Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8290Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности субъектно ориентированного сравнения применительно к школьникам с различным социометрическим статусом 1047

Самойленко Е.С., доктор психологических наук, Заведующая лабораторией познавательных процессов и математической психологии, ФУБУН Институт психологии РАН, Москва, Россия, elena.samoylenko@ipras.ru
Костыгова О.А., психолог ГОУ Прогимназия № 45, Россия, psy45@mail.ru
Корбут А.В., преподаватель 18-ой кафедры (психологии), Военный университет МО, Россия, psy45@mail.ru

Аннотация

Настоящая работа посвящена обсуждению особенностей субъектно ориентированного (социального) сравнения, реализуемого школьниками в отношении одноклассников с различным социометрическим статусом. Авторы статьи предлагают разработанную ими методику определения статуса индивида как референта субъектно ориентированного сравнения в группе. В работе представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение существующих у младших и старших школьников предпочтений в использовании в качестве референтов субъектно ориентированного сравнения одноклассников, имеющих определенный социометрический статус. В результате проведенного исследования показано, что младшие школьники и подростки наиболее часто сравнивают себя с популярными одноклассниками и реже всего – с одноклассниками, относящимися к категории отвергаемых детей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Сравнение является одной из ключевых процедур, реализуемых человеком в процессе познания окружающего мира, самого себя и других людей, а также в ситуациях решения разнообразных когнитивно-коммуникативных задач (Самойленко, 1987). Эта операция выступает как единство сенсорных и интеллектуальных процессов, как высший уровень восприятия и исходная основа мышления (Ломов, 1984).

Сравнение представляет собой одну из форм проявления единства анализа и синтеза на эмпирическом уровне познания (Рубинштейн, 1957) и выражается в установлении сходных и различных характеристик, касающихся как объектов и явлений окружающего мира, так и социальных субъектов. Соответственно, целесообразно выделять два основных вида сравнения на основе характера его отнесенности: объектно ориентированное и субъектно ориентированное. Первое из них традиционно изучается в рамках исследований познавательных процессов, второе преимущественно анализируется в контексте проблематики личности и обозначается в зарубежной психологии как социальное сравнение.

Литература
  1. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детских коллективах, Минск: Народная Асвета, 2003.
  2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  3. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Изд. АН СССР, 1957.
  4. Самойленко Е. С. Сравнение в решении когнитивно-коммуникативных задач // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 128–132.
  5. Самойленко Е. С. Социальное сравнение в контексте группового общения // Психологические и психоаналитические исследования. М.: Институт психоанализа, 2009. С. 326–337.
  6. Самойленко Е.С., Костыгова О.А. Общение ребенка со сверстниками: современные подходы к исследованию когнитивно-коммуникативных составляющих социального статуса // Общение и познание / Под ред. В. А. Барабанщикова и Е. С. Самойленко. М.: ИП РАН, 2007. С. 319–349.
  7. Alicke M. D. Evaluating social comparison targets // Handbook of Social Comparison: Theory and Research/ Eds. J. Suls, L. Wheeler. New York: Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2000. P. 271–293.
  8. Asher S. R., Dodge K.-A. Identifying children who are rejected by their peers // Developmental Psychology. 1986. V. 22. № 4. P. 444–449.
  9. Asher S. R., Parker J. G.. Significance of peer relationship problems in childhood // Social competence in developmental perspective / Eds. B. H. Schneider, G. Attili, J. Nadel, R. P. Weissberg. Dordrecht, the Netherlands: Kluwer Academic Publishers, 1989. P. 5–23.
  10. Asher S. R., Singleton L. C. et al. A reliable sociometric measure for preschool children // Developmental Psychology. 1979. V. 15. P. 443–444.
  11. Asher S. R., Wheeler V. Children’s loneliness: A comparison of rejected and neglected peer status // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1985. V. 53. P. 500–505.
  12. Asher S. R., Williams G. A. Helping children without friends in home and school // Children’s social development: information for teachers and parents. Urbana, IL: ERIC, Clearing House on Elementary and Early Childhood Education, 1987.
  13. Bierman K. L., Wargo J. B. Predicting the longitudinal course associated with aggressive-rejected, aggressive (non-rejected) and rejected (non-aggressive) status // Development and Psychopathology. 1995. № 7. P. 669–682.
  14. Bogart L. M., Helgeson V. S. Social comparison among women with brest cancer: a longitudinal investigation // Journal of Applied Social Psychology. 2000. V. 30. № 3. P. 547–575.
  15. Boivin M., Bégin G. Peer status and self-perception among early elementary school children: the case of the rejected children // Child Development. 1989. № 60. P. 591–596.
  16. Boivin M., Dodge K. A., Coie J. D. Individual-group behavioral similarity and peer status in experimental playgroups of boys: The social misfit revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. № 69. P. 269–279.
  17. Bronfenbrenner U. The measurement of sociometric status, structure and development // Sociometry Monographs. 1945. № 6. P. 1–80.
  18. Chung T.-Y., Asher S. R. Children’s goals and strategies in peer conflict situations // Merrill-Palmer Quarterly. 1996. V. 42. № 1. P. 125–147.
  19. Cillessen A. H. N. Sociometric methods // Handbook of Peer interactions, relationships, and groups / Eds. K. H. Rubin, W. M. Bukowski, B. Laursen. N. Y.: The Guilford Press, 2009. P. 82–99.
  20. Cillessen A. H. N., Rose A. J. Understanding popularity in the peer system //Current Directions in Psychological Science. 2005. № 14. P. 102–105.
  21. Cillessen A. et al. Heterogeneity among peer-rejected boys: subtypes and stabilities // Child Development. 1992. № 63. P. 893–905.
  22. Coie J. D. Toward a theory of peer rejection // Peer rejection in childhood / Eds. S. R. Asher and J. D. Coie. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 365–401.
  23. Coie J. D., Dodge K.-A. Continuities and changes in children’s sociometric status: a five-year longitudinal study // Merrill-Palmer Quarterly. 1983. V. 29. P. 261–282.
  24. Coie J. D., Dodge K. A., Coppotelli H. Dimensions and types of status: A cross-age perspective // Developmental Psychology. 1982. V. 18. P. 557–570.
  25. Coie J. D., Dodge K. A., Kupersmidt J. B. Peer group behaviour and social status // Peer rejection in childhood / Eds. S. R. Asher, J. D. Coie. New York: Cambridge University Press, 1990. P. 17–59.
  26.  Collins R. L. Among the better ones // Handbook of Social Comparison: Theory and Research / Eds. J. Suls, L. Wheeler. New York: Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2000. P. 159–171.
  27. Crick N. R., Ladd G. W. Children’s perceptions of their peer experiences: attributions, loneliness, social anxiety, and social avoidance // Developmental Psychology. 1993. V. 29. № 2. P. 244–254.
  28. Dodge K.-A., Pettit G.-S. et al. Social competence in children // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1986. V. 51. № 213.
  29. Festinger L. A theory of social comparison processes // Human Relations. 1954. № 7. P. 117–140.
  30. French D. D., Waas G. A. Behavior problems of peer-neglected and peer-rejected elementary age children: Parent and teacher perspectives // Child Development. 1985. № 56. P. 246–252.
  31. French D. C. Heterogeneity of peer-rejected boys: Aggressive and nonaggressive subtypes // Child Development. 1988. № 59. P. 976–985.
  32. Friend R. M., Gilbert J. Threat and fear of negative evaluation as determinants of locus of social comparison // Journal of Personality. 1973. V. 41. № 2. P. 328–340.
  33. Gibbons F. X., Benbow C. P. Gerrard M. From top dog to bottom half: social comparison strategies in response to poor performance // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. V. 67. № 4. P. 638–652.
  34. Goethals G. R., Klein W. M. P. Interpreting and inventing social reality // Handbook of Social Comparison: Theory and Research / Eds. J. Suls, L. Wheeler. New York: Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2000. P. 23–44.
  35. Gruder C. L. Choice of comparison persons in evaluating oneself // Social comparison processes: Theoretical and empirical perspectives / Eds. J. M. Suls, R. L. Miller. Washington: DC, Hemisphere, 1977. P. 21–41.
  36. Hymel S., Franke S. Children’s peer relations: Assessing self perceptions // Children’s peer relations: Issues in assessment and intervention / Eds. B. H. Schneider, K. H. Rubin, J. E. Ledingham. New York: Springer-Verlag, 1985. P. 75–91.
  37. Kruglanski A. W., Mayseless O. Classic and current social comparison research: expanding the perspective // Psychological Bulletin. 1990. V. 108. № 2. P. 195–208.
  38. Lockwood P., Kunda Z. Superstars and me: predicting the impact of role models on the self // Journal of Personality and Social Psychology. 1997. V. 73. № 1. P. 91–103.
  39. Moreno J. L. Who shall survive? A new approach to the problem of human interrelations. Washington, DC: Nervous and Mental Disease Publishing. 1934.
  40. Newcomb A., Bukowski W. M. et al. Children’s Peer Relations: A Meta-Analytic Review of Popular, Rejected, Neglected, Controversial, and Average Sociometric Status // Psychological Bulletin, 1993. V. 113. № 1. P. 99–128.
  41. Newcomb A. F., Bukowski W. M. A longitudinal study of the utility of social preference and social impact sociometric classification schemes // Child Development. 1984. № 55. P. 1434–1447.
  42. Oden S., Asher S. R. Coaching children in social skills for friendship making // Child Development. 1977. № 48. P. 495–506.
  43. Ojanen T., Gronroos M. et al. An interpersonal circumplex model of children’s social goals: links with peer-reported behavior and sociometric status // Developmental Psychology. 2005. V. 41. № 5. P. 699–710.
  44. Rodkin P. C., Farmer T. W., Pearl R., Van Acker R. Heterogeneity of popular boys: antisocial and prosocial configurations // Developmental Psychology. 2000. V 36. P. 14–24.
  45. Roff M., Sells S. B. et al. Social adjustment and personality development in children. Minneapolis, MN: University of Minnesota Press. 1972.
  46. Rogosch F. A., Newcomb A. F. Children’s Perceptions of peer reputations and their social reputations among peers // Child Development. 1989. № 60. P. 597–610.
  47. Rose A. J., Asher S. R. Children’s goals and strategies in response to conflicts within a friendship // Developmental Psychology. 1999. V. 35. № 1. P. 69–79.
  48. Rubin K. N., Hymel S. et al. Children experiencing social difficulties: Sociometric neglect reconsidered // Canadian Journal of Behavioral Science. 1989. № 21. P. 94–111.
  49. Singleton L. C., Asher S. R. Peer preferences and social interaction among third-grade children in an integrated school district // Journal of Educational Psychology. 1977. V. 69. P. 330–336.
  50. Stormshak E. A., Bierman K. L., Bruschi C., Dodge K. A., Coie J. D. and the Conduct Problems Prevention Research Group. The relation between behavior problems and peer preference in different classroom contexts // Child Development. 1999. № 70. P. 169–182.
  51. Suls J., Martin R., Wheeler L. Social comparison: why, with whom, and with what effect // Current Directions in Psychological Science. 2002. № 11. P. 159–163.
  52. Tesser A. Toward a self-evaluation maintenance model of social behavior // The Self in Social Psychology / Ed. R. F. Baumeister, Edwards Brother, ML, 1999. P. 446–460.
  53. Thornton D. A., Arrowood A. J. Self-evaluation, self-enhancement, and the locus of social comparison // Journal of Experimental Social Psychology. 1966. V. 1., Suplement 1. P. 40–48.
  54. Wheeler L. Motivation as a determinant of upward comparison // Journal of Experimental Social Psychology. 1966. V. 1, Supplement 1. P. 27–31.
  55. Wills A. Similarity and self-esteem in downward comparison // Social comparison. Contemporary theory and research / Eds. J. Suls, A. Wills. New York: Lawrence Erlbaum, 1991. P. 51–78.
  56. Wills A., Suls J. Commentary: Neo-social comparison theory and beyond. Social comparison // Contemporary theory and research / Eds. J. Suls, A. Wills. New York: Lawrence Erlbaum, 1991. P. 395–410.
  57. Wood J. Theory and research concerning social comparisons of personal attributes // Psychological Bulletin. 1989. V. 106. № 2. P. 231–248.
  58. Wood J. V. What is social comparison and how should we study it? // Personality and Social Psychology Bulletin. 1996. V. 22. № 5. P. 520–537.
  59. Wood J. V., Taylor K. L. Serving self-relevant goals through social comparison. Social comparison // Contemporary theory and research /Eds. J. Suls, A. Wills. New York: Lawrence Erlbaum, 1991. P. 23–49.
  60. Wood J. V., Taylor S. E. et al. Social comparison in adjustment to breast cancer // Journal of Persomilily and Social Psychology. 1985. V. 49. № 5. P. 1169–1183.
  61. Wright J. C., Giammarino M. & Parad H. W. Social status in small groups: Individual-group similarity and the social «misfit» // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. V. 50. P. 523–536.
  62. Zanna M.P., Goethals G.R. et al. Evaluating a sex-related ability: social comparison with similar others and standard-setters // Journal of Experimental Social Psychology. 1975. V. 11. № 1. P. 86–93.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика