Методика исследования ценностных ориентаций дошкольников: опыт конструирования

5686

Аннотация

В статье представлен опыт конструирования диагностической методики изучения ценностных ориентаций современных дошкольников. Предложен сравнительный анализ ценностных ориентаций детей, имеющих различные нарушения речевого развития.

Общая информация

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, тест, валидность, общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, заикание

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Валявко С.М., Аверьянова Е.В. Методика исследования ценностных ориентаций дошкольников: опыт конструирования // Экспериментальная психология. 2012. Том 5. № 2. С. 83–95.

Фрагмент статьи

В настоящее время категория «ценность» широко используется в философской, социологической, психолого-педагогической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности, и если педагогика рассматривает в основном духовно-нравственные ценности (Rokeach, 1973; Schwartz, Bilsky, 1992; Сенин, 2003 и др.), то представители других гуманитарных наук выделяют такие ценности, как здоровье, гедонизм, деньги и независимость, наличие детей, забота о семье и близких, положение в обществе, порядок и благополучие в стране, верность своим моральным принципам, свобода передвижения и поступков.

В современной психологической науке чаще встречается понятие «ценностные ориентации» (Большой психологический словарь, 2003; Психологический словарь, 1983). Наряду с терминами «ценностные ориентации», «ценность» и «ценностность» предлагаются такие понятия, как «ценностное отношение», «ценностные представления и знания», «ценностное поведение», «ценностная насыщенность» (Головаха, 1988; Полковникова, 2010). Что же касается концепций отечественной психологии, то ценностные ориентации рассматриваются через такие понятия, как отношения, отражения, установки (Узнадзе, 1966; Ядов, 1975; Здравомыслов,1986), а их развитие через становление системы доминирующих мотивов (Гани, 2009). Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации входят в состав более широкого феномена направленности личности, доминирующие ценностные ориентации и установки которой являются целостными и устойчивыми смысловыми конструктами и проявляются в любой ситуации (Пробст, Ананьев, 2001 и др.).

Полный текст

В настоящее время категория «ценность» широко используется в философской, социологической, психолого-педагогической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности, и если педагогика рассматривает в основном духовно-нравственные ценности (Rokeach, 1973; Schwartz, Bilsky, 1992; Сенин, 2003 и др.), то представители других гуманитарных наук выделяют такие ценности, как здоровье, гедонизм, деньги и независимость, наличие детей, забота о семье и близких, положение в обществе, порядок и благополучие в стране, верность своим моральным принципам, свобода передвижения и поступков.

В современной психологической науке чаще встречается понятие «ценностные ориентации» (Большой психологический словарь, 2003; Психологический словарь, 1983). Наряду с терминами «ценностные ориентации», «ценность» и «ценностность» предлагаются такие понятия, как «ценностное отношение», «ценностные представления и знания», «ценностное поведение», «ценностная насыщенность» (Головаха, 1988; Полковникова, 2010). Что же касается концепций отечественной психологии, то ценностные ориентации рассматриваются через такие понятия, как отношения, отражения, установки (Узнадзе, 1966; Ядов, 1975; Здравомыслов,1986), а их развитие через становление системы доминирующих мотивов (Гани, 2009). Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации входят в состав более широкого феномена направленности личности, доминирующие ценностные ориентации и установки которой являются целостными и устойчивыми смысловыми конструктами и проявляются в любой ситуации (Пробст, Ананьев, 2001 и др.).

Мы рассматриваем термин «ценностные ориентации» в интерпретации, предложенной Б. Г. Мещеряковым и В. П. Зинченко, в которой ценностные ориентации рассматриваются как важный компонент мировоззрения личности, выражающий ее стремления в отношении тех или иных человеческих ценностей (Большой психологический словарь, 2003).

В последнее время возрос интерес исследователей к ценностным ориентациям детей (Гогоберидзе, 2003; Шевченко, Корнеева, 2003; Нестерова, 2006; Полковникова, 2008 и др.), которые нередко рассматриваются в связи с ценностными ориентациями их родителей (Битянова, 2001, Шатров, 2006 и др.). Причем ряд авторов социологических исследований указывают на то, что в современную эпоху нестабильности происходит значительная модификация образа мира в целом, наблюдается кризис социальной идентичности как взрослого, так и более молодого поколения.

Началом формирования ценностных ориентаций является дошкольный возраст, когда воспитание ребенка осуществляется в условиях семьи и дошкольных учреждений. Кроме того, необходимо подчеркнуть роль детской неформальной группы. Старшие дошкольники, как указывает В. В. Абраменкова, предпочитают ценности равных себе, что связано, по ее мнению, с «культурным взрывом» последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров, а также кризисом семьи, потерей традиционного авторитета родителей (Абраменкова, 2000).

Результаты некоторых психологических исследований свидетельствуют о наличии у детей дошкольного возраста потенциальных возможностей для формирования ценностных ориентаций в дальнейшем, в частности, установлено, что ребенок уже в дошкольном возрасте может противостоять взрослому, нарушающему правила поведения, при этом ребенок ориентируется на уже усвоенные им ценности (Осорина, 2007). Так, например, ценностные ориентации ребенка с нарушением речевого развития, как правило, обращены на него самого, на окружающий мир и на его дефект. Клинические наблюдения и литературные данные (по выборке взрослых заикающихся) свидетельствуют о том, что при расстройствах речи может нарушиться вся система ценностей, так как этот дефект, являющийся препятствием для осуществления нормального взаимодействия с окружающим миром, определенным образом изменяет самого человека, в том числе и его самовосприятие, однако возможные нарушения самовосприятия могут зависеть от тяжести речевого дефекта, личных особенностей и возраста субъекта (Калягин, Овчинникова, 2006).

С сожалением приходится констатировать, что тестовый инструментарий, позволяющий получить информацию о ценностных ориентациях дошкольников, недостаточно разработан. Одним из первых исследователей, кем были предприняты попытки выявления объективной стороны ценностности, стала Н. И. Непомнящая, разработавшая методику «Картинки предметные» (Опыт системного..., 1975). Методика предназначается для исследования детей от 5–6 до 10–12 лет. Исходным материалом методики служит набор картинок (24– 26 штук). Формат картинок 10 х 10 см. На каждой из них изображен в черно-белом исполнении какой-либо единичный предмет, относящийся к различным эмпирически выделенным областям окружающей действительности. Эксперимент проводится с каждым ребенком индивидуально и состоит из двух частей. В первой части экспериментатор предъявляет ребенку произвольно любые несколько картинок из набора и просит его придумать какое-нибудь предложение к каждой из них. Во второй части исследования экспериментатор выкладывает перед ребенком весь набор картинок, предлагает выбрать любые и составить рассказ на основании выбранных картинок. Ответ ребенка фиксируется в протоколе исследования. Процедура выбора картинок и составления рассказа проводится трижды. С нашей точки зрения, содержание определенной части стимульного материала в настоящее время утратило свою актуальность, проведение методики занимает длительное время, а ответы требуют развернутой вербализации, что не соответствует речевым возможностям всех детей.

Рассмотрим доступные нам современные диагностические средства для изучения ценностных ориентаций дошкольников и возможности применения их к изучаемой нами категории детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 1.

1 ОНР – термин, обозначающий системное недоразвитие речевой функции по классификации Р. Е. Левиной (Логопедия..., 2002).

О. А. Ореховой создан проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (Орехова, 2002, 2008, 2010). Психологическая диагностика проводится в форме групповых и индивидуальных занятий. Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию. В первом задании ребенок производит ранжирование шести цветов по степени предпочтения каждого цвета. Во втором задании ребенка просят подобрать подходящий цвет для домиков, в которых «живут» чувства (счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение). В третьем задании происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности в детском саду, к самому детскому саду, который ребенок посещает. При раскрашивании последнего домика в третьем задании ребенок самостоятельно выбирает для себя социальный объект предпочтения, выбирает для него занятие и только затем раскрашивает его в подходящий цвет, обозначая, таким образом, отношение к данной ценности, т. е. ранг. Индивидуальное обследование требует больших временных затрат, а групповая диагностика и интерпретация полученных данных предъявляют особые требования к профессионализму психолога. Из практики автор рекомендует проведение методики в группах по 10–14 человек. В 2010 году методика диагностики дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики» издана фирмой «Иматон» (Санкт-Петербург).

Далее отметим методику «Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций», предложенную И. П. Шаховой. В данном случае обследование проводится сугубо индивидуально. Стимульный материал состоит из карточки со схематичным изображением трех фигурок детей и семи карточек с напечатанными на них ценност ными характеристиками. Психолог предлагает ребенку рассмотреть одну карточку с изображением трех фигурок детей, под которой находится другая карточка с определениями, и ответить на вопрос: «Вот три очень похожих мальчика (девочки). Этот мальчик – умный, этот – сильный, этот – здоровый. Во всем другом они ничем не отличаются. Каким из этих мальчиков (девочек) ты больше всего хотел бы быть?» И т. д. Ответ ребенка кодируется в бланке протокола. Затем ребенок должен ответить на следующий вопрос: «А теперь представь, что один из этих мальчиков действительно ты. Кто это может быть? Кто из них на самом деле больше всего похож на тебя?» Результаты заносятся соответственно в графы «Ценностные ориентации» и «Самооценка» (Шахова, 1998). В этой методике рассматриваются такие ценности, как ум, сила, веселость, красота, аккуратность, успешность в обучении, здоровье. В соответствии с результатами выполнения данного теста психолог может судить о личностной зрелости ребенка, дифференцированности системы цен ностных ориентаций, об оценке личности ребенка значимыми взрослыми, о его адаптационных возможностях.

Существует еще одна методика диагностики ценностно-личностных приоритетов, предложенная Ю. С. Шевченко и В. А. Корнеевой (Шевченко, Корнеева, 2003). Методика предназначена для детей в возрасте от 7 лет (и старше) и их родителей. Основной целью проведения первой части методики является сравнение иерархий духовных ценностей детей и их родителей и анализ имеющихся расхождений с точки зрения соответствия декларируемых критериев оценки поведения и направленности реальных воспитательных воздействий, осуществляемых в семье. Вторая часть методики помогает диагностировать степень реалистичности жизненных позиций ребенка и его родителей за счет перевода отвлеченных понятий в плоскость конкретной человеческой деятельности. К сожалению, методика, предложенная Шевченко и Корнеевой, не предназначена для изучения ценностных ориентаций детей дошкольного возраста.

Таким образом, описанные выше методики, предназначенные для исследования ценностных ориентаций детей, не дают возможности оценить широкий круг вопросов, относящихся к данной проблематике, кроме того, данные методики малопригодны для тестирования детей с речевыми недостатками в силу некоторых особенностей развития последних. Так, общеизвестно, что для детей с нарушениями речевого развития характерна несформированность мелкой моторики пальцев рук, что создает трудность при рисовании и закрашивании. Некоторые дети категорически отказываются от таких видов деятельности либо акцентируют внимание на изобразительной деятельности, игнорируя смысл инструкции. Диагностические методики, содержащие обширный и сложный в грамматическом отношении материал, не релевантны ограниченным речевым возможностям детей. Апробации некоторых из них иногда проводятся на ограниченных выборках (15 детей), и поэтому результаты тестирования могут быть рассмотрены лишь в качестве предварительных. К таковым можно отнести, например, проведенные Г. Б. Черевач исследования ценностно-потребностной сферы личности (ЦПСЛ) детей дошкольного возраста и их родителей, которые показали определенное влияние системы ценностей родителей на ЦПСЛ ребенка с фонетикофонематическим недоразвитием (ФФН) 2 речи («стертая форма дизартрии» и «дислалия») с более четкими проявлениями в возрасте 5–6 лет (Черевач, 2006).

В связи с этим на кафедре специальной и клинической психологии ИПССО ГБОУ ВПО МГПУ под руководством кандидата психологических наук, доцента С. М. Валявко была сконструирована методика исследования ценностных ориентаций дошкольников как с нормативным, так и с нарушенным речевым развитием. Пытаясь найти удобный и надежный метод, который мог бы быть взят за основу создания нового теста для исследования ценностных ориентаций дошкольников с проблемами в общении (имеются в виду нарушения речевого развития, слуха и др.; см.: Анастази, Урбина, 2009), мы исходили из ряда теоретических соображений. Было необходимо учесть, что вербальное выражение эмоций, ценностей, установок – наиболее трудная форма самовыражения для многих детей (Бремс, 2002), особенно для детей с нарушениями речевого развития. Несмотря на ограниченность речевых средств, ребенок с ненормативным развитием речевой функции и трудностями в общении должен иметь возможность при тестировании отвечать, причем сам выбирать тактику этих ответов – жестом, однословно, словосочетанием, предложением. Выбранный диагностический метод должен решать задачу снятия возможной психологической защиты или социальной желательности, т. е. должен быть психологически безопасным.

В отличие от методик, рассмотренных выше, мы остановили свой выбор на предъявлении фотографических изображений хорошо знакомых современным дошкольникам предметов, что релевантно особенностям восприятия детей исследуемого возраста.

2 ФФН – категория, охватывающая группу речевых недостатков по классификации Р. Е. Левиной (Логопедия..., 2002).

 

Для выявления спектра ценностных ориентаций современных дошкольников были использованы собственные наблюдения, свободные беседы с детьми и родителями, а также проведение «мозгового штурма» с участием воспитателей, учителейлогопедов и психологов. В результате этой работы был отобран перечень ценностей старших дошкольников, состоящий из 18 позиций, из которых были затем выбраны наиболее актуальные для современных детей дошкольного возраста. Анализ позиций позволил подобрать предметы, презентирующие эти ценности. Было решено сократить набор до 10 предметов, презентирующих основные ценности дошкольника: игра, здоровье, общение, получение удовольствия, духовнонравственные и познавательные ценности. Мы использовали наиболее популярные на момент исследования среди детей дошкольного возраста игрушки, диски и книги. Затем мы предлагали расширенный набор из этих предметов детям для узнавания, оценки и называния. Экспертное оценивание выбранных предметов подтвердило, что они соответствуют ценностям, которые содержательно включены в предложенный перечень.

Далее были сделаны фотографии отобранных предметов; съемка предметов производилась профессиональным фотоаппаратом. Фотографии были обработаны, как принято в стандартизированных тестах (например, Векслера), и представлены в монохромном (т. е. черно-белом) варианте, для того чтобы избежать дополнительного эмоционального воздействия на испытуемого художественным образом или цветом. Потом фотографии распечатали в двух форматах – 10 х 15 и 15 х 20 на матовой бумаге, и оба набора были предложены детям для выбора наиболее оптимального формата восприятия. После проведенной апробации мы остановились на формате 15 х 20 как на наиболее приемлемом для детского восприятия. После первого предъявления всего набора на фотографиях также было изменено пространственное положение некоторых предметов, которые ранее были сфотографированы фронтально (книга, ролики, диск и некоторые другие). В окончательном варианте все объекты были расположены на плоскости в горизонтальном положении. После вышеописанной доработки набор из 10 фотографий был вновь предъявлен детям. Следует отметить, что после каждого вносимого изменения проводилась апробация методики.

Диагностика ценностных ориентаций проводится следующим образом: перед ребенком в произвольном порядке раскладываются все 10 фотографий. Специалист-психолог уточняет, правильно ли ребенок идентифицирует объект, изображенный на фотографии: «Назови, что здесь изображено». Далее специалист-психолог дает ребенку следующую инструкцию: «Выбери то, что нравится тебе больше всего» – и откладывает выбранную ребенком фотографию; затем повторяет инструкцию и точно так же откладывает следующую выбранную ребенком фотографию, продолжая до тех пор, пока не закончатся все фотографии. В результате исследования мы получаем набор проранжированных по степени важности ценностей (от 1 до 10), что позволяет судить об отношении к ним ребенка (Валявко, Аверьянова, 2010 а, б, в).

 Сконструированная методика получила название ИЦОД (исследование ценностных ориентаций детей) и прошла пилотажное исследование, в котором приняла участие группа старших дошкольников. Результаты апробации оказались удовлетворительными, однако некоторые необходимые изменения были произведены в организации и подаче стимульного материала. Например, фотография одной большой конфеты была заменена изображением нескольких конфет, а диск с мультфильмами был заменен на более современный и популярный и т. п. Затем набор был вновь апробирован с целью контроля за изменениями, что соответствует требованиям к разработке диагностического инструментария.

Предлагаемая диагностическая методика может использоваться и с целью исследования ценностных ориентаций детей с различными речевыми недостатками и трудностями в общении без дополнительной адаптации, а при соответствующей модификации и интерпретации результатов тестирования пригодна и для других возрастных групп. Основными преимуществами являются: малый удельный вес вербализации, быстрота тестирования, простота поставленной перед детьми задачи, отсутствие временных ограничений для выполнения теста, результаты диагностики не зависят от адекватности самооценки и способности ребенка к вербализации. Методику можно использовать в батарее как в качестве «мягкого» перехода между вербально, интеллектуально или эмоционально нагруженными тестами, так и в качестве вступительной части для установления контакта с ребенком.

С помощью данной методики были изучены ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста. Основная исследуемая группа включала 151 дошкольника, состояние речевой функции которых квалифицировалось психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) как «общее недоразвитие речи» (ОНР) и относилось ко второму и третьему уровням недоразвития, согласно классификации Р. Е. Левиной. Заключение о состоянии речи подтвердили учителя-логопеды, работающие с детьми. Возрастной диапазон обследуемых детей от 4,5 до 7,1 лет; средний возраст детей составил 5 лет 8 месяцев. Все дети имели нормальное интеллектуальное развитие, сохранные слух и зрение. Дошкольники проживали в Москве и посещали логопедические группы ДОУ компенсирующего вида.

Вторая группа детей состояла из 30 детей, речевая функция которых ПМПК характеризировалась как «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН). Возрастной диапазон детей от 5 до 6,10 лет, средний возраст – 5 лет 9 месяцев. Интеллектуальное развитие детей соответствовало возрастной норме. Дошкольники второй группы посещали массовые группы детских садов Москвы.

Третьей группой стала группа заикающихся детей старшего дошкольного возраста (30 детей), данные о речевом дефекте которых получены от логопедов поликлиник и подтверждены ПМПК. Возрастной диапазон дошкольников данной группы от 4,7 до 7,1 лет, соответственно, средний возраст детей этой группы – 5 лет 8 месяцев. Все дети посещали детские сады компенсирующего вида Москвы.

Контрольной группой исследования стала группа детей, состоящая из 40 детей старшего дошкольного возраста с нормативной речью и нормальным интеллектуальным и физическим развитием. Возрастной диапазон обследуемых детей от 4,6 до 7,3 лет. Средний возраст детей – 5 лет 9 месяцев. Все дети посещали массовые группы детских садов Москвы. Таким образом, были сформированы четыре контрастные группы с верифицированным диагнозом, что обусловливает диагностическую валидность оценки ценностных ориентаций, получаемой с помощью предложенной методики (Словарь-справочник по психодиагностике, 2003).

Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) имеют наибольшее значение ценности получения удовольствия (шкала «гедонизм») (61 %) (см. нижеприведенный рисунок).

На втором месте стоит ценность «здоровье» (58 %), а на третьем – «общение» (56 %). На последнем месте оказались познавательные и духовные ценности (соответственно, 42 и 37 %). Данные подтверждены результатами статистической обработки; с помощью U-критерия Манна-Уитни получены достоверные различия между выборами разных ценностей на уровне α=5 %.

При исследовании ценностных ориентаций детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) нами было установлено, что для них наиболее приоритетными, как и для детей с ОНР, являются гедонистические ценности (60 %). Второе место по значимости разделили ценности «игра» (50 %) и «здоровье» (50 %). Наименьшее количество детей с ФФН выбрали духовные ценности (32 %). Полученные данные также подтверждены результатами статистической обработки.

Для старших дошкольников с заиканием самыми значимыми являются ценности получения удовольствия (59 %) и «здоровье» (56,5 %). На третьем месте стоит ценность «общение» (54,5 %). Духовные ценности также были выбраны наименьшим количеством дошкольников (45 %).

Для сравнения с помощью методики ИЦОД нами были исследованы старшие дошкольники с нормативным речевым развитием. Дети данной группы в качестве наиболее актуальных выбирают такие ценности, как получение удовольствия (61,5 %) и «игра» (61 %). Далее следуют «здоровье» (53.5 %) и «общение» (52 %). Наименьший вес имеют духовные ценности (34 %). Данные различий получили статистическое подтверждение.

Таким образом, анализируя общие показатели рейтингов ценностных ориентаций старших дошкольников, можно сделать вывод, что для всех исследуемых групп детей старшего дошкольного возраста характерна направленность на развлечения и получение удовольствия. Дети в первую очередь выбирали фотографии с изображением конфет и диска с мультфильмами.

Для заикающихся детей, так же как и для детей с ОНР, очень значимым является здоровье, что, вероятно, связано с более сложной структурой речевого дефекта при заикании и ОНР, а также с отношением родителей к детям, имеющим такие недостатки. Чем выраженнее нарушение речевого развития ребенка, тем больше внимания уделяется родителями теме здоровья, родители часто обсуждают эту тему в присутствии детей.

Из полученных нами результатов следует, что ценность «общение» особенно актуальна для заикающихся детей и для детей с ОНР. Оказалось, что, несмотря на имеющиеся у детей нарушения в развитии коммуникативной функции речи при заикании и системное недоразвитие речевой функции при ОНР и как следствие этого – затруднения общения, ценность взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками для них остается очень высокой.

В результате настоящего исследования выявлено, что ценности игры и игрушек являются наиболее значимыми для детей с нормативным речевым развитием, в то время как у детей с речевыми недостатками эти ценности находятся на 3–4 месте (из 6).

Познавательные и духовные ценностные ориентации у детей старшего дошкольного возраста набрали наименьшее количество баллов. Возможно, это связано с особенностями данного возрастного периода, ведущей деятельностью которого является игра. В отношении духовных ценностей обнаружены следующие особенности: для детей с ОНР и заиканием духовные ценности оказываются более значимыми, чем для детей других исследованных групп. Ориентация на познавательные ценности наиболее актуальна для детей с заиканием и ФФН.

Таким образом, в исследовании при помощи сконструированной методики ИЦОД выявлен не только разброс оценок ценностных ориентаций по исследуемым группам, но и некоторые существенные различия на уровне достоверной значимости. Кроме того, обнаружены существенные различия между детьми 5 и 7 лет в группах детей с ОНР и с заиканием, а также выявлены достоверные различия между мальчиками и девочками: в группе с ОНР по ценностям «игра» и «общение»; в группе с ФФН – по ценностям «здоровье», «игра», получение удовольствия и «познавательные ценности»; в группе с заиканием – «игра» и «познавательные ценности»; в группе с нормативной речью – «здоровье» и «игра», что свидетельствует в пользу диагностической валидности предложенной методики (Словарь-справочник по психодиагностике, 2003). Полученное распределение эмпирических данных также указывает на удовлетворительную дискриминативность методики (Словарь-справочник по психодиагностике, 2003).

Известный авторитет в области конструирования тестов П. Клайн утверждал, что «тест называется валидным, если он измеряет то, для чего он предназначен» (Клайн, 1994). Далее, говоря о валидности по содержанию (face validity), он пишет, что «тест является очевидно валидным, если о нем складывается впечатление, что измеряет именно то, что подразумевается, особенно с точки зрения испытуемых» (Клайн, 1994). При проведении ИЦОД, выбирая фотографию «витамины», дети объясняли свой выбор следующим образом: «Я хочу быть здоровым»; «Витамины нужны, чтобы не болеть». При выборе фотографии с книгой: «Будешь умным»; при выборе фотографии с игрушками: «Буду играть» и т. п. Следовательно, можно говорить о содержательной валидности предлагаемого инструментария.

К сожалению, мы не можем оценить эмпирическую (Словарь-справочник по психодиагностике, 2003) и конкурентную (concurrent validity) валидность, потому что такая оценка требует наличия других эффективных тестов для измерения аналогичных параметров. Как отмечалось выше, в существующих диагностических методиках для изучения ценностных ориентаций дошкольников не приведены данные по их валидности. Кроме того, стимульный материал предъявляется на разном содержательном уровне (визуальном, вербальном, понятийном), что исключает возможность их сопоставления.

Установление прогностической валидности (predictive validity), по нашему мнению, элиминируется пониманием ценностных ориентаций как динамических личностных конструктов, зависящих от возраста. По той же причине исключается исследование ретестовой надежности методики.

Таким образом, с соблюдением всех практических процедур сконструирована диагностическая методика изучения ценностных ориентаций дошкольников (ИЦОД), которая позволяет ликвидировать пробел в средствах исследования ценностной сферы детей дошкольного возраста как развивающихся нормативно, так и с различными нарушениями в развитии. Содержательный анализ и полученные статистические оценки позволяют предложить ее в качестве адекватного и удобного инструментария. Данная методика расширяет представление о ценностных ориентациях детей дошкольного возраста и их формировании, позволяет выделить наиболее значимые ценности для каждого ребенка.

В специальной психологии пока еще единичны попытки адресного конструирования диагностических средств для изучения дошкольников с различными нарушениями речевого развития (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, заикание и др.), что делает актуальной исследовательскую работу в этом направлении.

Полученные с помощью созданной методики экспериментальные данные могут быть использованы специалистами-психологами и воспитателями детских дошкольных учреждений для выявления и профилактики неблагоприятных вариантов личностного развития у детей старшего дошкольного возраста, в определении приоритетов воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, в построении педагогами и психологами системы работы с родителями (коррекция негативных воспитательных тенденций), в планировании психолого-педагогического сопровождения детей, поступающих в школу, а также по таким направлениям, как социальная адаптация, коррекция негативных личностных проявлений, нравственное и этическое воспитание, психологическая диагностика нравственного развития старших дошкольников. Кроме того, полученные в исследованиях ценностной сферы данные могут быть широко использованы преподавателями в процессе разработки различных лекционных курсов по психологии развития, педагогической и специальной психологии.

Литература

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
  2. Аверьянова Е. В. Разработка методики исследования ценностных ориентаций дошкольников // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник научных статей / Под науч. ред. Е. С. Романовой, С. М. Валявко. М.: Изд. «Спутник+», 2010. С. 10–18.
  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
  4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2009.
  5. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учеб. пособие. М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2001.
  6. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.
  7. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии: Пер. с англ. Ю. Брянцевой. М.: Экспо-Пресс. 2002.
  8. Валявко С. М., Аверьянова Е. В. О генезисе понятия «ценность» и изучение ценностных ориентаций детей с ОНР старшего дошкольного возраста // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: Материалы второго международного теоретикометодологического семинара. В 2 т. М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010 а. Т. 1. С. 29–34.
  9. Валявко С. М., Аверьянова Е. В. К вопросу об изучении ценностных ориентаций детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Специальное образование: традиции и инновации: Материалы II Международной научной практической конференции, г. Минск, 8–9 апреля, 2010 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка /Редколл.: С. Е. Гайдукевич (отв. ред.), И. К. Русакович, В. В. Радыгина и др. Минск: БГПУ, 2010 б. С. 38–40.
  10. Валявко С. М., Аверьянова Е. В. Современное состояние проблемы изучения ценностей и ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Международная практическая конференция, посвященная Году Учителя. ГОУ ВПО Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина, Институт психологии, педагогики и социальной работы РГУ им. С. А. Есенина, Рязань, 2010 в. С. 239–249.
  11. Гани С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте: Автореф. дисс… канд. психол. наук. М., 2009.
  12. Гогоберидзе А. Г. Ценностные ориентации дошкольников в условиях современной социокультурной среды // Материалы II Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Минск: Изд. «Ритм» (социальный проект), 2003. С. 100–101.
  13. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988.
  14. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.
  15. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология: Учеб. пособие. М.: Академия, 2006.
  16. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд, 1994.
  17. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. Изд. 3, перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  18. Нестерова М. Г. Механизмы передачи социального опыта и усвоение ценностей общества ребенкомдошкольником в условиях семьи // Материалы III Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под редакцией А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Казань: Изд.-полиграф. центр «Глобус», 2006. С. 81–82.
  19. Опыт системного исследования психики ребенка / Под ред. Н. И. Непомнящей. М., 1975.
  20. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2002.
  21. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. Типология развития. Монография. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  22. Орехова О. А. Методика диагностики дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики», СПб.: ИМАТОН, 2010.
  23. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3. СПб.: Речь, 2007.
  24. Полковникова Н. Б. Аксиологические компоненты отечественной психологии и педагогики // Вестник МГПУ. 2008. № 2. С.18–28.
  25. Полковникова Н. Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент социализации // Дошкольное воспитание. 2010. № 10. С. 96–105.
  26. Пробст Л. Э., Ананьев Б. Г. Кросс-культурные исследования ценностных ориентаций личности в условиях полиэтнического окружения. 2001. http://www.eippp.kz/articles/detail/901
  27. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. НИИ ОПП АПН СССР. М.: Педагогика, 1983.
  28. Сенин И. Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социальнопсихологического исследования: Автореф. дисс… канд.психол.наук. Ярославль, 2003.
  29. Словарь-справочник по психодиагностике / Сост. Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Изд. 2, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2003.
  30. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
  31. Черевач Г. Б. Влияние детско-родительских отношений на развитие ценностно-потребностной сферы личности дошкольника: Дисс... канд. психол. наук. Томск, 2006.
  32. Шатров Д. В. Личность родителей и нравственная сфера детей: Автореф. дисс… канд. психол. наук. СПб., 2006.
  33. Шахова И. П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». М.: МОДЭК, МПСИ, 1998.
  34. Шевченко Ю. С., Корнеева В. А. Методика социально-психологической диагностики ценностноличностных приоритетов // Материалы II Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под редакцией А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Минск: Изд. «Ритм» (социальный проект), 2003. С. 51–52.
  35. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89–106.
  36. Rokeach M. The nature of human values. N.Y.: Free Press.1973.
  37. Schwartz S. H., Bilsky W. Towards a psychological structure of human values // Journal of Personality & Social Сountries // Ed. M. P. Zanna. Advances in Experimental Social Psychology – Orlando, Fl Academic, 1992.
  38. http://www.insight.ru/term/#M – словарь полиграфических терминов «Инсайт Полиграфик».
  39. http://www.offitec.ru/useful/abc/ – словарь Офитек. Терминология, полиграфический словарь.

Информация об авторах

Валявко Светлана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и специальной психологии, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7195-6374, e-mail: valyavko@yandex.ru

Аверьянова Елена Владимировна, аспирантка Института психологии, социологии и социальных отношений, Россия, e-mail: aev80@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 13130
В прошлом месяце: 58
В текущем месяце: 66

Скачиваний

Всего: 5686
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 22