Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эмоциональное отношение к социальному сравнению 921

Самойленко Е.С., доктор психологических наук, Заведующая лабораторией познавательных процессов и математической психологии, ФУБУН Институт психологии РАН, Москва, Россия, elena.samoylenko@ipras.ru

Аннотация

В настоящей работе обсуждаются результаты экспериментальных исследований, проведенных с учащимися и учителями, по изучению эмоционального отношения к педагогическим оценочным суждениям, в качестве которых выступали: вынесение отметки, содержательные высказывания с элементами и без элементов социального сравнения. Эмоциональное отношение к формам оценивания исследовалось с применением методической триангуляции: сопоставлялись результаты, полученные с помощью процедур субъективного шкалирования и ранжирования. В целом подтверждена гипотеза о том, что разные формы отрицательного и положительного оценивания различаются по степени выраженности эмоционального отношения к ним со стороны учащихся; также отмечены возрастные особенности в выраженности эмоционального отношения к различным формам оценивания. И наконец, можно говорить об особом статусе таких оценочных суждений (положительных и отрицательных), которые содержат элемент сравнения со значимой референтной группой; именно они вызывают самое сильное (отрицательное или положительное) эмоциональное отношение со стороны учащихся.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Социальное сравнение, представляющее собой в наиболее общем смысле установление сходства и различия между двумя или несколькими субъектами, является всеобъемлющим социальным феноменом (Suls et al., 2002, p. 159). Социальное сравнение составляет фундаментальный аспект психологического функционирования человека (Mussweiler, 2003), играя важную роль в формировании представлений о себе (Festinger, 1954), восприятии человека человеком (Higgins, Lurie, 1983), возникновении тех или иных эмоциональных переживаний (Higgins, 1987).

1. Основные характеристики социального сравнения

Термин «социальное сравнение» был предложен Л. Фестингером (Festinger, 1954), разработавшим и первую теоретическую концепцию данного феномена. Сформулировав ряд конкретных гипотез относительно психологических особенностей социального сравнения, Фестингер ограничился лишь общей формулировкой основного понятия, определив его как сопоставление человеком себя (своих мнений и способностей) с другими людьми. Что же касается современных психологических исследований социального сравнения, то разные авторы предлагают различные трактовки этого понятия.

Согласно одному из часто используемых определений, социальное сравнение – это процесс так называемого обдумывания субъектом информации, касающейся одного или нескольких людей, при соотнесении с собственным Я (Wood, 1996). Под обдумыванием не обязательно понимается внимательное или осознанное мышление, а под соотнесением с собственным Я подразумевается поиск или идентификация субъектом сходства или различия по некоторому параметру между самим собой и другим человеком.

Литература
  1. Божович Е. Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка. М.: Московский психологосоциальный институт. 1999. С. 173–194.
  2. Галкина Т. В., Самойленко Е. С., Баранова Т. В. Субъективное отношение к оценочным суждениям у учителей с различными акцентуациями характера // Психология, образование и практика: формы и способы интеграции / Под ред. И.В. Блинниковой, Т. Н. Савченко. М.: Изд-во Высшая школа психологии и ИП РАН, 2007. С. 197–211.
  3. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
  4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  5. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 1998.
  7. Самойленко Е. С., Арутюнян А. Т., Мурашова П. Л., Усанина Н. А. Воздействие положительного педагогического оценивания с элементами сравнения на аффективную сферу учащегося // Материалы конференции к 100-летию со дня рождения Б. Г. Ананьева. Октябрь 2008 г. М.: ИП РАН. С. 437–448.
  8. Самойленко Е. С., Гусева Ю. Ю., Денисова Д. Д. Общение в педагогическом контексте: влияние оценочных суждений учителей на эмоциональные переживания учащихся // Общение и познание. М.: ИП РАН, 2007. С. 231–252.
  9. Самойленко Е. С., Костыгова О. А. Разработка системного метода исследования социального сравнения // Системная организация и детерминация психики / Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: ИП РАН, 2008. С. 420–445.
  10. Albert S. Temporal comparison theory // Psychological Review. 1977. V. 84. № 6. P. 485–503.
  11. Alicke M. D. Evaluating social comparison targets // Handbook of Social Comparison: Theory and Research / Eds. J. Suls, L. Wheele. New York: Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2000. P. 271–293.
  12. Bers S. A., Rodin J. Social comparison jealousy: a developmental and motivational study // Journal of Persomilily and Social Psychology. 1984. V. 47. № 4. P. 766–779.
  13. Brickman P., Bulman R. J. Pleasure and pain in social comparison // Social comparison processes: theoretical and empirical perspectives / Eds. J. M. Suls, R. L. Miller. Washington: DC, Hemisphere, 1977. P. 149–186.
  14. Burnett P.C. Children’s self-talk and significant others’ positive and negative statements // Educational Psychology. 1996. № 16. P. 57–67.
  15. Buunk B. P., Gibbons F. X. Toward an enlightenment in social comparison theory // Handbook of Social Comparison: Theory and Researc / Eds. J. Suls, L. Wheeler. New York: Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2000. P. 487–499.
  16. Buunk B. P., Taylor S. E. et al. The affective consequences of social comparison: either direction has its ups and downs // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. V. 59. № 6. P. 1238–1249.
  17. Buunk B. P., Ybema J. F. et al. The affective consequences of social comparison as related to professional burnout and social comparison orientation // European Journal of Social Psychology. 2001. V. 31. № 4. P. 337–351.
  18. Festinger L. A theory of social comparison processes // Human Relations. 1954. № 7. P. 117–140.
  19. Gilbert D. T., Giesler R. B. et al. When Comparisons Arise // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. V. 69. № 2. P. 227–236.
  20. Goethals G. R. Social comparison theory: psychology from the lost and found // Personality and Social Psychology Bulletin. 1986. V. 12. № 3. P. 261–278.
  21. Higgins E. T. Self-discrepancy: a theory relating self and affect // Psychological Review. 1987. V. 94. № 3. P. 319–340.
  22. Higgins E. T., Lurie L. Context, categorization, and recall: the change-of-standard effect // Cognitive Psychology. 1983. V. 15. № 4. P. 525–547.
  23. Kang Y. Classroom context, teacher feedback and student self-efficacy: Dissertation Abstracts International Section A: Humanities and Social Sciences. 1998. 0419.
  24. Kruglanski A. W., Mayseless O. Classic and current social comparison research: expanding the perspective // Psychological Bulletin. 1990. V. 108. № 2. P. 195–208.
  25. Kulik J. A., Gump B. B. Affective reactions to social comparison: The effects of relative performance and related attributes information about another person // Personality and Social Psychology Bulletin. 1997. V. 23. № 5. P. 452–468.
  26. Lockwood P., Kunda Z. Superstars and me: predicting the impact of role models on the self // Journal of Personality and Social Psychology. 1997. V. 73. № 1. P. 91–103.
  27. Mussweiler T. Everything is relative: comparison processes in social judgment // European Journal of Social Psychology. 2003. V. 33. № 6. P. 719–733.
  28. Olson B. D., Evans D. L. The role of the big five personality dimensions in the direction and affective consequences of everyday social comparisons // Personality and Social Psychology Bulletin. 1999. V. 25. № 7. P. 1498–1508.
  29. Olson J. M., Buhrmann O., Roese N. J. Comparing comparisons. An integrative perspective on social comparison and counterfactual thinking // Handbook of Social Comparison: Theory and Research / Eds. J. Suls, L. Wheeler. New York: Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2000. P. 379–398.
  30. Salovey P., Rodin J. Some antecedents and consequences of social-comparison jealousy // Journal of Persomilily and Social Psychology. 1984. V. 47. № 4. P. 780–792.
  31. Sanitioso R. B., Conway M. A., Brunot S. Autobiographical memory, the self, and comparison processes // Social Comparison and Social Psychology: Understanding cognition, intergroup relations and culture / Ed. S. Guimond. Cambridge: MA, Cambridge University Press, 2006. P. 55–75.
  32. Silver M., Sabini J. The perception of envy // Social Psychology. 1978. № 41. P. 105–117.
  33. Slavin R. E. Educational Psychology. Theory and practice. Boston: Johns Hopkins Universiry, 2003.
  34. Suls J. Notes on the occasion of social comparison theory’s thirtieth birthday // Personality and Social Psychology Bulletin. 1986. V. 12. № 3. P. 289–296.
  35. Suls J., Martin R., Wheeler L. Social comparison: why, with whom, and with what effect? // Current Directions in Psychological Science. 2002. № 11. P. 159–163.
  36. Tesser A. Toward a self-evaluation maintenance model of social behaviour // The Self in Social Psychology. Edwards Brother / Ed. Roy F. Baumeister. ML, 1999. Р. 446–460.
  37. Tesser A., Collins J.E. Emotion in social reflection and comparison situations: intuitive, systematic, and exploratory approaches // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. V. 55. № 5. P. 695–709.
  38. Tesser A., Millar M. et al. Some affective consequences of social comparison and reflection processes: the pain and pleasure of being close // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. V. 54. № 1. P. 49–61.
  39. Wheeler L., Miyake K. Social comparison in everyday life // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. V. 62. № 5. P. 760–773.
  40. Wood J. Contemporary social comparison theory // Psychological Bulletin. 1989. № 106. P. 231–248.
  41. Wood J. V. What is social comparison and how should we study it? // Personality and Social Psychology Bulletin. 1996. V. 22. № 5. P. 520–537.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика