Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Ситуационные и межличностные детерминанты проявления интеллекта и креативности * 972

Воронин А.Н., доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Институт психологии РАН, Москва, Россия, voroninan@bk.ru

Аннотация

Статья посвящена экспериментальному изучению влияния различных переменных в ситуациях проявления разных типов интеллекта и креативности. При этом рассмотрены основные подходы к изучению интеллекта и креативности и предпринята попытка отхода от общепринятых подходов нахождения личностных и ситуационных коррелятов интеллекта и креативности. Экспериментальные исследования объединены в две части: первая посвящена исследованию влияния соответствия личностных особенностей тьютера и учителя на интеллект и креативность учеников; вторая – изучению взаимовлияния типов интеллекта и креативности в различных условиях межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: интеллект, креативность, типы экспериментальных ситуаций, ситуационные, межличностные и личностные переменные экспериментального исследования

Рубрика: Психология способностей

Тип: научная статья

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 09-06-00401а.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Истоки индивидуальных различий в поведенческих характеристиках нужно искать в бесчисленных взаимодействиях наследственности и среды на протяжении всей жизни человека. Однако, за исключением патологических случаев, наследственность устанавливает широкие пределы для развития поведения, и эти пределы человека значительно шире, чем у находящихся ниже на эволюционной лестнице видов. Чего именно достигнет человек в отведенных ему пределах – зависит от среды, в которой он живет. Среда представляет собой всю совокупность стимулов, воздействующих на индивидуума от момента зачатия до смерти, начиная от воздуха и пищи и заканчивая интеллектуальным и эмоциональным климатом в семье и ближайшем окружении, а также убеждениями и аттитюдами тех, с кем индивидуум тесно общается. Средовые факторы начинают оказывать действие еще до рождения индивидуума. Неполноценное питание, токсичные вещества и прочие пренатальные средовые факторы оказывают глубокое влияние как на физическое, так и на умственное развитие, и последствия этого влияния сказываются в течение продолжительного периода времени. Многочисленные методы, используемые для изучения влияния наследственности и среды на развитие поведения, можно разбить на три группы в соответствии с тремя основными подходами: отбирающее выведение (selective breeding), контроль опыта (experiential control) и статистическое исследование семейного сходства (statistical studies of family resemblances).

Одной из теорий, учитывающих средовые условия, является направление интеракционизма. В рамках интеракционизма Эндлер (Endler, 1976) обосновывает следующие положения этого направления:

1. Поведение есть функция постоянно действующих процессов разнонаправленных взаимодействий между человеком и ситуациями, с которыми он преднамеренно или не- преднамеренно сталкивается.

2. Человек намеренно и активно участвует во взаимодействиях.

3. Релевантными характеристиками личности являются мотивы, познание и эмоции.

4. Существующие черты окружения имеют ситуативную значимость для человека.

Взаимодействие между человеком и средой, их обоюдное влияние и реципрокный характер также учитываются в концепции транзакций (Pervin, 1977; Pervin, Lewis, 1978). Предполагается, что их взаимная адаптация возможна. Первин разработал таксономию сред и их характеристик. Так, например, аффективная таксономия ситуаций сводится к четырем биполярным аффективным измерениям: дружественная–недружественная, спокойная– напряженная, интересная–скучная и ограничивающая–свободная (Pervin, 1976, 1977). Взаимовлияние человека, среды или ситуации очевидно. Очевидно и несовершенство существующих в рамках различных теорий способов оценки этих взаимоотношений. В некоторой степени преодолевая эти проблемы, Сигерт и Винкель выделяют три парадигмы взаимоотношений человека и среды, существующие в нынешней психологической науке (Saegert, Winkel, 1990). Наиболее близкой к задачам нашего исследования является парадигма, рассматривающая взаимодействие человека и среды как адаптацию. Среда выступает как источник информации, как носитель физических особенностей и как сфера взаимодействия между людьми. Человек адаптируется к средовым изменениям, выбирая оптимальную стратегию поведения. Результатом адаптации или дезадаптации становится изменение личностных черт.

Литература
  1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111–131.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. М., 1982.
  3. Бернштейн М. С. О природе научного творчества (по зарубежным материалам) // Вопросы философии. 1966. № 6. С. 131–142.
  4. Блох М. А. Творчество в науке и технике. Петроград, 1920.
  5. Воробьева Е. В. Влияние способа общения на интеллектуальную продуктивность (на материале монозиготных близнецов в возрасте 13–14 лет): Дисс. … канд. психол. наук. М., 1997.
  6. Воронин А. Н., Кукиль Н. В. Взаимосвязь интеллекта и креативности (при позици онном чередовании серий задач у школьников старших классов) // Интеллект и творчество. М.: Изд-во ИП РАН, 1999.
  7. Воронин А. Н., Трифонова И. Г. Влияние сходства/контраста личностных особенно стей учителя и ученика на изменение уровня различных компонентов креативно сти учащихся // Психологический журнал. 2002. № 6.
  8. Григоренко Е. А., Кочубей Б. И. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез близнецами // Новые исследования в психологии. 1989. № 2. С. 15–20.
  9. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М., 1995.
  10. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. М., 1997.
  11. Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирую щего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 1994. № 4.
  12. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) // Вопросы психологии. 1975. № 5. С. 166–176.
  13. Завалишина Д. Н. Системный анализ мышления // Психологический журнал. 1983. № 3.
  14. Кюрти Я. Развитие умственных способностей детей от 6 до 14 лет // Психологи ческие исследования познавательных процессов и личности. М., 1983. С. 79–83.
  15. Ожиганова Г. В. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1999.
  16. Рудкевич Л. А. Возрастная динамика творческой продуктивности: Дисс. … канд. психол. наук. СПб., 1994.
  17. Тихомирова Т.Н. Влияние семейной микросреды на способности детей: роль по колений: Дисс. … канд. психол. наук. М.: Изд-во ИП РАН, 2002.
  18. Фримен Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Ос новные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. С. 371–392.
  19. Фримен Дж. Одаренные дети и их образование: обзор международных исследо ваний // Иностранная психология. 1999. № 1. С. 10–18.
  20. Anderson J. E. The prediction of feminal intelligence from infant and preschool tests // Thirteenth Yearbook. National Society for the Study of Education. N.Y., 1940.
  21. Anderson N.H. Cognitive algebra: integration theory applied to social attribution // Ad vanceg in experimental social psychology / Ed. by L. Berkowitz. 1974.
  22. Bruner J. S., Tagiuri R. The perception of people // Handbook of social psychology, Reading (Mass.). 1954. V. 2. Р. 9–41.
  23. Collins J. T., Quillian M. R. Experiments on semantic memory and language comprehen sion // Сognition and learning in memory / Ed. by L.W. Gregg. N.Y.: Wiley, 1972.
  24. Collins J. T., Loftus E. F. A spreading activation theory of semantic processing // Psychological Review. 1975. V 82. Р. 407–428.
  25. Endler N. S. The role of the person by situation interaction in personality theory // F. Weizman and I. C. Uzgiris (Ed.) The structuring of experience. N.Y.: Plenum Press. 1976.
  26. Goldberg L. R. From Ace to Zombie: Some explorations in the language of personality // Advances in personality assessment / Ed. by C. D. Spilberger, J. N. Butcher. 1982. V. 1. Р. 203–234.
  27. Hays W. L. An approach to the study of trait implications and trait similarity // Person perception and interpersonal behavior / Ed. by Taguiri R. Stanford, 1958. P. 289–299.
  28. Lazarus R. C., Launier R. Stress-related transactions between person and environment // Perspectives in international psychology / Ed. by L. A. Pervin, M. Levis. N. Y.: Plenum Press. 1978. Р. 115–132.
  29. Lazarus R. C., Averill J. R., Opton E. M. Jr. The psychology of coping: Issues of research an assessment // Coping and adaptation / Ed. by J. V. Coelho, D. A. Hamburg, J. F. Adams. N. Y.: Basic Books. 1974. Р. 249–316.
  30. Leitner L. M. An investigation into variables effecting self change in personal constructs // Writ. Journ. of medical psychol. 1984. V. 57. P. 7–14.
  31. Lewin K. Principles of topological psychology. N.Y., 1936.
  32. Matheny A. P., Wilson R. S., Dolan A. B., Krantz T. Z. Behavioral contrasts in twinships: Stability patterns of differences in childhood // Child Development. 1981. V. 52.
  33. Nickols R. C. Twin studies of ability personality and interests // Homo. 1978. V. 29.
  34. Peabody D. Selecting representative trait adjectives // Journ. of personality and social psychology. 1987. V. 52. № 1. P. 59–71.
  35. Pervin L. A. A free response description approach to the analysis of Person-Situation Interaction. Journal of Personality and Social Psychology. 34. 1976. P. 465–474.
  36. Pervin L. A. The representative design in person – situation research // D. Magnusson and N.S. Endler (Ed.). Personality at the cross roads: Current Issues in Interaction Psychology. Hillsdale NJ: Erlbaum. 1977.
  37. Pervin L. A., Lewis M. Overview of the Internal-External Issue // L. A. Pervin, M. Lewis. Perspectives in Interaction Psychology. N.Y.: Plenum Press. 1978.
  38. Rosenberg S. A multidimensional approach to the structure of personality impressions // Journ. of person. and soc. psychol. 1968. V. 9. P. 283–292.
  39. Rosenberg S. New approaches to the analyses of personal constructs in person perception // Nebraska symposium on motivation personal construct psychology / Ed. University of Nebraska Press. 1977. P. 179–242.
  40. Saegert H., Winkel G. Environmental Psychology. Annual Review of Psychology. 41. 1990. P. 441–447.
  41. Slade P.D., Sheehan M.J. The measurement of «conflict» in repertory grids // Brit. Journ. of psychol. 1979, V. 70. P. 519–524.
  42. Torrаnce E. P. Discontinuities in Creative Development // Issues and advances in edu cational psychology. 1969. P. 154–163.
  43. Tulving E., Thomson D. Encoding specificity and retrieval processes in episodic memory // Psychological Review. 1973. № 80. P. 352–373.
  44. Turner R. G. Effects of differential request procedures and self-consciousness on trait attributions // Journ. of research in person. 1978. V. 12. P. 431–438.
  45. Uzgiris J.C. Plasticity and structure: the role of experience in infancy // The structuring of experience. N.Y.: Plenum Press, 1977. P. 89–113.
  46. Wegner D. M., Vallacher R. R. Implicit psychology. N.Y.: Oxford University Press, 1977. P. 74–91.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика