Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7667Ключевые слова 18545 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Возрастная динамика ритмов электрической активности мозга. Уровень тревожности и ЭЭГ-индексы 1350

Кустубаева А.М., кандидат биологических наук, доцент Казахского национального университета, almkust@gmail.com

Аннотация

Настоящая работа посвящена актуальной теме изучения возрастной динамики активности коры головного мозга, а также связи изменений в паттернах ЭЭГ и общим уровнем тревожности. В статье представлены результаты исследования двух выборок детей: экспериментальных групп (воспитанники детского дома (Д) – две группы) и контрольных групп (К) – дети, воспитывающиеся в условиях семьи (четыре группы). Поскольку, согласно описанным в литературе закономерностям становления ритмов ЭЭГ в процессе онтогенеза, основным направлением изменений является уменьшение спектральной мощности медленных и увеличение быстрых ритмов, то в своей работе мы предположили, что у детей группы Д представленность низкочастотных ритмов будет больше, а высокочастотных ритмов меньше относительно контрольной группы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что спектральные характеристики ритмов у испытуемых группы Д отличаются от тех же показателей у испытуемых контрольной группы только в диапазоне медленных волн; кроме того, у детей группы Д в возрасте 11–12 лет выявлен более высокий уровень личностной тревожности, что нашло отражение в индексе Альфа/Дельта.

Ключевые слова: ЭЭГ-ритмы, системогенез, возраст, тревожность

Рубрика: Психофизиология

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Изучение возрастных закономерностей электрической активности коры головного мозга является необходимым условием как для дальнейшего развития теоретического понимания формирования функций мозга и психических процессов, так и для практического обеспечения нормального физиологического и психического развития ребенка в различных социальных условиях. Рассмотрение процесса развития коры головного мозга с позиций системогенеза позволяет осуществить анализ, сравнение и сопоставление психических и физиологических особенностей ее созревания в непрерывности поведенческого континуума (Александров, Сергиенко, 2003, с. 98). Согласно закономерностям системогенеза, по мере гетерохронного созревания отдельных структур функциональной системы при взаимодействии со все более сложной окружающей средой наблюдается переход от менее дифференцированного к более высокодифференцированному поведению (Швырков, 1995; Александров, 1995, 2009; Чуприкова, 1990; Сергиенко, 2009 и др.).

Известно, что развитие ЭЭГ-ритмов мозга в филогенезе предполагает постепенный переход доминирующего ритма мозга от низкочастотного к более высокочастотному. Например, у рептилий доминирует дельта-ритм, у низших млекопитающих – тета-ритм (MacLean,1990). Г. Г. Князев (2004) рассматривает дельта-, тета- и альфа-ритмы как иерархическую систему, находящуюся в соотношении с тремя эволюционными системами мозга – стволовой, лимбической и корково-таламической. Согласно данной теории, дельта-ритм связан с витальными и биологическими мотивациями, альфа-ритм отражает процессы «восприятия и распознавания паттернов окружающей среды», а тета-ритм – эмоциональные процессы (Князев, 2004, с. 572). С точки зрения Ю. И. Александрова, эмоции характеризуют эволюционно ранние, «старые» системы мозга с низкой дифференциацией функций (Александров, 1995, 2006), которые, вероятно, связаны с преобладанием более медленных ритмов в ЭЭГ. Усложнение дифференциации среды способствует развитию «новых» высокодифференцированных систем, что сопровождается увеличением более быстрых волн электрической активности по мере взросления человека; подобная динамика наблюдается также и в онтогенезе.

Литература
  1. Александров Ю. И. Сознание и эмоции // Теория деятельности и социальная практика. Ш Международный конгресс: июнь 1995 г. М., 1995. С. 5–6.
  2. Александров Ю. И. От эмоций к сознанию // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2006. С. 293–328.
  3. Александров Ю. И. Дифференциация и развитие. Теория развития: Дифференционно-интеграционная парадигма / Сост. Н. И. Чуприкова. М.: Языки славянских культур (Разумное поведение и язык. Language and reasoning). 2009 . С. 17–28.
  4. Александров Ю. И., Сергиенко Е. А. Психологическое и физиологическое: континуальность и/или дискретность?// Психологический журнал.2003. Т. 24. № 6. С. 98–110.
  5. Бияшева 3. Г., Швецова Е. В. Информационный анализ электроэнцефалограмм детей в возрасте 10–11 лет при решении арифметических задач // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. С. 18.
  6. Благосклонова Н. К., Новикова Л. А. Детская клиническая электроэнцефалография. М.: Медицина, 1994.
  7. Вильдавский В. Ю. Спектральные компоненты ЭЭГ и их функциональная роль в системной организации пространственно-гностической деятельности детей школьного возраста: Автореф. дисс. … канд. биол. наук. М., 1996.
  8. Дубровинская Н. В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Онтогенетическое исследование. Л.: Наука, 1985.
  9. Князев Г. Г. Осцилляции мозга и поведение человека: эволюционный подход // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность. Материалы Сибирского психологического форума 16–18 сентября 2004 г. Томск: Томский государственный университет, 2004. С. 570–576.
  10. Мачинская P. M., Лукашевич И. П., Фишман М. Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5– 8-летнего возраста в норме и при трудностях обучения // Физиология человека. 1997. Т. 23. № 5. С. 5.
  11. Мачинская P. M., Крупская Е. В. Созревание регуляторных структур мозга и организация внимания у детей младшего школьного возраста // Когнитивные исследования: Сб. науч. тр. Вып. 2 / Под ред. В. Д. Соловьева, Т. В. Черниговской. 2008. С. 32–47.
  12. Павленко В. Б., Черный С. В., Губкина Д. Г. ЭЭГ корреляты тревоги, тревожности и эмоциональной стабильности у взрослых здоровых испытуемых//Нейрофизиология. 2009. Т. 41. № 5. С. 400–408.
  13. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. Изд. 2-е. СПб.: Питер, 2005.
  14. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000.
  15. Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: ИПРАН, 2006.
  16. Сергиенко Е. А. Принципы дифференциации-интеграции и континуальности-дискретности психического процесса. Теория развития: Дифференционно-интеграционная парадигма / Сост. Н. И. Чуприкова. М.: Языки славянских культур (Разумное поведение и язык. Language and reasoning). 2009. С. 131–149.
  17. Соколова Л. С., Мачинская Р. И. Формирование функциональной организации коры больших полушарий в покое у детей младшего школьного возраста с различной степенью зрелости регуляторных систем мозга. Сообщение 1. Анализ спектральных характеристик ЭЭГ в покое // Физиология человека. 2006. Т. 32. № 5. С. 5–14.
  18. Фарбер Д. А. Функциональное созревание мозга н раннем онтогенезе. М.: Просвещение, 1969.
  19. Фарбер Д. А., Алферова В. В. Энцефалограмма детей и подростков. М.: Педагогика, 1972.
  20. Фарбер Д. А., Безруких М. М. Методические аспекты изучения физиологии развития ребенка // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 5. С. 8.
  21. Черный С. В. Нейро- и психофизиологический анализ состояния тревожности у человека: Автореф. дисс … канд. биол. наук. Симферополь. 2007.
  22. Чуприкова Н. И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 31–39.
  23. Швырков В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М.: Институт психологии РАН. 1995.
  24. Ханин Ю. Д. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Р. Спилбергера. Л., 1976.
  25. Anokhin A. P., Birbaumer N., Lutzenberger W., Nikolaev A., Vogel F. Age increases brain complexity // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1996. № 99. P. 63–68.
  26. Blackhart G. C, Minnix J. A., Kline J. P. Can EEG asymmetry patterns predict future development of anxiety and depression? A preliminary study // Biological Psychology. 2006. V. 72. P. 46–50.
  27. Chugani H. T., Phelps M. E., Mazziotta J. C. Positron emission tomography study of human brain functional development // Annals of Neurology. 1987. V. 22. P. 487–497.
  28. Harmony T., Alvarez A., Pascual R., Ramos A., Marosi E., Díaz De León A. E., Valdés P., Becker J. EEG Maturation on Children with Different Economic and Psychosocial Characteristics // International Journal of Neuroscience. 1988. V. 41. № 1-2. P. 103–113.
  29. Gasser Т., Jennen-Steinmetz C., Sroka L., Verleger R., Mocks J. Development of the EEG of school-age children and adolescents. II. Topography // Electroencephalography and Сlinical Neurophysiology.1988. V. 69. P. 100–109.
  30. Gasser T., Verleger R., Bacher P., Sroka L. Development of the EEG of school-age children and adolescents. I. Analysis of band power // Electroencephalography and Сlinical Neurophysiology. 1988. V. 69. P. 91–99.
  31. John E. R., Ahn H., Prichep L., Trepetin M., Brown D., Kaye H. Developmental equations for the electroencephalogram // Science. 1980. V. 210. P. 1255–1258.
  32. Johnson M. A., Bydder G. M. NMR imaging of the brain in children //Medical Bulletin.1983. V.40. № 2. P. 175–178.
  33. Knyazev G. G. Cross-frequency coupling of brain oscillations:An impact of state anxiety // International Journal of Psychophysiology. 2011. V. 80. P. 236–245.
  34. Knyazev G. G., Savostyanov A. N., Levin E. A. Uncertainty, anxiety and brain oscillations // Neuroscience Letters. 2005. V. 387. P. 121–125.
  35. Lenroot R. K., Giedd J. N. Brain development in children and adolescents: Insights from anatomical magnetic resonance imaging // Neuroscience and Behavioral Reviews. 2006. V. 30. P. 718–729.
  36. Macaulay M., Edmonds E. E. Frontal EEG Beta Have Application in Anxiety Monitoring during Computer-Based Learning // Journal of Educational Computing Research. 2004. V. 30. P. 229–241.
  37. MacLean P. D. The triune brain in evolution:role in paleocerebral functions. NY: Plenum Press.1990.
  38. Matsuura M., Yamamoto K., Fukuzawa H., Okubo Y., Uesugi H., Moriiwa M., Kojima T., Shimazono Y. Age development and sex differences of various LEG elements in healthy children and adults – quantification by acomputerized wave form recognition method // Electroenceph. Clin. Neurophysiol. 1985. V. 60. P. 394–406.
  39. Matthis P., Scheffner D., Benninger Ch., Lipinski Ch., Stolzis L. Changes in the background activity of the electroencephalogram according to age // Electroenceph. Сlin. Neurophysiol. 1980. V. 49. P. 626–635.
  40. Matousek M., Peterson I. Frequency analysis of the EEG in normal children and in normal ado-lescents // Automation of Clinical Electroencephalography / Eds. P. Kellaway and I. Peterson. NY: Raven Press, 1973. P. 75–102.
  41. Marshall P. J., Bar-Haim Y., Fox N. A. Development of EEG from 5 months to 4 years of age // Clinical Neurophysiology. 2002. V. 113. P. 1199–1208.
  42. Schutter D. J. L., Knyazev G. G. Cross-frequency coupling of brain oscillations in studying motivation and emotion // Motiv Emot DOI 10.1007/s11031-011-9237-6.
  43. Schutter D. J. L. G., van Honk J. Salivary cortisol levels and the coupling of midfrontal delta-beta oscillations // International Journal of Psychophysiology. 2005. V. 55. P. 127–129.
  44. Shrager J., Johnson M. H. Dynamic plasticity influences the emergence of function in a simple cortical array // Neural Networks. 1996. V. 9. P. 1119–1129.
  45. Siciliani O., Schiavon M., Tansella M. Anxiety and EEG alpha activity in neurotic patients // Acta Psychiatr Scand. 1975. V. 52. № 2. P. 116–131.
  46. Smit D. J. A., Posthuma D., Boomsma D. I., De Geus E. J. C. The relation between frontal EEG asymmetry and the risk for anxiety and depression // Biological Psychology. 2007. V. 74. P. 26–33.
  47. Taylor M. J., Baldeweg T. Application of EEG, ERP and intracranial recordings to the investigation of cognitive functions in children // Developmental Science. 2002. V. 5. P. 318–334.
  48. Werkle-Bergner M., MuËller V., Li S.-C., Lindenberger U. Cortical EEG correlates of successful memory encoding: Implications for lifespan comparisons // Neuroscience and Behavioral Reviews. 2006. V. 30. P. 839–854.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика