Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Связь признаков латеральной организации мозга и темперамента с особенностями саморегуляции 1645

Дорофеева И.Н., аспирантка Института психологии РАН, Москва, Россия, india8@mail.ru

Аннотация

Работа посвящена исследованию взаимосвязи таких индивидных характеристик, как профиль латеральной организации мозга и темперамента, с особенностями саморегуляции. Результаты исследования, в котором приняли участие 75 испытуемых (студентов вуза), свидетельствуют о том, что нарастание левополушарных признаков связано с повышением общего уровня саморегуляции, предпочтением проблемно-ориентированного совладания, а также со снижением подавления при регуляции эмоционального состояния. В ходе исследования была также подтверждена гипотеза о том, что индивидуальный профиль латеральной организации совместно со свойствами темперамента обусловливает индивидуальные различия в саморегуляции.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Сегодня проблема саморегуляции активно изучается в психофизиологии (Константинов, 2002; Трушина, 2009; Умеренкова, 2006), психологии труда (Голиков, Костин, 2003; Дикая, 2003), педагогической психологии (Киселевская, 2001; Кузьмина, 2008; Моросанова, Сагиев, 1994; Полянцева, 2005). Большое внимание исследователей уделяется рассмотрению саморегуляции в непосредственной связи с адаптационными механизмами (Березин, 1988; Вагапова, 2010; Зобков, 2004; Корнилов, 1995; Сергиенко, 2008). Саморегуляция выступает как важнейший фактор успешности адаптации (физиологической, психологической, социальной). Обучение навыкам самоконтроля и произвольного использования механизмов саморегуляции в различных проблемных ситуациях широко используется в сфере психокоррекции и психотерапии.

В настоящей работе предпринята попытка исследования индивидного уровня детерминации регулятивной сферы, а именно характеристик латеральной организации мозга и темперамента, определяющих специфику регулятивных механизмов. В качестве основных нами выделяются такие механизмы саморегуляции, как индивидуальный стиль саморегуляции, совладающее (копинг) поведение, регуляция эмоций.

Саморегуляцию следует рассматривать как целостную динамическую систему функционирования разноуровневых механизмов, включающую эмоциональные, смысловые, когнитивные, рефлексивные, мотивационные и поведенческие механизмы и процессы. Объединение выделенных нами регулятивных механизмов обусловлено тем, что они соответствуют основным принципам саморегуляции деятельности (системность, активность, осознанность) (Конопкин, 1980), относящимся к уровню психической саморегуляции.

Одной из основополагающих теоретико-методологических концепций, раскрывающих суть и особенности процесса саморегуляции, является модель саморегуляции произвольной активности, разработанная под руководством О. А. Конопкина (Конопкин, Моросанова, Степанский, 1992). В рамках этой модели саморегуляция рассматривается как системно-организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами внешней и внутренней активности, направленной на достижение результата. Индивидуальные различия в процессе саморегуляции обозначаются как «индивидуальный стиль саморегуляции».

Литература
  1. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Изд. «Директ-Медиа», 2008.
  2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
  3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.
  4. Брушлинский А. В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003.
  5. Вагапова Н. А. Саморегуляция и самоуправление как базовые механизмы социальной адаптации личности // Вестник экономики, права и социологии. 2010. URL: http://www.vestnykeps.ru/0310/21.htm
  6. Ветрова И. И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2008. С. 179–196.
  7. Голиков Ю. Я., Костин А. Н. Анализ многоуровневых процессов психической регуляции в операторской деятельности // Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Ю .К. Стрелкова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 113–135.
  8. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системнодеятельностный подход). М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2003.
  9. Дорошенко Н. Б. Теории и концепции саморегуляции в достижении благополучия и здоровья // Гуманистическая парадигма построения развивающей психологической практики в образовании, социальной сфере. Пятигорск: ПГЛУ, 2009. С. 246–278.
  10. Евтух Т. В., Силина Е. А. Взаимосвязь разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в группах с преобладанием левого или правого полушария // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 3 (11). URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2010n3-11/319-evtukhsilina11.html
  11. Ефимова И. В. Амбидекстры: Нейропсихология индивидуальных различий. СПб.: КАРО, 2007.
  12. Зобков А. В. Личностно-деятельностные компоненты саморегуляции учебной деятельности в переходный от старшего школьного к студенческому периоду обучения: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Владимир, 2004.
  13. Киселевская Н. А. Саморегуляция психического состояния студентов // Вестник Иркутского педуниверситета: Сбор. науч. тр. Вып. 2. Ч. 2-3. Иркутск: Изд. Иркутского государственного педагогического ун-та. 2001. С. 51–58.
  14. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.
  15. Конопкин О. А., Моросанова В. И., Степанский В. И. Функциональное строение и психологические механизмы осознанной саморегуляции деятельности // Рук. деп. в ОЦНИ, 21.09.1992. № 135–92.
  16. Константинов К. В. Саморегуляция психофизиологического состояния человека в условиях ЭЭГакустической обратной связи: Дисс. ... канд. биол. наук. СПб., 2002.
  17. Корнилов А. П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома // Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 69–89.
  18. Кузьмина В. М. Проблема саморегуляции как проблема психосоциального развития общества // Проблемы cоциальной психологии личности. Саратов: СГУ, 2008. URL: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/index.shtml
  19. Кураев Г. А., Соболева И. В. Функциональная межполушарная асимметрия мозга и проблемы валеологии // Валеология. 1996. № 2. С. 29–34.
  20. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  21. Мерлин В. С. Психология индивидуальности: Избр. психол. труды / Под ред. Е. А. Климова. М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.
  22. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 2001.
  23. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психол. журн. 2002. Т. 23. № 6. С. 5–17.
  24. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» // Журн. практич. психол. и психоанализа. 2004. № 2. С. 34–41.
  25. Моросанова В. И., Сагиев P. P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 134–140.
  26. Москвин В. А. Проблема связи латеральных профилей с индивидуальными различиями человека (В дифференциальной психофизиологии): Автореф. дисс. … докт. психол. наук. Оренбург, 2002.
  27. Москвин В. А., Клейн В. Н., Чуприков А. П. Функциональная асимметрия мозга и толерантность к эмоциональному стрессу // Неврология и психиатрия. Вып. 15. Киев, 1986. С. 106–109.
  28. Падун М. А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы // Психол. журн. 2010. № 6. С. 57–69.
  29. Полянцева М. В. Формирование саморегуляции учебной деятельности школьников в процессе обучения математике: Дисс. ... канд. пед. наук. Самара, 2005.
  30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд. Питер, 1999.
  31. Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности // Психол. журн. 1986. № 4. С. 10–15.
  32. Русина Н. А. Копинг-ресурсы личности как основа ее здоровья // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2008. С. 197–216.
  33. Сергиенко Е. А. Субъектная регуляция совладающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2008. С. 67–83.
  34. Сорокина Ю. Л. Совладающее поведение студентов вуза // Психология совладающего поведения: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. С. 230–232.
  35. Трушина В. Н. Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ЭЭГ-акустической внешней обратной связи: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. СПб., 2009.
  36. Удачина Е. Г. Функциональная асимметрия полушарий мозга и регуляция эмоционального состояния // Психол. журн. 2001. Т. 22. № 2. С. 57–65.
  37. Удачина Е. Г., Квасовец С. В. Полезависимость/поленезависимость и межполушарная асимметрия // Психол. журн. 2006. Т. 27. № 6. С. 29–36. У
  38. меренкова Н. С. Психофизиологические аспекты саморегуляции психических функциональных систем человека: Дисс. ... канд. мед. наук. Курск, 2006.
  39. Хомская Е. Д. Нейропсихология. Изд. 4-е. СПб.: Питер, 2005.
  40. Хомская Е. Д., Ефимова Н. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: РПА, 1997.
  41. Хомская Е. Д., Привалова Н. Н., Ениколопова Е. В. и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия: Учеб. пособие. М.: Изд. МГУ, 1995.
  42. Червяков А. В. Возрастная физиология пластичности функциональной асимметрии головного мозга в норме и патологии // Исследование динамической организации функциональной межполушарной асимметрии в возрастном аспекте в норме и при некоторых видах неврологической и психической патологии. URL: http://nii-mozga.narod.ru/lvfm/nap1.html
  43. Compton R. J., Fisher L. R., Koenig L. M. et al. Relationship between coping styles and hemispheric asymmetry // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. V. 84. № 5. P. 1069–1078.
  44. Davidson R. J. Affective style and affective disorders: perspectives from affective neuroscience // Cognition and Emotion. 1998. V. 12. P. 307–330.
  45. Davidson R. J. The neural circuitry of emotion and affective style: prefrontal cortex and amygdale contributions // Social Science Information / SAGE Publications (London, Thousand Oaks, CA and New Delhi). 2001. V. 40. № 1. P. 11–37.
  46. Davidson R. J., Putman K. M., Larson C. L. Dysfunction in the neural circuitry of emotion regulation – A possible prelude to violence // Science. 2000. № 89. P. 591–594.
  47. Driscoll D. M. The Effects of prefrontal cortex damage on the regulation of emotion. Theses and Dissertations. 2009. P. 287. URL: http://ir.uiowa.edu/etd/287.
  48. Drevets W. C., Raichle M. E. Neuroanatomical circuits in depression: implications for treatment mechanisms // Psychopharmacol Bull. 1992. № 28. P. 261–274.
  49. Gross J. J., John O. P. Individual differences in two emotion regulation processes: implications for affect, relationships and well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. V. 85. № 2. P. 348–362.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика