Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 92Рубрики 51Авторы 7904Ключевые слова 19152 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Методика исследования ценностных ориентаций дошкольников: опыт конструирования 3788

Валявко С.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва, Россия, valyavko@yandex.ru
Аверьянова Е.В., аспирантка Института психологии, социологии и социальных отношений , Россия, aev80@yandex.ru

Аннотация

В статье представлен опыт конструирования диагностической методики изучения ценностных ориентаций современных дошкольников. Предложен сравнительный анализ ценностных ориентаций детей, имеющих различные нарушения речевого развития.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В настоящее время категория «ценность» широко используется в философской, социологической, психолого-педагогической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности, и если педагогика рассматривает в основном духовно-нравственные ценности (Rokeach, 1973; Schwartz, Bilsky, 1992; Сенин, 2003 и др.), то представители других гуманитарных наук выделяют такие ценности, как здоровье, гедонизм, деньги и независимость, наличие детей, забота о семье и близких, положение в обществе, порядок и благополучие в стране, верность своим моральным принципам, свобода передвижения и поступков.

В современной психологической науке чаще встречается понятие «ценностные ориентации» (Большой психологический словарь, 2003; Психологический словарь, 1983). Наряду с терминами «ценностные ориентации», «ценность» и «ценностность» предлагаются такие понятия, как «ценностное отношение», «ценностные представления и знания», «ценностное поведение», «ценностная насыщенность» (Головаха, 1988; Полковникова, 2010). Что же касается концепций отечественной психологии, то ценностные ориентации рассматриваются через такие понятия, как отношения, отражения, установки (Узнадзе, 1966; Ядов, 1975; Здравомыслов,1986), а их развитие через становление системы доминирующих мотивов (Гани, 2009). Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации входят в состав более широкого феномена направленности личности, доминирующие ценностные ориентации и установки которой являются целостными и устойчивыми смысловыми конструктами и проявляются в любой ситуации (Пробст, Ананьев, 2001 и др.).

Литература
  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
  2. Аверьянова Е. В. Разработка методики исследования ценностных ориентаций дошкольников // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник научных статей / Под науч. ред. Е. С. Романовой, С. М. Валявко. М.: Изд. «Спутник+», 2010. С. 10–18.
  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
  4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2009.
  5. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учеб. пособие. М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2001.
  6. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.
  7. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии: Пер. с англ. Ю. Брянцевой. М.: Экспо-Пресс. 2002.
  8. Валявко С. М., Аверьянова Е. В. О генезисе понятия «ценность» и изучение ценностных ориентаций детей с ОНР старшего дошкольного возраста // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: Материалы второго международного теоретикометодологического семинара. В 2 т. М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010 а. Т. 1. С. 29–34.
  9. Валявко С. М., Аверьянова Е. В. К вопросу об изучении ценностных ориентаций детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Специальное образование: традиции и инновации: Материалы II Международной научной практической конференции, г. Минск, 8–9 апреля, 2010 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка /Редколл.: С. Е. Гайдукевич (отв. ред.), И. К. Русакович, В. В. Радыгина и др. Минск: БГПУ, 2010 б. С. 38–40.
  10. Валявко С. М., Аверьянова Е. В. Современное состояние проблемы изучения ценностей и ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Международная практическая конференция, посвященная Году Учителя. ГОУ ВПО Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина, Институт психологии, педагогики и социальной работы РГУ им. С. А. Есенина, Рязань, 2010 в. С. 239–249.
  11. Гани С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте: Автореф. дисс… канд. психол. наук. М., 2009.
  12. Гогоберидзе А. Г. Ценностные ориентации дошкольников в условиях современной социокультурной среды // Материалы II Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Минск: Изд. «Ритм» (социальный проект), 2003. С. 100–101.
  13. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988.
  14. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.
  15. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология: Учеб. пособие. М.: Академия, 2006.
  16. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд, 1994.
  17. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. Изд. 3, перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  18. Нестерова М. Г. Механизмы передачи социального опыта и усвоение ценностей общества ребенкомдошкольником в условиях семьи // Материалы III Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под редакцией А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Казань: Изд.-полиграф. центр «Глобус», 2006. С. 81–82.
  19. Опыт системного исследования психики ребенка / Под ред. Н. И. Непомнящей. М., 1975.
  20. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2002.
  21. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. Типология развития. Монография. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  22. Орехова О. А. Методика диагностики дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики», СПб.: ИМАТОН, 2010.
  23. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3. СПб.: Речь, 2007.
  24. Полковникова Н. Б. Аксиологические компоненты отечественной психологии и педагогики // Вестник МГПУ. 2008. № 2. С.18–28.
  25. Полковникова Н. Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент социализации // Дошкольное воспитание. 2010. № 10. С. 96–105.
  26. Пробст Л. Э., Ананьев Б. Г. Кросс-культурные исследования ценностных ориентаций личности в условиях полиэтнического окружения. 2001. http://www.eippp.kz/articles/detail/901
  27. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. НИИ ОПП АПН СССР. М.: Педагогика, 1983.
  28. Сенин И. Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социальнопсихологического исследования: Автореф. дисс… канд.психол.наук. Ярославль, 2003.
  29. Словарь-справочник по психодиагностике / Сост. Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Изд. 2, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2003.
  30. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
  31. Черевач Г. Б. Влияние детско-родительских отношений на развитие ценностно-потребностной сферы личности дошкольника: Дисс... канд. психол. наук. Томск, 2006.
  32. Шатров Д. В. Личность родителей и нравственная сфера детей: Автореф. дисс… канд. психол. наук. СПб., 2006.
  33. Шахова И. П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». М.: МОДЭК, МПСИ, 1998.
  34. Шевченко Ю. С., Корнеева В. А. Методика социально-психологической диагностики ценностноличностных приоритетов // Материалы II Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под редакцией А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Минск: Изд. «Ритм» (социальный проект), 2003. С. 51–52.
  35. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89–106.
  36. Rokeach M. The nature of human values. N.Y.: Free Press.1973.
  37. Schwartz S. H., Bilsky W. Towards a psychological structure of human values // Journal of Personality & Social Сountries // Ed. M. P. Zanna. Advances in Experimental Social Psychology – Orlando, Fl Academic, 1992.
  38. http://www.insight.ru/term/#M – словарь полиграфических терминов «Инсайт Полиграфик».
  39. http://www.offitec.ru/useful/abc/ – словарь Офитек. Терминология, полиграфический словарь.
Статьи по теме:

Левицкая Т.Е., Тренькаева Н.А., Козлова Н.В., Богомаз С.А., Цехмейструк Е.А.

Безопасность в структуре ценностей молодежи, проживающей в городской среде

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2018080403

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика