Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Методика исследования непроизвольного запоминания 3788

Пахомов А.П., кандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента, экономический факультет Российского университета дружбы народов, Pakhomoff44@yandex.ru

Аннотация

Исследованию непроизвольного запоминания посвящен большой объем публикаций как в отечественной научной литературе, где в подавляющем большинстве исследований данного феномена доминирует парадигма, связанная с классическими исследованиями П. И. Зинченко и А. А. Смирнова, так и в зарубежных тематических изданиях. В то же время эффективность непроизвольного запоминания является важной частью практически любой профессиональной деятельности, следовательно, исследования по данной проблематике имеют важное прикладное значение. Результатом обобщения экспериментального материала является предлагаемая автором настоящей работы методика исследования непроизвольного запоминания, представляющая собой составную часть программы профессионального оценивания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Исследование памяти – одно из самых традиционных направлений развития психологического знания. Одним из оснований такого положения является несомненная важность связанных с памятью процессов для интеграции различных компонентов опыта и обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития всех живых существ. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. «Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» (Рубинштейн, 2000). Память позволяет нам фиксировать, накапливать и воспроизводить полученный опыт, способствуя развитию, совершенствованию психической деятельности и усложнению ее содержания.

Трудно переоценить значение памяти в нашей повседневной жизни. Человек, лишенный памяти, вечно находился бы (по мнению И. М. Сеченова) в положении новорожденного, был бы существом не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Таким образом, всем, чем мы овладеваем в процессе социализации, весь наш интеллектуальный потенциал, – все зиждется на памяти. Не было бы памяти – не было бы опыта, не появилась бы возможность для обучения, а информация, полученная от наших органов чувств, могла бы обеспечивать функционирование человека лишь на уровне инстинктов.

Древние греки хорошо осознавали великое значение памяти, с которой непосредственно связана творческая деятельность человека, его возможности по созданию и усовершенствованию технических устройств, его деятельность по изучению окружающего мира. Недаром в древнегреческой мифологии покровительницей ремесел и наук, матерью муз была богиня памяти Мнемосина (к имени которой имеет непосредственное отношение этимология большинства современных терминов, используемых в теориях памяти). Большое внимание механизмам памяти уделял великий Аристотель, перу которого принадлежит трактат «О памяти и воспоминании». Он писал, что если память свойственна как человеку, так и животному, то воспоминания – только человеку. Воспоминания являются отыскиванием образов и могут появляться только у тех, кто способен размышлять: тот, кто вспоминает, способен сделать вывод о том, что он уже прежде видел, слышал или испытывал нечто похожее. Аристотелю мы обязаны определением законов памяти; возможность извлечения информации из памяти связана с механизмами ассоциации по сходству, контрасту, смежности.

Литература
  1. Бардин К. В. Чтобы ребенок успешно учился. М.: Педагогика, 1988.
  2. Блонский П. П. Память и мышление. М.: ЛКИ, 1979.
  3. Возрастные и индивидуальные различия памяти /Под ред. А.А. Смирнова. М.: Просвещение, 1967.
  4. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. С. 616–625.
  5. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. С. 406–419.
  6. Житникова Л. Н. Учите детей запоминать. М.: ЧеРо, 1979.
  7. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.
  8. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998.
  9. Исследование памяти / Отв. ред. Н.Н. Корж. М.: Наука, 1990.
  10. Истомина З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. М: Просвещение, 1967.
  11. Лебедева О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. 1985. № 8. С. 52–54.
  12. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.
  13. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1981.
  14. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. С. 420–436.
  15. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. М.: Педагогика, 1983.
  16. Лурия А. Р. Внимание и память. СПб.: Питер, 2007.
  17. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Директ-Медиа, 2008.
  18. Норман Д. Память и научение. М.: Мир, 1985. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000.
  19. Развитие логической памяти у детей / Под ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1976.
  20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.
  21. Рубинштейн С. Л. Память // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. С. 215–233.
  22. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.
  23. Смирнов А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. С. 476–486.
  24. Смирнов А. А., Шлычкова А. Н. О соотношении непроизвольной и произвольной памяти по данным узнавания и воспроизведения // Вопросы психологии. 1976. № 5. С. 84–94.
  25. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова. М.: Изд. МГУ, 1979.
  26. Шлычкова А. Н. Изучение ретроактивного торможения при произвольном и непроизвольном запоминании // Вопросы психологии. 1977. № 3. С. 93–101.
  27. Hyde T. S., Jenkins, J. J. Recall for words as a function of semantic, graphic, and syntactic orienting tasks // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1973. V. 12. P. 471–480.
  28. Kirkpatrick E. A. An experiment in memorizing vs. incidental memory. // J. Educ. Psychol. 1914. V. 5. P. 405—412.
  29. Mandler G. Invited Commentary // Psychological stress: Issues in research / Eds. M. H. Appley and R. Trumbull. N.Y.: Appleton Century Crofts. 1967. P. 307–310 and passim.
  30. Maso N. La valeur de l’activité de l’esprit dans la fixation des idées // Archives de Psychologie. 1929 V. 21. P. 275—292.
  31. Mondani M. S., Pellegrino J. W., Battig W. F. Free and cued recall as function of different levels of word processing // Journal of Experimental Psychology. 1973. V. 101. № 2. P. 324–329.
  32. Poppelreuter W. Über die Ordnung des Vorstellungsablaufes, I. Teil // Archiv für die gesamte Psychologie. 1912. Bd. 25. P. 208–349.
  33. Postman L., Adams P. A. Studies of incidental learning: The interaction of orienting tasks and stimulus interval // Journal of Experimental Psychology. 1956. V. 51. № 5. P. 329–337.
  34. Prentice W. D. H. The interruption of tasks // Psychological Review. 1944. V. 51. P. 327–340.
  35. Saltzman I. J. et al. Intentional and incidental learning with different rates of stimulus presentation // Amer. J. Psychol. 1953. V. 66. № 4. P. 618—621.
  36. Walsh D. A., Jenkins J. J. Effects of orienting tasks on free recall in incidental learning: «Difficulty», «effort», and «process» explanation // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1973. V. 12. P. 481–488.
  37. Wohlgemuth. Pleasure-Unpleasure: An Experimental Investigation on the Feeling-Elements. University of Illinois, 1915.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика