Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте

7436

Аннотация

Представлена разработанная авторами методика исследования самоутверждения, включающая три шкалы: конструктивное самоутверждение (КС), деструктивное самоутверждение (ДС), отказ от самоутвержения (ОС). Проведена проверка опросника на надежность, точность, валидность путем сопоставления его результатов с результатами уже апробированных методик. Опросник может быть использован: для диагностики стратегии самоутверждения, выявления социально дезадаптированных лиц подросткового и юношеского возраста; для методического обеспечения деятельности практических психологов образовательных учреждений; для исследования эффективности коррекционноразвивающей и воспитательной работы с учащимися.

Общая информация

Ключевые слова: конструктивное самоутверждение, деструктивное самоутверждение, отказ от самоутверждения

Рубрика издания: Инструментарий

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Киреева Е.А., Дубовицкая Т.Д. Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте // Экспериментальная психология. 2011. Том 4. № 2. С. 115–124.

Фрагмент статьи

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном процессе предполагает создание условий для успешной самореализации, самоактуализации, конструктивного самоутверждения личности подростка, а также предупреждения и преодоления дезадаптации, стрессовых расстройств, асоциального и деструктивного поведения. Отличаясь большой вариабельностью в средствах и способах осуществления, стремление к самоутверждению реализуется через признание и положительную оценку окружающих, через деятельность и поступки, общественная оценка которых влияет на «Я-концепцию» личности.

Составители «Словаря конфликтолога» А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов дают следующее определение самоутверждения: «Самоутверждение – стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность» (Анцупов, Шипилов, 2006, c. 382). Рассматривая самоутверждение через призму потребности, Н. В. Самоукина обозначает данный феномен как «стремление к реализации своего Эго, силы своего Я» – ведущей потребности «одаренных и амбициозных людей в профессиональном и личностном развитии» (Самоукина, 2006, c. 86). В несколько иной трактовке Н. Н. Толстых феномен самоутверждения, описанный как «стремление человека к сохранению собственной высокой самооценки и подтверждению ее в высказываниях других людей, а также вызванное этим стремлением поведение» (Толстых, 2005, c. 82–83), изначально представлен в двух ипостасях: как стремление и как вызванное этим стремлением поведение. Аналогичная тенденция прослеживается и в подходе В. С. Мухиной (Мухина, 2000), и в работе Е. П. Никитина, Н. Е. Харламенковой, специально делающих акцент на потребностно-поведенческом аспекте феномена самоутверждения и рассматривающих самоутверждение тоже как одну из стратегий Эго, способ усиления Я, придания ему или поддержания силы, значимости: подчеркивая, что «самоутверждение – это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение» (Никитин, Харламенкова, 2000, c. 224), авторы выделяют следующие его стратегии: неуверенная, конструктивная, доминантная, общая.

Таким образом, феномен самоутверждения рассматривается с точки зрения двух факторов, двух составляющих: 1) потребностно-мотивационного и 2) поведенческого. Другими словами, с одной стороны, самоутверждение является внутренней побудительной силой личности, предстает как самостоятельная потребность, стремление, составляет мотивационную/побуждающую сторону жизнедеятельности человека, а с другой – самоутверждение рассматривается как форма поведения, результатом которой является снятие напряжения, возникновение чувства удовлетворенности собой, обеспечение соответствующего уровня самооценки.

Полный текст

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном процессе предполагает создание условий для успешной самореализации, самоактуализации, конструктивного самоутверждения личности подростка, а также предупреждения и преодоления дезадаптации, стрессовых расстройств, асоциального и деструктивного поведения. Отличаясь большой вариабельностью в средствах и способах осуществления, стремление к самоутверждению реализуется через признание и положительную оценку окружающих, через деятельность и поступки, общественная оценка которых влияет на «Я-концепцию» личности.

Составители «Словаря конфликтолога» А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов дают следующее определение самоутверждения: «Самоутверждение – стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность» (Анцупов, Шипилов, 2006, c. 382). Рассматривая самоутверждение через призму потребности, Н. В. Самоукина обозначает данный феномен как «стремление к реализации своего Эго, силы своего Я» – ведущей потребности «одаренных и амбициозных людей в профессиональном и личностном развитии» (Самоукина, 2006, c. 86). В несколько иной трактовке Н. Н. Толстых феномен самоутверждения, описанный как «стремление человека к сохранению собственной высокой самооценки и подтверждению ее в высказываниях других людей, а также вызванное этим стремлением поведение» (Толстых, 2005, c. 82–83), изначально представлен в двух ипостасях: как стремление и как вызванное этим стремлением поведение. Аналогичная тенденция прослеживается и в подходе В. С. Мухиной (Мухина, 2000), и в работе Е. П. Никитина, Н. Е. Харламенковой, специально делающих акцент на потребностно-поведенческом аспекте феномена самоутверждения и рассматривающих самоутверждение тоже как одну из стратегий Эго, способ усиления Я, придания ему или поддержания силы, значимости: подчеркивая, что «самоутверждение – это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение» (Никитин, Харламенкова, 2000, c. 224), авторы выделяют следующие его стратегии: неуверенная, конструктивная, доминантная, общая.

Таким образом, феномен самоутверждения рассматривается с точки зрения двух факторов, двух составляющих: 1) потребностно-мотивационного и 2) поведенческого. Другими словами, с одной стороны, самоутверждение является внутренней побудительной силой личности, предстает как самостоятельная потребность, стремление, составляет мотивационную/побуждающую сторону жизнедеятельности человека, а с другой – самоутверждение рассматривается как форма поведения, результатом которой является снятие напряжения, возникновение чувства удовлетворенности собой, обеспечение соответствующего уровня самооценки.

Согласно предложенному Д. И. Фельдштейном принципу уровневого проявления социального движения материи, социальное развитие растущего человека является перспективно направленным процессом. Этот процесс связан с социальной природой человека, заключает в себе многообразие развивающихся способностей, качеств, свойств – «от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризованных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем» (Фельдштейн, 2005, c. 137). Рассматривая самоутверждение как один из компонентов психического состояния подростка, Фельдштейн считает его определяющим фактором данного возрастного периода, который способствует развитию социальной зрелости растущего человека. На самоутверждение как одну из главных, основополагающих потребностей подросткового детства указывают также другие авторы (Л. И. Божович, B. C. Мухина, А. К. Маркова и др.), и именно с ней многие исследователи связывают психологические проблемы подросткового возраста.

В этой связи особый интерес, на наш взгляд, представляют приемы и способы самоутверждения. Будучи одним из базовых устремлений, самоутверждение обусловливает направленное развитие личности, однако используемые при этом формы поведения не всегда носят конструктивный характер. Так, согласно Л. И. Божович, неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения – бравированию, развязности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость (Психология личности …, 2000).

Проведенный анализ проблемы самоутверждения позволяет сделать вывод о том, что, являясь первоначально врожденным стремлением, самоутверждение становится впоследствии как предпосылкой, так и результатом осознания человеком ценности своего бытия, своей личности, права быть самим собой, проявляясь порой в противопоставлении себя другим. Однако, активно стремясь самоутвердиться, но еще не овладев всем арсеналом средств, способов, приемов конструктивного самоутверждения, подросток может непроизвольно усвоить негативные формы поведения из наблюдений за другими людьми.

В эмпирическом исследовании анализируемого феномена мы выделяем следующие формы самоутверждения:

а) конструктивное самоутверждение, – проявляется в виде помощи другим, во взаимовыручке и взаимоподдержке, продуктивной деятельности, креативности, благодаря которым человек может переживать ощущение своей самоценности, значимости; поддерживается позитивным отношением окружающих;

б) деструктивное самоутверждение, – проявляется в форме негативизма, отрицания личностной ценности и значимости другого, подавления личности другого; такое поведение, сопровождаясь агрессивными проявлениями, также может вызывать у человека чувство удовлетворения, но, как правило, негативно оценивается окружающими, побуждая человека в целях поддержания собственной самооценки отстаивать право на заявленное им поведение;

в) отказ от самоутверждения, – проявляется в виде депрессии, аутоагрессии, отказа от самореализации, саморазвития, в низком уровне достижений, самоуничижении, самоотрицании, пассивно-безразличном поведении, в потере смысла жизни.

Что касается диагностики самоутверждения, то на сегодняшний день известна методика Е. П. Никитина, Н. Е. Харламенковой «Стратегии самоутверждения личности» (Никитин, Харламенкова, 2000). Опросник включает в себя 36 вопросов, охватывающих различные жизненные ситуации, с предложенными к каждому из них пятью вариантами ответов, которые отражают типичные действия взрослого человека в той или иной ситуации, непривычной для подростков. Предлагаются, в частности, следующие жизненные ситуации и соответствующие им варианты поведения:

Вам дали большую премию.

1.Очень обрадуетесь.

2.Засомневаетесь, не спутали ли Вас с кем-нибудь.

3.Приятно удивитесь.

4.Выразите недоумение, почему у других премия больше.

5.Примите как должное.

Ваш знакомый устроился на интересную работу с высоким окладом.

1.Никак не прореагируете на это событие.

2.Пожалуетесь ему на свою неустроенность.

3.Поздравите по телефону.

4.Выразите свою радость при встрече.

5.Еще раз утвердитесь во мнении, что у него везде знакомства.

Диагностика подростков и молодых людей по данной методике затруднительна, так как предлагаемые «сервисные» ситуации (работа, премия, товарно-денежные отношения) не соответствуют их социально-психологической компетентности. В этой связи нами разработана специальная диагностическая методика для определения типа самоутверждения подростков и лиц юношеского возраста, а также осуществлена ее психометрическая проверка.

Описание методики исследования

Опросник состоит из 18 утверждений, касающихся отношения к себе, другим людям, к учебе, любви, дружбе, семье и т.п. Каждое утверждение представлено тремя вариантами ответов. Испытуемому предлагается оценить, какой из вариантов самоотношения и отношения к различным ситуациям подходит ему «больше всего» или «меньше всего». При обработке результатов ответы «меньше всего» оцениваются в 0 баллов, ответы «больше всего» – 2 балла, невыбранные ответы оцениваются в 1 балл.

Инструкция. Возможны два варианта проведения исследования (с бланком ответа и без него), каждому из которых соответствует своя инструкция.

  1. «Вам предлагается 18 утверждений, касающихся Вашего поведения в различных жизненных ситуациях, и варианты ответов к ним. Оцените, какой из предложенных вариантов ответов подходит Вам «больше всего», а какой «меньше всего». Для этого в бланке ответов напротив номера суждения в графе «больше всего» поставьте букву (А, Б или В) того варианта ответа, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению или поведению, в графе «меньше всего» поставьте букву того варианта ответа, который «меньше всего» соответствует Вашему мнению или поведению. Оставшийся вариант ответа никак не регистрируется».
  2. «Вам предлагается 18 утверждений, касающихся Вашего поведения в различных жизненных ситуациях, и варианты ответов к ним. Оцените, в какой степени соответствует Вашему мнению/поведению каждый из предложенных вариантов. Если ответ «верно» описывает Вашу позицию по данному вопросу, то рядом с номером ответа поставьте цифру 2, что означает «да, совершенно верно». Если утверждение совсем не подходит Вам, тогда поставьте цифру 0, что означает «нет, это совсем не так». Напротив оставшегося невыбранного ответа поставьте цифру 1».

Содержание опросника

1.Что Вы думаете о себе:

А) Я достоин признания и уважения намного больше, чем другие;

Б) Я недостоин признания и уважения;

В) Я достоин такого же признания и уважения, как и многие другие.

2. Общаясь с другими людьми, думая об их характере, Вы считаете, что:

А) Другие люди значительно лучше меня;

Б) В других людях больше плохого, чем хорошего;

В) В других людях больше хорошего, чем плохого.

3. Ваше отношение к материальному благополучию:

А) Материальное благополучие необходимо для того, чтобы обеспечить свое развитие, познание;

Б) Материальное благополучие необходимо для того, чтобы иметь власть над людьми и получать удовольствие;

В) Материальное благополучие необходимо для того, чтобы обеспечить себе возможность ничего не делать.

4. Ваше отношение к семейной жизни:

А) Семья необходима для того, чтобы в полной мере удовлетворять мои потребности и желания;

Б) Семья приносит только неприятности и разочарования;

В) Семья необходима для того, чтобы расти и развиваться дальше.

5. Как Вы относитесь к успеху:

А) Считаю, что нет смысла в том, чтобы добиваться успеха;

Б) Успех необходим для дальнейшего саморазвития, самосовершенствования;

В) Успех необходим для того, чтобы мною восхищались, завидовали мне.

6. Как Вы относитесь к учебе:

А) Учусь, чтобы стать образованным и развитым человеком;

Б) Учусь, потому что заставляют родители и учителя;

В) Главное не учеба, а возможность проявить себя, доказать свою правоту.

7. Если Вы узнаете, что какие-либо из Ваших привычек, действий вредят Вашему здоровью, то:

А) Ничего не будете менять, так как здоровье все равно уже испорчено; Б) Измените свое поведение, образ жизни; В) Ничего не будете менять, так как сами вправе решать, что полезно, а что вредно.

8. Как Вы относитесь к дружбе:

А) Лучший друг человека – собака (никогда не предаст); Б) Лучший друг – это тот, для кого я являюсь авторитетом; В) Лучший друг – это человек, который меня понимает.

9. Когда Вы планируете чего-то добиться, то:

А) Добиваюсь этого любыми средствами; Б) Учитываю интересы других людей; В) Лучше ничего не планировать, чтобы потом не разочаровываться.

10. Когда кто-то настроен или действует против Вас, то:

А) Сильно расстраиваюсь, не знаю, что делать; Б) Анализирую, с чем это связано, чтобы потом решить, как действовать; В) Готов идти на конфликт, чтобы доказать свою правоту.

11. Ваше отношение к любви:

А) Быть рядом с любимым человеком – величайшее счастье в жизни; Б) Любовь приносит одни проблемы (разочарования); В) Любовь – это хорошо, особенно когда любимый дает все, что нужно.

12. В трудные, кризисные моменты в своей жизни Вы:

А) Стараетесь найти приемлемый для Вас и окружающих выход; Б) Любыми способами стремитесь добиться желаемого, избавиться от неприятных переживаний, снять напряжение; В) Думаете, что ничего изменить нельзя, все усилия бесполезны.

13. Какое утверждение больше всего отражает Вашу жизненную позицию:

А) Жизнь – сплошные разочарования и неудачи; Б) В жизни для достижения желаемого приходится идти напролом; В) Главное в жизни – это реализация своих возможностей и способностей, но не за

счет других людей.

14. Если Вы находитесь в компании, то чаще всего Вы:

А) Участвуете в общем разговоре, проявляете интерес к окружающим; Б) Молчите, держитесь в стороне; В) Стараетесь всячески обратить внимание окружающих на себя.

15. Вы относитесь к людям, которые:

А) Считают себя хуже других; Б) Вынуждены часто ссориться и конфликтовать, чтобы добиться своего; В) Стремятся быть достойными уважения.

16. Вам нравится:

А) Когда Вас никто не беспокоит; Б) Получать удовлетворение от хорошо выполненной работы; В) Получать удовольствие от возможности поступать так, как хочешь.

17. Вы хотели бы, чтобы окружающие Вас люди:

А) Были умными и интересными; Б) Поддерживали Вас или хотя бы не обижали; В) Считались с Вашим мнением, боялись Вас.

18. Вы хотели бы быть похожими на тех:

А) Кому завидуют; кого боятся; с чьим мнением считаются; Б) Кто по-настоящему увлечен каким-то делом и добивается в нем успехов; В) Кто может жить сам по себе, ничем не быть обязанным другим.

Бланк ответов

Пол:___________________Возраст:_______________________Дата:________

Обработка результатов

Ответы испытуемого, обозначенные как «больше всего», оцениваются в 2 балла. Ответы, обозначенные как «меньше всего», оцениваются в 0 баллов. Оставшиеся невыбранными ответы оцениваются в 1 балл. Обработка результатов производится в соответствии с ключом к опроснику, и по сумме полученных баллов определяется преобладающий тип самоутверждения, а также распределение различных типов в общем профиле.

«Ключ» для обработки результатов

 

Деструктивный тип самоутверждения (ДС)

Конструктивный тип самоутверждения (КС)

Отказ от самоутверждения (ОС)

10В

10Б

10А

11В

11А

11Б

12Б

ЗА

12А

12В

13Б

13В

13А

14В

14А

14Б

15Б

15В

15А

16В

16Б

16А

17В

17А

17Б

18А

18Б

18В

Более высокие показатели по шкале «конструктивное самоутверждение» (КС) свидетельствуют о том, что у испытуемого преобладает конструктивное самоутверждение, следовательно, ему свойственны эмоциональная устойчивость, самостоятельность и компетентность в общении, проявление к другим уважения, интереса, симпатии, принятие, а также ожидание положительного отношения к своей личности со стороны других людей. Такие люди уверены в себе, имеют хорошие навыки самоорганизации, обладают самопониманием и личностной зрелостью.

Более высокие показатели по шкале «деструктивное самоутверждение» (ДС) свидетельствуют о том, что у испытуемого преобладает деструктивный тип самоутверждения. В общении такие испытуемые проявляют импульсивность, негативизм, агрессию, отрицание личностной ценности и значимости других людей. Им свойственны бестактность, эмоциональная несдержанность, неадекватный (завышенный или заниженный) уровень самоуважения, ожидание отрицательного отношения к себе со стороны других людей.

Более высокие показатели по шкале «отказ от самоутверждения» (ОС) свидетельствуют о преобладании отказа от самоутверждения. Для таких лиц характерны: депрессия, аутоагрессия, отказ от самореализации и саморазвития, низкий уровень достижений, самоуничижение, самоотрицание, пассивно-безразличное поведение. Отказ от самоутверждения наблюдается при отсутствии ясных планов на будущее, при потере смысла жизни.

Психометрическая проверка методики. В исследовании приняли участие 188 учащихся (98 мальчиков и 90 девочек) МОУ Гимназия № 1 Стерлитамака. Проверка надежности производилась с использованием метода «расщепления» и последующего вычисления соответствующих коэффициентов. Для определения надежности и точности опросника использовалась формула Рюлона; для вычисления коэффициентов надежности–согласованности – формула Спирмена-Брауна и формула Кронбаха. В результате произведенных вычислений все полученные показатели находились в пределах 0,8–0,9.

Вычислены также следующие показатели по шкалам:

По шкале «конструктивное самоутверждение» (КС): среднее арифметическое = 28,9; медиана = 29,0; стандартное отклонение = 4,1; минимальное число баллов = 13,0; максимальное число баллов = 35,0.

По шкале «деструктивное самоутверждение» (ДС): среднее арифметическое = 16,7; медиана = 16; стандартное отклонение = 4,01; минимальное число баллов = 9,0; максимальное число баллов = 26,0.

По шкале «отказ от самоутверждения» (ОС): среднее арифметическое = 8,4; медиана = 8; стандартное отклонение = 4,2; минимальное число баллов = 0; максимальное число баллов = 23,0.

Надежность методики определялась также по критерию устойчивости данных во времени (ретестовая надежность). Коэффициенты устойчивости шкал по материалам повторного тестирования (через 1,5 месяца) 30 испытуемых составили соответственно: 0,91, 0,93 и 0,91. Таким образом, все полученные показатели надежности оказались в пределах 0,9, что свидетельствует о высокой надежности тестовых шкал. Между собой шкалы имеют отрицательную корреляцию, что свидетельствует о взаимоисключаемости измеряемых параметров.

Проверка валидности теста. Отсутствие тестов, позволяющих измерить самоутверждение в подростковом и юношеском возрасте, привело к необходимости выбора нескольких методик, показатели которых раскрывают наиболее существенные особенности изучаемого явления. Проверка по критерию конструктной валидности заключалась в вычислении коэффициентов корреляции суммарного результата по каждой шкале нашей методики с показателями следующих методик: опросника коммуникативной компетентности (модификация теста коммуникативных умений Л. Михельсон); теста-опросника самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев); теста для определения уровня субъективного контроля личности (УСК); 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла.

Проведенное исследование показало высокую положительную связь конструктивного самоутверждения (КС) с коммуникативной компетентностью (КК) (r=0,36; р<0,05), уровнем субъективного контроля (УСК) (Инт) (r=0,367; р<0,01), шкалой С (интегральная) (r=0,582; р<0,01) опросника самоотношения; факторами MD «адекватность самооценки» (r=0,268; р<0,05), С «эмоциональная нестабильность–эмоциональная стабильность» (r=0,283; р<0,01), Е «подчиненность–доминантность» (r=0, 289; р<0,01), I «жесткость– чувствительность» (r=0,439; р<0,01), Q1 «консерватизм–радикализм» (r=0,334; р<0,01), N «прямолинейность–дипломатичность» (r=0,221; р<0,05) теста Р. Кеттелла. Таким образом, в случае преобладания конструктивного самоутверждения для испытуемого характерны: коммуникативная компетентность, готовность брать на себя ответственность в решении проблем, положительное самоотношение, эмоциональная стабильность, доминантность, чувствительность, дипломатичность.

Деструктивное самоутверждение имеет положительную корреляцию с фактором F «сдержанность–экспрессивность» (r=0,283; р<0,01), агрессивным стилем поведения (Аг) (r=0,474; р<0,01); отрицательно коррелирует с интегральной шкалой самоотношения С (r=-0,296; р<0,01), со шкалами: самоуважение (r=-0,323; р<0,01), ожидание положительного отношения других (r=-0,242; р<0,05), а также дополнительными шкалами: ожидание отношения других (r=-0,299; р<0,01), самопонимание (r=-0, 299; р<0,01), уровень субъективного контроля (Инт) (r=-0,18; р<0,05). То есть для лиц с преобладанием деструктивного самоутверждения характерны: экспрессивность, агрессивность, перекладывание ответственности на окружающих или обстоятельства в случае возникновения проблем, а также более низкие показатели самоотношения, самоуважения, самопонимания.

Отказ от самоутверждения (ОС) имеет высокую положительную корреляцию с зависимым стилем поведения в общении (З) (r=0,557; р<0,01), фактором Q2 «конформизм–нонконформизм» (r=0,292; р<0,01), отрицательную корреляцию с факторами MD (r=-0,315; р<0,01), А «замкнутость–общительность» (r=-0,346; р<0,01), С «эмоциональная нестабильность–эмоциональная стабильность» (r=-0,305; р<0,01), Е «подчиненность–доминантность» (r=-0,332; р<0,01), H «робость–смелость» (r=-0,251; р<0,05), Q1 «консерватизм–радикализм» (r=-0,224; р<0,05), уровнем субъективного контроля (УСК) (Инт) (r=-0,196; р<0,05) и шкалой С (интегральная) (r=-0,263; р<0,01) опросника самоотношения. Таким образом, чем выше показатели отказа от самоутверждения, тем более выражены: зависимый стиль поведения в общении, нонконформизм, замкнутость, эмоциональная нестабильность, подчиненность, робость, консерватизм, экстернальный локус контроля и тем ниже самоотношение.

Представленные корреляции соответствуют эмпирическим характеристикам различных видов самоутверждения.

Внедрение и практическое использование методики

Итак, подростковый возраст является переломным моментом в жизни ребенка и его семьи. В это время совершается целый ряд значительных изменений – на физиологическом, психическом, поведенческом уровнях. Происходит смена авторитетов, референтной группы, – в подростковом возрасте очень важными становятся сверстники, а общение с ними является основной деятельностью. Кроме того, перед подростком стоит множество самых разных задач: социальной адаптации, формирования мировоззрения, профессионального самоопределения. В этот возрастной период основной целью и потребностью становится самоутверждение как с точки зрения поиска своей индивидуальности и самобытности, достижения идентичности и личностной самореализации, так и с точки зрения социализации личности, усвоения социальных норм и ценностей.

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью глубокого и всестороннего изучения вопросов прохождения подросткового кризиса, а также необходимостью расширения диапазона диагностического инструментария. Предложенная авторами методика может использоваться: 1) для экспресс-диагностики социально дезадаптированных лиц подросткового и юношеского возраста; 2) для методического обеспечения психологического сопровождения образовательного процесса; 3) для исследования эффективности коррекционно-развивающей и воспитательной работы с учащимися; 4) в преподавании курсов педагогической психологии, педагогики и психодидактики в психологопедагогических вузах и колледжах.

Проведенное исследование свидетельствует о необходимости коррекционно-развивающей работы с учащимися с деструктивной формой самоутверждения и отказом от самоутверждения, направленной на формирование у них конструктивных форм поведения, что приведет к развитию социальной зрелости, толерантности, гибкости в решении проблемных ситуаций, к адекватной самооценке и обретению ценности Я (самоценности).

Литература

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. СПб.: Питер, 2006.
  2. Мухина В. С. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд. ЭКСМО-Пресс, 2000.
  3. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000.
  4. Психология личности: Хрестоматия. Т. 1. / Под ред Л. И. Божович. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000.
  5. Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. М.: Вершина, 2006.
  6. Толстых Н. Н. Самоутверждение // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т.: Социальная психология / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общей ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005.
  7. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности // Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М., 2005.
  8. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд. Института психотерапии, 2002.
  9. Харламенкова Н. Е. Самоутверждение подростка. М.: Изд. «Институт психологии РАН». 2007.

Информация об авторах

Киреева Елена Анатольевна, аспирант кафедры психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, Россия, e-mail: kireeva24-128@mail.ru

Дубовицкая Татьяна Дмитриевна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и дефектологии, Сочинский государственный университет (ФГБОУ ВО СГУ), Сочи, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9604-2672, e-mail: tatdm@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 10397
В прошлом месяце: 60
В текущем месяце: 23

Скачиваний

Всего: 7436
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 25