Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К вопросу о полисистемном подходе в психологическом исследовании сравнения 1083

Самойленко Е.С., доктор психологических наук, Заведующая лабораторией познавательных процессов и математической психологии, ФУБУН Институт психологии РАН, Москва, Россия, elena.samoylenko@ipras.ru

Аннотация

На разнообразном теоретическом и эмпирическом материале показано, что сравнение является одной из ключевых процедур, реализуемой человеком в процессе познания предметного мира, самого себя и других людей, а также в ситуациях межличностного общения. Показан многомерный характер сравнения и обоснована необходимость полисистемного подхода к его изучению в рамках психологического исследования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Постановка проблемы

Сравнение является одним из важнейших психологических явлений. Согласно С.Л. Рубинштейну, оно играет первостепенную роль на начальных стадиях познания окружающего мира (Рубинштейн, 1957 а). В сравнении проявляется единство анализа и синтеза на эмпирическом уровне познания, предшествующем теоретическому познанию. Под анализом понимается «мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон...» (Рубинштейн, 1946, с. 354), а под синтезом – всякое сопоставление и установление связи между различными элементами. В соответствии с этим, сравнение представляет собой процесс, начинающийся с синтеза (соотнесения или сопоставления объектов), на основе которого осуществляется анализ (выделение общего и различного в сравниваемых объектах), ведущий, в свою очередь, к обобщению и новому синтезу (Рубинштейн, 1957 б). Возникающая в процессе сравнения элементарная форма абстракции заключается в «отвлечении от одних свойств чувственно воспринимаемого предмета при выступании других» (Рубинштейн, 1957 б, с. І39). Результатом сравнения является эмпирическое обобщение, получаемое путем выделения в сравниваемых объектах сходства. Аналогично Б. Ф. Ломов рассматривал сравнение как единство сенсорных и интеллектуальных процессов, как высший уровень восприятия и исходную основу мышления (Ломов, 1984).

Сформулированные таким образом положения относительно психологического содержания сравнения и его роли в познании окружающего мира необходимо, с нашей точки зрения, конкретизировать в рамках взаимодействия «человек – человеческий мир», происходящего в форме триединства основных жизненных отношений субъекта к предметному миру, другим людям и самому себе (С. Л. Рубинштейн, 2010; Старовойтенко, 2010).

Другими словами, речь идет о том, чтобы рассмотреть сравнение в нескольких системах координат, изучить его с разных сторон и в разных отношениях, т. е. подойти к нему как к многомерному явлению, сформировав его многоаспектное видение. Такая логика отражает один из шести основных принципов, составляющих, по мнению Б. Ф. Ломова, ядро системного подхода в психологии (Барабанщиков и др., 1996; Барабанщиков, Носуленко, 2004; Ломов, 1984). Потребность отображения объектов действительности в разных системах координат является одной из важнейших гносеологических предпосылок развития системного подхода (Кузьмин, 1982 а). Таким образом, суть положения о многомерности сравнения как психологического конструкта состоит в том, что оно может рассматриваться в разнообразных системах измерений, каждая из которых позволяет обнаружить определенную группу свойств и отношений.

Литература
  1. Абдурасулова В. П. Некоторые пути формирования способности к обобщению у младших школьников // Вопросы психологии. 1979. № 5. С. 126–129.
  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
  3. Барабанщиков В. А., Завалишина Д. Н., Пономаренко В. А. На пути к интеграции психологической науки // Системность в психологии. Избранные психологические труды / Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной, В. А. Пономаренко. М.; Воронеж. 1996. C. 5–24.
  4. Барабанщиков В. А., Носуленко В. Н. Системность. Восприятие. Общение. М.: Институт психологии РАН. 2004.
  5. Батурин Н. А. Оценочная функция психики. М.: Изд. ИП РАН, 1997.
  6. Бикчентай Н. А. Приемы сравнения у детей и ассоциации по сходству // Ученые записки Сталинабадского гос. пед. ин-та им. Т. Г. Шевченко. 1956. Т. 12. № 1. С. 67–89.
  7. Богоявленская Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1969.
  8. Бурштейн Б. Я. Осознание школьниками III класса мыслительной операции сравнения // Начальная школа. 1960. № 7. С. 34–39.
  9. Завалишина Д. Н. Полисистемный подход к исследованию решения мыслительных задач // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 6. С. 32–42.
  10. Зверева Н. В., Липкина А. И. О сравнении предметов умственно-отсталыми школьниками // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: Изд. АПН РСФСР. 1953. С. 95–132.
  11. Зимницкий В. О сознании сходства и различия в процессах умственно-познавательной деятельности. М.: Русская школа, 1893. С. 118–138.
  12. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. 1982 а. Т. 3. № 3. С. 3–14. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. 1982 б. Т. 3. № 4. С. 3–13.
  13. Ланге Н. Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса, 1893.
  14. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  15. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Системность в психологии. Избранные психологические труды / Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной, В. А. Пономаренко. М.; Воронеж. 1996. С. 25–47.
  16. Матвеев И. П. Сравнение и его роль при формировании представлений и понятий // Ученые записки Кабардинского гос. пед ин-та. 1956. № 9. С. 101–112.
  17. Носуленко В. Н., Самойленко Е. С. Вербальный метод в изучении восприятия изменений в окружающей среде // Психология и окружающая среда. М.: Изд. ИП РАН, 1995. С. 11–50.
  18. Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981.
  19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Гос. уч.-пед изд-во, 1946.
  20. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Изд. АН СССР, 1957 а.
  21. Рубинштейн С. Л. К вопросу о языке, речи и мышлении // Вопросы языкознания. 1957 б. № 2. С. 42–48.
  22. Румянцева О. М. К характеристике процесса сравнения у школьников V–VII классов // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1958. № 159. С. 69–96.
  23. Самойленко Е. С. Сравнение в решении когнитивно-коммуникативных задач // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 128–132.
  24. Самойленко Е. С. Проблемы сравнения в психологическом исследовании. М.: Изд. ИП РАН, 2010 а.
  25. Самойленко Е. С. О некоторых возрастных и личностных параметрах выраженности целей социального сравнения // Мир образования – Образование в мире. 2010 б. Т. 4. № 40. С. 169–178.
  26. Самойленко Е. С., Волков А. И., Волков В. С., Дудина М. С., Полякова Д. В. Влияние процедуры вербального сравнения звуков на субъективную оценку степени их сходства. Конференция по экспериментальной психологии. 2010 а. С. 431–436.
  27. Самойленко Е. С., Какубери М. Г. Соотношение выраженности целей социального сравнения и некоторых личностных характеристик // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2010. № 4. С. 29–34.
  28. Самойленко Е. С., Корбут А. В. Соотношение направленности субъектно-ориентированного сравнения и некоторых личностных характеристик // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 4. С. 52–61.
  29. Самойленко Е. С., Мелкумян Т. А. Сравнение сходных зрительных объектов в различных контекстах их предъявления // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 3. С. 42–58.
  30. Самойленко Е. С., Носуленко В. Н., Мелкумян Т. А. Роль вербально выраженного сравнения объектов в субъективной оценке степени их сходства // Экспериментальная психология. 2010 б. Т. 3. № 3. С. 93–109.
  31. Сергей Леонидович Рубинштейн / Отв. ред. К. А. Абульханова. М.: РОССПЭН. 2010.
  32. Смирнов А. А., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Теплов Б. М. Психология: Учебник для педагогических институтов. М.: Учпедгиз, 1958.
  33. Соловьев И. М. Изменение представлений в зависимости от сходства и различия объектов // Ученые записки Кабардинского гос. пед. ин-та. 1940. Т. 1. С. 93–114.
  34. Старовойтенко Е. Б. Модели жизненных отношений личности в контексте онто-психологии С. Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн / Под ред. К. А. Абульхановой. М.: РОССПЭН. 2010. С. 346–379.
  35. Ушакова М. Н. Роль сравнения при формировании представлений у учащихся III класса // Известия АПН РСФСР. 1956. № 76. С. 39–63.
  36. Шиф Ж. И. К психологии сравнения. Особенности процесса сравнения объектов в целях установления их сходства у глухонемых школьников // Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно-отсталых детей. М.: Учпедгиз. 1941. С. 57–78.
  37. Buunk A. P., Gibbons F. X. Social comparison orientation: a new perspective on those who do and those who don’t compare with others. Social Comparison and Social Psychology: Understanding cognition, intergroup relations and culture. S. Guimond. Cambridge, MA, Cambridge University Press. 2006. P. 15–32.
  38. Festinger L. A theory of social comparison processes // Human Relations. 1954. V. 7. P. 117–140.
  39. Helgeson V. S., Mickelson K. D. Motives for social comparison // Personality and Social Psychology Bulletin. 1995. V. 21. № 11. P. 1200–1209.
  40. Higgins E. T. Self-discrepancy: a theory relating self and affect // Psychological Review. 1987. V. 94. № 3. P. 319–340.
  41. Kruglanski A. W., Mayseless O. Motivation effects in the social comparison of opinions // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. V. 53. № 5. P. 834–853.
  42. Kruglanski A. W., Mayseless O. Classic and current social comparison research: expanding the perspective // Psychological Bulletin. 1990. V. 108. № 2. P. 195–208.
  43. Lin C.-H., Tsai Ch.-Ch. Comparison conditions, comparison patterns and models of comparative behavior // Social Behavior and Personality. 2007. V. 35. № 6. P. 761–776.
  44. Medin D. L., Goldstone R. L., Gentner D. Respects for Similarity // Psychological Review. 1993. V. 100. № 2. P. 254–278.
  45. Mussweiler T. Comparison processes in social judgment: mechanisms and consequences // Psychological Review. 2003. V. 110. № 3. P. 472–489.
  46. Mussweiler T., Ruter K., Epstude K. The why, who, and how of social comparison: a social-cognition perspective // Social Comparison and Social Psychology: Understanding cognition, intergroup relations and culture. S. Guimond. Cambridge, MA, Cambridge University Press, 2006. P. 33–54.
  47. Nosulenko V., Samoylenko E. Approche systémique de l’analyse des verbalisations dans le cadre de l’étude des processus perceptifs et cognitifs // Informations sur les Sciences Sociales. 1997. V. 36. № 2. P. 223–61.
  48. Nosulenko V., Parizet E., Samoylenko E. La méthode d’analyse des verbalisations libres : une application à la caractérisation des bruits de véhicules // Informations sur les Sciences Sociales. 1998. V. 37. № 4. P. 593-611.
  49. Rosch E. Principles of categorization // Cognition and Categorization. N.J.: Lawrence Erlbaum assoc, 1978.
  50. Samoylenko E., McAdams S., Nosulenko V. Systematic analysis of verbalizations produced in comparing musical timbres // International Journal of Psychology. 1996. V. 31. P. 255–78.
  51. Sjoberg L. A. A cognitive theory of similarity // Goteborg Psychological Reports. 1972. V. 2. № 10.
  52. Suls J., Martin R., Wheeler L. Social comparison: why, with whom, and with what effect? // Current Directions in Psychological Science. 2002. № 11. P. 159–163.
  53. Tversky A. Features of Similarity. Psychological Review. 1977. V. 84. № 4. P. 327–352.
  54. Wood J. V. What is social comparison and how should we study it? // Personality and Social Psychology Bulletin. 1996. V. 22. № 5. P. 520–537.
Статьи по теме

Педагогическое образование, Психология искусства и творчества  |  Рубцов В.В., Лекторский В.А., Эльконин Б.Д., Асмолов А.Г., Кудрявцев В.Т., Фрумин И.Д., Громыко Ю.В., Болотов В.А., Лазарев В.С., Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Цукерман Г.А., Уразалиева Г.К., Ковалева Т.М.

От совместного действия — к конструированиюновых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа (Круглый стол методологического семинарапод руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина)

CrossRef doi:10.17759/chp.2018140302

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика