Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7667Ключевые слова 18545 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Время реакции в системе изучения природы интеллекта и специальных способностей 1145

Ратанова Т.А., доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психолого-педагогического образования МГГУ им. М. А. Шолохова, Москва, Россия, sergevith@mail.ru

Аннотация

В работе описываются результаты большого цикла исследований связи скорости дифференцирования стимулов (с помощью методики скоростной классификации) с интеллектом, академической успеваемостью, специальными способностями, особенностями когнитивной дифференцированности интеллектуального и личностного развития, проведенных в рамках системно-структурного подхода (Н. И. Чуприкова, М. А. Холодная), которые в дальнейшем могут внести свой вклад в решение вопросов о биологических основах индивидуальных различий в умственных способностях. В отличие от Г. Айзенка, рассматривающего биологический интеллект как простую скорость проведения нервных импульсов по нейронным цепочкам, настоящая концепция рассматривает дискриминативную способность мозга как биологическую основу интеллекта.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Впервые для измерения индивидуальных различий в умственных способностях было предложено время реакции (ВР) Ф. Гальтоном, который в 1862 году выдвинул гипотезу о том, что скорость реакций (вместе с сенсорной абсолютной и дифференциальной чувствительностью) является биологической основой индивидуальных различий в общей умственной способности, позднее названной фактором G, измерение которого является обязательным в любой разновидности интеллектуальных тестов. Однако, как указывает А. Дженсен (2006), гипотеза Гальтона о связи между ВР и интеллектом не нашла подтверждения в других исследованиях начала XX столетия по причине большого количества методологических и технических недочетов этих исследований, в ряду которых: высокая ошибка измерения, неадекватные и ненадежные критерии оценки уровня интеллекта, отсутствие достоверных методов статистического анализа и описания результатов и т. д.

Спустя полвека, благодаря созданию теории информации, развитию экспериментальной психологии, а также благодаря формированию на их основе концепции индивидуальных различий в интеллекте как отражении скорости или эффективности элементарных информационных процессов, гипотеза Ф. Гальтона была заново подвергнута проверке. С 1970 года XX столетия отмечается рост числа исследований, посвященных изучению связи между ВР и умственными способностями, большая часть которых опубликована в зарубежных журналах «Интеллект» и «Личность и индивидуальные различия»; основные теоретические и концептуальные подходы обобщены в монографиях под редакцией Г. Айзенка и В. Вернона. Основной вывод этих исследований заключается в следующем: различия в IQ (психометрический интеллект) коррелируют с различиями в показателях скорости или эффективности тех мозговых процессов, которые опосредуют выполнение той или иной когнитивной задачи.

Литература
  1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111–113.
  2. Бойко Е. И. Время реакции человека. М.: Медицина, 1964.
  3. Дженсен А. Р. Время реакции // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсени, А. Ауэрбаха. СПб., 2006. С. 96–99.
  4. Линн Р. Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ: Пер. с англ. М.: Профит Стайл, 2010.
  5. Ратанова Т. А. Психофизическое шкалирование: сила ощущений, сила нервной системы, чувствительность. М.: Изд. Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд. МПО «МОДЭК», 2008.
  6. Ратанова Т. А. Взаимосвязь когнитивной дифференцированности и показателей интеллекта и специальных способностей в зависимости от возраста и условий обучения // Теория развития. Дифференционно-интеграционная парадигма / Сост. Н. И. Чуприкова. М.: Языки славянских культур, 2009. С. 118–130.
  7. Ратанова Т. А., Чуприкова Н. И. Время реакций как показатель дискриминативной способности мозга, интеллекта и специальных способностей // Психология высших когнитивных процессов / Под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. И. Чуприковой. М., 2004. С. 33–56.
  8. Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: АО «Столетие», 1997.
  9. Чуприкова Н. И. Умственное развитие: принцип дифференциации. СПб.: Питер, 2007.
  10. Чуприкова Н. И. Об онтологической природе интеллекта: системно-структурный подход // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы научной конфененции, посвященной памяти Я. А. Пономарева и В. Д. Дружинина, ИП РАН, 7–8 октября 2010 г. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2010. С. 92–101.
  11. Чуприкова Н. И., Ратанова Т. А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 104–114.
  12. Холодная М. А. Теория интеллекта Б.Г. Ананьева: ретроспективный и перспективный аспекты // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 5. С. 49–60.
  13. Холодная М. А. Коцептуальные структуры как единицы анализа интеллекта: онтологический подход // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы научной конференции, посвященной памяти Я. А. Пономарева и В. Д. Дружинина, ИП РАН, 7–8 октября 2010 г. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2010. С. 80–91.
  14. Cohn S., Carlson J., Jensen A. Speed information processing in academically gifted youts // Person. and Individ. Differences. 1985. P. 621–629.
  15. Hunt E. Intelligence as an information processing concept // Brit. J. of Psychol. 1980. № 71. Part 4. P. 449–474.
  16. Keating D. P., Bobbit B. L. Individual and developmental differences in cognitive processing component of mental ability // Child Devel. 1978. V. 49. № 1. P. 155–167.
  17. Knorr E., Neubauer A. Speed of information –processing in an inductive reasoning task and its relationship to psychometric intelligence//Personality and Individual Differences. 1996. V. 20. P. 653–660.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика