Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7670Ключевые слова 18573 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте 2991

Киреева Е.А., аспирант кафедры психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, Россия, kireeva24-128@mail.ru
Дубовицкая Т.Д., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, Россия, tatdm@mail.ru

Аннотация

Представлена разработанная авторами методика исследования самоутверждения, включающая три шкалы: конструктивное самоутверждение (КС), деструктивное самоутверждение (ДС), отказ от самоутвержения (ОС). Проведена проверка опросника на надежность, точность, валидность путем сопоставления его результатов с результатами уже апробированных методик. Опросник может быть использован: для диагностики стратегии самоутверждения, выявления социально дезадаптированных лиц подросткового и юношеского возраста; для методического обеспечения деятельности практических психологов образовательных учреждений; для исследования эффективности коррекционноразвивающей и воспитательной работы с учащимися.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном процессе предполагает создание условий для успешной самореализации, самоактуализации, конструктивного самоутверждения личности подростка, а также предупреждения и преодоления дезадаптации, стрессовых расстройств, асоциального и деструктивного поведения. Отличаясь большой вариабельностью в средствах и способах осуществления, стремление к самоутверждению реализуется через признание и положительную оценку окружающих, через деятельность и поступки, общественная оценка которых влияет на «Я-концепцию» личности.

Составители «Словаря конфликтолога» А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов дают следующее определение самоутверждения: «Самоутверждение – стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность» (Анцупов, Шипилов, 2006, c. 382). Рассматривая самоутверждение через призму потребности, Н. В. Самоукина обозначает данный феномен как «стремление к реализации своего Эго, силы своего Я» – ведущей потребности «одаренных и амбициозных людей в профессиональном и личностном развитии» (Самоукина, 2006, c. 86). В несколько иной трактовке Н. Н. Толстых феномен самоутверждения, описанный как «стремление человека к сохранению собственной высокой самооценки и подтверждению ее в высказываниях других людей, а также вызванное этим стремлением поведение» (Толстых, 2005, c. 82–83), изначально представлен в двух ипостасях: как стремление и как вызванное этим стремлением поведение. Аналогичная тенденция прослеживается и в подходе В. С. Мухиной (Мухина, 2000), и в работе Е. П. Никитина, Н. Е. Харламенковой, специально делающих акцент на потребностно-поведенческом аспекте феномена самоутверждения и рассматривающих самоутверждение тоже как одну из стратегий Эго, способ усиления Я, придания ему или поддержания силы, значимости: подчеркивая, что «самоутверждение – это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение» (Никитин, Харламенкова, 2000, c. 224), авторы выделяют следующие его стратегии: неуверенная, конструктивная, доминантная, общая.

Таким образом, феномен самоутверждения рассматривается с точки зрения двух факторов, двух составляющих: 1) потребностно-мотивационного и 2) поведенческого. Другими словами, с одной стороны, самоутверждение является внутренней побудительной силой личности, предстает как самостоятельная потребность, стремление, составляет мотивационную/побуждающую сторону жизнедеятельности человека, а с другой – самоутверждение рассматривается как форма поведения, результатом которой является снятие напряжения, возникновение чувства удовлетворенности собой, обеспечение соответствующего уровня самооценки.

Литература
  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. СПб.: Питер, 2006.
  2. Мухина В. С. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд. ЭКСМО-Пресс, 2000.
  3. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000.
  4. Психология личности: Хрестоматия. Т. 1. / Под ред Л. И. Божович. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000.
  5. Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. М.: Вершина, 2006.
  6. Толстых Н. Н. Самоутверждение // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т.: Социальная психология / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общей ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005.
  7. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности // Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М., 2005.
  8. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд. Института психотерапии, 2002.
  9. Харламенкова Н. Е. Самоутверждение подростка. М.: Изд. «Институт психологии РАН». 2007.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика