Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8020Ключевые слова 19596 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Саморегуляция лиц с различными типами функциональной асимметрии мозга и психическая напряженность 907

Бурдаков Д.С., аспирант Курского государственного университета, Курск, Россия, burdakoff_ds@mail.ru

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию, проведенному в рамках интеграционного подхода к проблеме саморегуляции в психологии: саморегуляции функциональных состояний, с одной стороны, и саморегуляции деятельности и психических процессов (применен стилевой подход к саморегуляции функциональных состояний) – с другой. В результате исследования была выявлена взаимосвязь показателей психической напряженности и компонентов саморегуляции. Показано, что взаимосвязь отдельных компонентов саморегуляции с психической напряженностью имеет положительный характер с тенденцией к их возрастанию в условиях психической напряженноси. Выделены эффективные с точки зрения влияния на психическую напряженность профили саморегуляции. Их анализ позволил выявить два компонента аморегуляции, которые можно рассматривать в качестве маркеров функционального комфорта.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

По данным литературы, одной из главных причин, вызывающих психическую напряженность среди учащихся средней и высшей школы, является экзаменационный стресс (Немчин, 1983), сопровождающийся выраженными негативными изменениями в нервной, сердечно-сосудистой и иммунной системах студентов (Плотников, 1983; Стрелец и др., 1998; Умрюхин и др., 1999; Щербатых, 2001). Первые исследования, указывающие на отрицательное влияние экзамена на психику студентов, были проведены А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьевым в 20-х годах прошлого века, их вывод уже в то время был неутешительным: «экзамен не только не способствует выявлению знаний у студентов, но, наоборот, препятствует такому выявлению, препятствует потому, что нарушает поведение экзаменующегося, тормозит его и дискоординирует... экзамен не только вызывает острое аффективное состояние, он глубоко и на длительный срок истеризует экзаменующегося... этого достаточно, чтобы показать явную необходимость в пересмотре вопроса о возможности самого существования экзамена...» (цит. по: Кринчик, 2009, с. 35–36). Экзаменационный стресс и сопровождающая его психическая напряженность не всегда носят вредоносный характер. В определенных ситуациях психическая напряженность имеет стимулирующее значение, помогая мобилизовать знания и личностные резервы для решения поставленных перед учащимся учебных задач (Щербатых, 2001). Исследования указывают, что переосмысление задачи, стоящей перед субъектом, переводит эмоциональную напряженность в операционную, что создает позитивную внутреннюю модель, соотносимую с оптимальными характеристиками деятельности (Наенко, 1976; Овчинникова, Пунг, 1973). Таким образом, встает вопрос об изучении саморегуляции функциональных состояний (в контексте данного исследования – психической напряженности) как «системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности» (Климов, 1988, с. 102). Активность личности, способность к осознанной саморегуляции, общая способность к самостоятельной организации деятельности и управления ею являются необходимым условием для успешного профессионального становления и формирования профессиональной пригодности специалиста (Осницкий и др., 2009).

Литература
  1. Балашова И. Н., Егоров А. Ю. Изменение профилей функциональной асимметрии у больных с речевыми нарушениями в восстановительном периоде после право- и левополушарного инсульта // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. Коллективная монография / Под ред. проф. А. В. Москвина. Москва-Белгород: Издательско-полиграфический центр «ПОЛИТЕРРА», 2007. Вып. 2. С. 87–102.
  2. Бианки В. Л. Механизмы парного мозга. Л.: Наука, 1989.
  3. Ефимова И. В. Амбидекстры: Нейропсихология индивидуальных различий. СПб.: КАРО, 2007.
  4. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988.
  5. Кринчик Е. П. Экзамен и психика: восемьдесят лет спустя // Психология в вузе. 2009. № 2. С. 29–39.
  6. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие. М.: Академия, 2003.
  7. Моросанова В. И. Теоретические и прикладные аспекты исследования осознанной саморегуляции человека // Современные проблемы прикладной психологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ярославль: 2006. Т. 1. С. 52–55.
  8. Моросанова В. И. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ). Методическое пособие. М.: Когито-центр, 2004.
  9. Москвин В. А. Проблема связи латеральных профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии): Автореф. дис. ... докт. психол. наук. Уфа: 2002.
  10. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976.
  11. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., Изд-во ЛГУ, 1983.
  12. Овчинникова О. В., Пунг Э. Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряженности в ситуации экзамена // Психологические исследования. Вып. 4 / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. С. 49–57.
  13. Осницкий А.К., Бякова Н. В., Истомина С. В. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 3–11.
  14. Плотников В. В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983. №5. С. 48–50.
  15. Стрелец В. Б., Самко Н. Н., Голикова Ж. В. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса // ЖВНД. 1998. Т. 48. Вып. 3. С. 458–463.
  16. Умрюхин Е. А., Быкова Е. В., Климина Н. В. Вегетативный тонус и энергозатраты у студентов в процессе результативной учебной деятельности // Вестник Российской АМН. 1999. № 6. С. 47–51.
  17. Фокин В. Ф. Динамическая функциональная асимметрия как отражение функциональных состояний // Асимметрия. 2007. Т. 1. № 1. С. 4–9.
  18. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е изд.. СПб.: Питер, 2005.
  19. Хомская Е. Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 138–144.
  20. Хомская Е. Д. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Изд-во РПА, 1997.
  21. Цагарелли Ю. А. Системная диагностика человека и развитие психических функций (учебное пособие). Казань: МНПО «Акцептор», 2009.
  22. Чайнова Л. Д. Напряженность как ведущее функциональное состояние работающего человека // Проблемы системного исследования состояния напряженности человека / Труды ВНИИТЭ. Серия «Эргономика». Вып. 32. М.: 1986. С. 8–19.
  23. Щербатых Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: Автореф. дис. ... на соискание ученой степени доктора биол. наук. СПб.: 2001.
  24. Эргодизайн промышленных изделий и предметно-пространственной среды: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Дизайн», «Эргономика» / Под. ред. В. И. Кулайкина, Л. Д. Чайновой. М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2009.
  25. Berridge C. W., Espana R. A., Stalnaker T. A. Stress and Coping: Asymmetry of Dopamine Efferents within the Prefrontal Cortex // The Asymmetrical Brain / Kenneth Hugdahl and Richard J. Davidson (Eds). 2003. P. 69–104.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика