Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Структура мнемических способностей младших школьников с задержкой психического развития 1810

Черемошкина Л.В., доктор психологических наук, профессор кафедры прикладной информатики факультета информационных технологий Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, LVCH2007@yandex.ru
Мурафа С.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии института Детства, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, murafa.svetlana@gmail.com

Аннотация

В работе представлены результаты исследования мнемических способностей детей 7–12 лет с задержкой психического развития (ЗПР). Выявлено, что структура мнемических способностей детей 7–12 лет с ЗПР отличается недоразвитостью (специфичностью), при которой почти отсутствуют операционные механизмы. Память работает за счет функциональных механизмов. Операционные механизмы мнемических способностей 7–12-летних школьников с ЗПР находятся на ранних стадиях своего формирования. При анализе результатов испытуемых выявлен эффект неспособности срисовать простой невербальный материал после правильного его воспроизведения. Высказаны предположения о возможных причинах его появления.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

Разработка системы коррекционной помощи неуспевающим детям является актуальной задачей специалистов в области развивающей педагогики и психологии во многих странах мира. При любой системе образования каждому возрастному периоду соответствует определенный набор требований к уровню знаний, умений, навыков по значительному объему школьных предметов. «Основной деятельностью, которая обеспечивает формирование психических свойств и качеств ребенка школьного возраста, является учебная, познавательная деятельность. Причем наиболее интенсивно она осуществляет функцию развития личности тогда, когда только складывается, т. е. в младшем школьном возрасте» (Дубровина и др., 2003, с. 13).

Изучение особенностей и возможностей детей с различными недостатками развития способствует развитию методов их психологической коррекции в условиях обычной школы и помогает избежать непоправимых ошибок в определении способов обучения ребенка, некорректное применение которых может губительно повлиять на всю его жизнь (Лубовский, 2007).

Неравномерность развития ВПФ (высших психических функций), свойственная норме, в еще большей степени выражена у детей с ЗПР (задержкой психического развития). ЗПР – понятие, сформулированное отечественными психологами в 60-е годы XX века, в период разработки комплексного подхода к изучению детей с аномалиями развития, испытывающих стойкие трудности обучения в обычной школе. «Это особый тип аномалии психического развития ребенка, при котором обычно имеется парциальное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте…» (Зинченко, Мещеряков, 2004, с. 121). Такой тип психического развития ребенка характеризуется незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом и формируется под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов (Лебединская, 1980).

Литература
  1. Дубровина И. В., Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Кравцова Е. М., Москвитина О. А., Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / Под редакцией И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2003.
  2. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Психологический словарь. М.: Астрель, 2004.
  3. Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980. № 3. C. 407–412.
  4. Лебединская К. С., Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. М.: Академический Проект, 2011.
  5. Лубовский В. И. Специальная психология. М.: Академия, 2007.
  6. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2004.
  7. Манелис Н. Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития //Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е. Д. Хомской. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.
  8. Марковская И. Ф. Задержка психического развития: Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М.: Компенс-Центр, 1993.
  9. Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М.: Знание, 1994.
  10. Мурафа С. В. Мнемические способности детей 7–11 лет с ЗПР // Материалы научной конференции, посвященной памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина «Психологические исследования интеллекта и творчества». М.: Институт психологии РАН, 2010. С. 182–184.
  11. Мурафа С. В. Продуктивность мнемических способностей детей 7–12 лет с задержкой психического развития // Сибирский психологический журнал № 41. Томск: «ТомУниверИздат», 2011 а. С. 42–50.
  12. Мурафа С. В. Эффективность мнемических способностей школьников 7–12 лет с ЗПР // Международный журнал экспериментального образования № 10. Пенза: ИД «Академия Естествознания», 2011 б. С. 99–103.
  13. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Просвещение, 1996.
  14. Черемошкина Л. В. Психология памяти. М.: Аспект Пресс, 2009.
  15. Черемошкина Л. В., Мурафа С. В. Эффект неспособности срисовать ранее запомненный материал детьми с ЗПР // Pedagogical and Psychological Issues in Education-2010. Lithuania: Scientific Methodical Centre «Scientia Educologica». 2010. Т. 25. С. 162–173.
  16. Шадриков В. Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990.
  17. Moats L. C., Lion G. R. Learning disabilities in the United States: Advocacy, science and the future of the field // Journal of Learning Disabilities. 1993. № 26. P. 282–294.
  18. Roberts E. R. Prevalence of psychopathology among children and adolescent // Amer. J. of Psychiatry. 1998. V. 155. P. 715–725.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика