Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Прикладные аспекты психосемантики цвета. Ассоциативный эксперимент как инструмент исследования формирования семантики цвета в онтогенезе 1463

Кудрина А.В., аспирант (соискатель) кафедры индивидуальной и семейной психотерапии факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, alyonakudrina@gmail.com

Аннотация

В статье обсуждаются прикладные аспекты психосемантики цвета, а именно возможность применения свободного ассоциативного эксперимента для изучения специфики формирования семантики цвета в онтогенезе на основе данных эмпирического исследования по репрезентативной выборке респондентов в возрасте от 8 до 19 лет.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Изучение семантики цвета в настоящее время является весьма актуальным направлением психологии, психосемантики, лингвистики и психолингвистики (см.: Б. А. Базыма, П. В. Яньшин, Н. В. Серов, Л. Н. Миронова, О. В. Сафуанова, Л. Г. Кульпина, А. Вежбицкая, Р. М. Фрумкина, А. П. Василевич, С. Г. Тер-Минасова и др.). Однако изучение формирования семантики цвета в онтогенезе остается за пределами интересов исследователей: в научной литературе нам не удалось обнаружить сколь-нибудь подробных исследований по данной тематике.

В изучении становления семантики цвета, т.е. изучении того, как в онтогенезе формируются и эволюционируют значения, приписываемые цвету, мы полагаем возможным опереться на работы Л. С. Выготского. Так, Выготский полагал, что «значение слова неконстантно. Оно изменяется в ходе развития ребенка. Оно изменяется и при различных способах функционирования мысли. Оно представляет собой скорее динамическое, чем статическое, образование» (Выготский, 1999, с. 284).

По мнению А. Н. Леонтьева, в значениях представлена «преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой» (Леонтьев, 1975, с. 41). Человек усваивает значения цвета из культуры, в которой он живет: в процессе онтогенеза мы начинаем оперировать символами и переносными значениями цвета, представленными в языке. В отечественной психологии понимание значения как компонента образа мира выросло из учения Л. С. Выготского: из положения о социальной, культурно-исторической природе человеческой психики, из представления о формировании высших психических функций путем интериоризации, из трактовки сознания как «со-знания», выступающего в своей внешней, экстериоризированной форме как социальный опыт, как человеческая культура. Значение, с точки зрения Выготского, является именно той единицей, которая позволяет передавать социальный опыт от субъекта к субъекту и присваивать его.

Поскольку цвет познается ребенком не только через восприятие и ощущение, но как культурный феномен – именно через слово, мы полагаем, что значение цвета тоже «неконстантно». В процессе онтогенеза ребенок вначале соотносит цвет с определенными предметами, причем некоторые из этих связей становятся очень прочными в силу своей повторяемости и очевидности: желтый – солнце, синий – небо, вода и т. д. Таким образом формируются значения цвета, составляющие ядро семантического поля.

Литература
  1. Ахутина Т. В., Горелов И. Н. Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985.
  2. Береснева Н. И. Модель внутреннего лексикона в позднем онтогенезе (Ассоциативный эксперимент). Электронный ресурс: Дисс. … канд. филол. наук. Пермь: ПГУ, 1997. (Из фондов Российской государственной библиотеки.)
  3. Брудный А. А. Значение слова и психология противопоставлений // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования / Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Наука, 1971. С. 19–27.
  4. Василевич А. П., Кузнецова С. Н., Мищенко С. С. Цвет и название цвета в русском языке. М.: «КомКнига», 2005.
  5. Выготский Л. С. Мышление и речь // Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. М.: Лабиринт, 1999.
  6. Гасица Н. А. Ассоциативная структура значения слова в онтогенезе: Дисс. … канд. филол. наук. М.: АН СССР. Институт языкознания, 1990.
  7. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М., 2001. Электронный ресурс http://www.textology.ru/article.aspx?aId=93, режим доступа свободный.
  8. Караулов Ю. Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М.: ИРЯ РАН, 1999.
  9. Караулов Ю. Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М.: Рус. Яз., 1993.
  10. Караулов Ю. Н., Коробова М. М. Индивидуальный ассоциативный словарь // Вопросы языкознания. 1993. № 5. С. 5–15.
  11. Кудрина А. В. Реконструкция семантических пространств основных цветов на примере трех культур (англоязычной, русскоязычной и немецкоязычной) // Культурно-историческая психология. 2011. № 2. С. 114–124.
  12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  13. Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: Изд. Моск. ун-та, 1979.
  14. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд. Моск. ун-та, 1988.
  15. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005.
  16. Сафуанова О. В. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте [Электронный ресурс]: Дисс. ... канд. психол. наук. М.: РГБ, 1994. (Из фондов Российской государственной библиотеки.)
  17. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М.: Пчела, 2008.
  18. Шеварев П. А. О роли ассоциаций в процессах мышления // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. С. 388–436.
  19. Щур С. Г. О типах лексических ассоциаций в языке // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования / Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Наука, 1971. С. 140–150.
  20. Яньшин П. В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. Deese J. On the structure of associative meaning // Psychol. Rev. 1962. № 69. P. 161–175.
  21. L. Szalay, J. Brent. The analysis of Cultural Meanings Through Free Verbal Associations // The Journal of Social Psychology. 1967. № 72. P. 161–187.
  22. Hallock J. Colour Assignment, 2007. Электронный ресурс http://www.joehallock.com/edu/COM498/preferences.html, режим доступа свободный.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика