Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности представлений о своем будущем у подростков, переживающих жизненный кризис 2385

Бочарова Е.Е., кандидат психологических наук, доцент факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ, Саратов, Россия, bocharova2004@bk.ru
Белопольская Н.Л., доктор психологических наук, заведующая кафедрой клинической психологии, Московский институт психоанализа, Москва, Россия, natalybelopolsky@mail.ru

Аннотация

Ранее нами было показано, что подростки, находящиеся во временных приютах, переживают тяжелый жизненный кризис и не способны в позитивном ключе думать о своем будущем. В настоящей работе особенности представлений о жизненном пути этой категории подростков были исследованы с помощью методики А. А. Кроника и Е. И. Головахи «Оценка пятилетних интервалов» (ОПИ). Результаты показывают, что по сравнению с контрольной группой благополучных сверстников как младшие, так и старшие подростки из приютов отличаются аффективностью переживания своей актуальной ситуации, что выражается в значительном снижении оценок частоты возникновения значимых событий в текущем пятилетии и завышении этих оценок относительно предыдущего пятилетия, а также в снижении прогнозируемой частоты будущих значимых событий и укорочении планируемой продолжительности жизни. В статье авторы обсуждают особенности субъективной картины мира подростков, находящихся в жизненном кризисе, и намечают пути коррекции их эмоциональномотивационной сферы.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема исследования

Исследование причин возникновения жизненных кризисов, а также психологических механизмов их преодоления является одной из центральных проблем в психологии жизненного пути человека (Анцыферова, 1994).

«Жизненный кризис» – понятие сложное и многогранное. Воздействие, оказываемое кризисом на личность человека, может быть как положительным, так и отрицательным (Ахмеров, 1994; Кроник, Ахмеров, 2008). Интересно, что слово «кризис» в переводе на китайский язык обозначается двумя иероглифами: «опасность» и «возможность». В период жизненного кризиса, как правило, начинаются мучительные поиски новых жизненных ориентиров. В такие периоды у физически и психически здоровых людей могут возникать симптомы душевного расстройства: депрессия, тревога, страх, бессонница, хроническая усталость, чувство одиночества и т.п. Кризис может возникнуть как в результате длительного влияния психотравмирующей ситуации, так и после одного стрессового события. Как следует из литературных данных, возникновение кризиса часто связано с какими-либо потерями: близких, любимых, работы, здоровья. Кризисы могут быть связаны и с разочарованием в людях, их поступках или содержанием жизни в целом (Василюк, 2001). Причина возникновения жизненного кризиса осознается самим человеком не всегда и не сразу. Часто его появление заявляет о себе переживанием чувства глубокого неудовлетворения.

Отечественная психология располагает интересными исследованиями переживаний жизненных кризисов взрослыми людьми (Ахмеров, 1994, 2005; Кроник, Ахмеров, 2008). Однако у подростков жизненные кризисы имеют свою специфику, так как сам по себе подростковый возраст всегда рассматривался психологами, педагогами и врачами как сложный период, в течение которого происходит формирование важнейших эмоциональных и личностных характеристик будущего взрослого человека (Белопольская и др., 2007; Обухова, 1996). Нередко этот возрастной кризис сопровождают различные события негативного свойства, усугубляющие тяжесть его протекания. Подобные события могут повлечь за собой изменения в структуре незрелой и уязвимой личности подростка. Кроме того, в подростковый период вступают и дети, чье развитие уже было подвержено негативным микросоциальным (неблагополучная семья, помещение в социальное или специальное учреждение и т. д.) и макросоциальным (пострадавшие после стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф и т. д.) воздействиям, а также дети с ограниченными возможностями здоровья.

Литература
  1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3–18.
  2. Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН, 1994.
  3. Ахмеров Р. А. Субъективная картина жизненного пути у представителей религиозной секты Иеговы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2005. № 1. С. 126–137.
  4. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования самосознания подростков и взрослых (ПВИ-ПВ). М.: Когито-Центр, 2011.
  5. Белопольская Н. Л., Бочарова Е. Е. Экспериментальное исследование возрастной идентификации у подростков в ситуации жизненного кризиса // Специальная психология. 2010. № 3. С. 22–31.
  6. Белопольская Н. Л., Бочарова Е. Е. Возрастная идентификация у подростков с нормативным и сниженным интеллектом в ситуации жизненного кризиса // Дефектология. 2011. № 6. С. 3–9.
  7. Белопольская Н. Л., Иванова С. Р., Свистунова Е. В., Шафирова Е. М. Самосознание проблемных подростков. М.: Институт психологии РАН, 2007.
  8. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 4 (электронная версия).
  9. Головаха Е. И. Критерии продуктивности жизни // Жизнь как творчество: Социально-психологический анализ. Киев: Наукова думка, 1985. С. 256–265.
  10. Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2008.
  11. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М: Российское педагогическое агентство, 1996.
  12. Смирнова А. В. Картина жизненного пути личности подростков из неполных семей // Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «На пороге взросления». М.: МГППУ, 2011. C. 117–119.
  13. Федотова Н. И. Представления о жизненных перспективах детей-сирот (на примере образовательных учреждений различного типа): Автореф. ... канд. психол. наук. М.: Московский гуманитарный университет, 2008.
  14. Хомик В. С., Кроник А. А. Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 98–106.
Статьи по теме

Социальная психология  |  Бочавер А.А., Хломов К.Д., Корнеев А.А., Жилинская А.В.

Как подростки слышат советы родителей о будущем?

CrossRef doi:10.17759/sps.2019100212

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика