Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 17 место — направление «Психология» 0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,750 — двухлетний импакт-фактор Экспериментальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2072-7593 ISSN (online): 2311-7036 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2008 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Экспериментальная психология Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте 3890
Киреева Е.А., аспирант кафедры психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, Россия, kireeva24-128@mail.ru
Дубовицкая Т.Д., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, Россия, tatdm@mail.ru АннотацияПредставлена разработанная авторами методика исследования самоутверждения, включающая три шкалы: конструктивное самоутверждение (КС), деструктивное самоутверждение (ДС), отказ от самоутвержения (ОС). Проведена проверка опросника на надежность, точность, валидность путем сопоставления его результатов с результатами уже апробированных методик. Опросник может быть использован: для диагностики стратегии самоутверждения, выявления социально дезадаптированных лиц подросткового и юношеского возраста; для методического обеспечения деятельности практических психологов образовательных учреждений; для исследования эффективности коррекционноразвивающей и воспитательной работы с учащимися. Ключевые слова: конструктивное самоутверждение, деструктивное самоутверждение, отказ от самоутверждения Рубрика: Инструментарий Тип: научная статья Фрагмент статьи Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном процессе предполагает создание условий для успешной самореализации, самоактуализации, конструктивного самоутверждения личности подростка, а также предупреждения и преодоления дезадаптации, стрессовых расстройств, асоциального и деструктивного поведения. Отличаясь большой вариабельностью в средствах и способах осуществления, стремление к самоутверждению реализуется через признание и положительную оценку окружающих, через деятельность и поступки, общественная оценка которых влияет на «Я-концепцию» личности. Составители «Словаря конфликтолога» А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов дают следующее определение самоутверждения: «Самоутверждение – стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность» (Анцупов, Шипилов, 2006, c. 382). Рассматривая самоутверждение через призму потребности, Н. В. Самоукина обозначает данный феномен как «стремление к реализации своего Эго, силы своего Я» – ведущей потребности «одаренных и амбициозных людей в профессиональном и личностном развитии» (Самоукина, 2006, c. 86). В несколько иной трактовке Н. Н. Толстых феномен самоутверждения, описанный как «стремление человека к сохранению собственной высокой самооценки и подтверждению ее в высказываниях других людей, а также вызванное этим стремлением поведение» (Толстых, 2005, c. 82–83), изначально представлен в двух ипостасях: как стремление и как вызванное этим стремлением поведение. Аналогичная тенденция прослеживается и в подходе В. С. Мухиной (Мухина, 2000), и в работе Е. П. Никитина, Н. Е. Харламенковой, специально делающих акцент на потребностно-поведенческом аспекте феномена самоутверждения и рассматривающих самоутверждение тоже как одну из стратегий Эго, способ усиления Я, придания ему или поддержания силы, значимости: подчеркивая, что «самоутверждение – это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение» (Никитин, Харламенкова, 2000, c. 224), авторы выделяют следующие его стратегии: неуверенная, конструктивная, доминантная, общая. Таким образом, феномен самоутверждения рассматривается с точки зрения двух факторов, двух составляющих: 1) потребностно-мотивационного и 2) поведенческого. Другими словами, с одной стороны, самоутверждение является внутренней побудительной силой личности, предстает как самостоятельная потребность, стремление, составляет мотивационную/побуждающую сторону жизнедеятельности человека, а с другой – самоутверждение рассматривается как форма поведения, результатом которой является снятие напряжения, возникновение чувства удовлетворенности собой, обеспечение соответствующего уровня самооценки. Литература
Статьи по теме
Социальная психология, Экспериментальная психология | Ананьева К.И., Товуу Н.О. |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |