG maturation // Electroencephalogr. Clin. Neurophysiol. 1990. V. 75. P. 482–491.
  15. Perlman J. M. he genesis of cognitive and behavioral deficits in premature graduates of intensive care // Minerva pediatrica. 2003. № 55 (2). Р. 89–101.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика