Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Возможности применения методов и техник саморегуляции для развития творческого потенциала 1114

Галкина Т.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, доцент Московского гуманитарного университета, Россия, galkina@list.ru
Симонова М.С., выпускница факультета психологии и социальной работы Московского гуманитарного университета, Россия

Аннотация

В работе представлены результаты экспериментального исследования эффективности воздействия и характера влияния некоторых методов восточной саморегуляции, а именно методов медитации и психофизической гимнастики цигун, на функциональное состояние, креативные способности, мотивационную сферу студентов театральных вузов. Полученные результаты свидетельствуют о выраженных позитивных изменениях по всем диагностированным показателям (креативных способностей, мотивационной направленности, психоэмоциального состояния), что доказывает возможность и целесообразность применения методов саморегуляции для оптимизации образовательного процесса и актуализации творческого потенциала студентов театральных вузов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В российском обществе в последние десятилетия происходят значительные социальные изменения, создающие принципиально новую ситуацию для развития психологической науки. Причем это касается самых различных ее областей, в том числе и психологии личности и индивидуальности, психологии творчества и креативности. Характерной чертой развития современной психологии стала интеграция разных областей знания в целостном изучении человека (Кольцова, 2004). Именно сейчас чрезвычайно актуальными вновь становятся подходы С.Л. Рубинштейна (1999) и Б.Г. Ананьева (1969, 1977) к исследованию личности, которую они включают в широкий контекст философской антропологии, контекст человекознания.

В начале уже наступившего третьего тысячелетия, когда представления о психике человека и ее функционировании пополняются не только за счет чисто научных исследований, но еще и за счет эзотерических знаний, стало возможным говорить о более целостном понимании природы самого человека и его сознания; происходит освоение результатов познания психической реальности в житейской практике человека, в искусстве, мифологии, религии (Кольцова, 2004; Козлов, 2005). Рассмотрение различных вненаучных форм психологического познания обнаруживает их огромную роль в изучении психического мира человека, и современная психологическая наука не может отворачиваться от этого богатейшего психологического материала.

Еще одним подтверждением интегративной тенденции в развитии современной психологической науки является бурное развитие так называемой поп-психологии, выступающей «универсальным интегратором» всех подходов к пониманию человеческой психики и воздействия на нее, сформировавшихся в истории человечества. А.В. Юревич (2007) пишет, что опыт поп-психологии сегодня демонстрирует наличие в обществе выраженной потребности в психологическом знании, накопленном не только западной психологией, но и восточной наукой. Это побуждает западную психологию к ассимиляции принципов и положений восточной философии (Галкина, Савченко, Мацкевич, 2007), а также различных восточных психотехник, в частности медитации.

Таким образом, учитывая характерную черту развития современной психологической науки, а именно интеграцию разных областей знания в целостном изучении человека, нам представляется интересным рассмотреть некоторые принципы восточной философии и показать возможность их применения для развития здоровой творческой личности в целом, а в нашем конкретном случае – студентов театральных вузов. Важнейшей чертой творческой личности является наличие высокой степени креативности и познавательной мотивации, имеющей в своей основе направленность прежде всего на процесс творчества, а не на его результат. Говоря о развитии здоровой личности, мы имеем в виду достижение ею гармонич- ного психоэмоционального состояния (поддержание оптимального самочувствия, высокой активности и хорошего настроения).

Методологической основой нашего исследования являются принципы системного подхода (Ломов, 1984), постоянное обращение к которым в психологии отражает ее актуальное состояние и генеральную тенденцию развития (Барабанщиков, 2004). Не менее важным для нас с методологической точки зрения оказался и выдвинутый С.Л. Рубин- штейном (1999) субъектно-деятельностный подход, согласно которому человек и его психика, сознание формируются и проявляются в деятельности, а следовательно, могут быть познаны опосредованно через эту деятельность, продукты человеческого труда и его творчества.

Литература
  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
  2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  3. Барабанщиков В.А. Принцип системности в современной психологии // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 3. С. 3–17.
  4. Бассин Ф. В., Прангишвили А. С., Шерозия А. Е. О проявлении активности бессознательного в художественном творчестве // Вопросы философии. 1978. № 2. С. 57–69.
  5. Галкина Т. В., Савченко Т. Н., Мацкевич О. А. Синтез восточных и западных подходов в психологической диагностике // Психология, практика, образование: формы и способы интеграции: Сборник статей / Под ред. И. В. Блинниковой, Т. Н. Савченко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН» и «Высшая Школа Психологии», 2007. С. 223–242.
  6. Галкина Т. В., Мацкевич О. А. Новый подход к исследованию индивидуальных особенностей субъекта профессиональной деятельности // Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН А.В. Брушлинского, 15–16 октября 2008 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В. В. Знаков, З. И. Рябикина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2008. С. 97–100.
  7. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Л.; М., 1967.
  8. Динейка К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. Минск, 1981.
  9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.
  10. Кольцова В. А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
  11. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  12. Рождественская Н. В. Психология художественного творчества. СПб., 1995. С.165–181.
  13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
  14. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984. С. 117–134.
  15. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1954–1961.
  16. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1962.
  17. Художественное творчество. Сборник. Л., 1983. С. 105–122.
  18. Чаттопадхай Д. Индийский атеизм. М., 1973.
  19. Юревич А. В. Поп-психология // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 3–14.
  20. Guilford J. P. The nature of human intelligence. N.Y.: Mc-Graw Hill, 1967.
  21. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. 1965. P. 663–679.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика