Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Исследование целостности системы «глаз-голова-тело» при помощи технологии виртуальной реальности 820

Меньшикова Г.Я., доктор психологических наук, Заведующая лабораторией «Восприятие», факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, gmenshikova@gmail.com
Козловский С.А., кандидат психологических наук, Институт психологии РАН, s_t_a_s@mail.ru
Полякова Н.В., МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет психологии (Москва)

Аннотация

Работа посвящена исследованию искажений зрительного восприятия, возникающих при нарушении системы «глаз-голова-тело», выполненному с применением технологии виртуальной реальности (ВР). Моделирование такого рода нарушений осуществлялось путем изменения локализации «виртуальных глаз» (ВГ) испытуемого относительно его головы и тела. Для этого изображения окружающей сцены передавались на видеомониторы шлема ВР при помощи выносной веб-камеры с различной ее локализацией относительно головы испытуемого. В 1-й и 2-й экспериментальных сериях веб-камера прикреплялась соответственно над головой или на колене испытуемого, а в 3-й, контрольной серии – на уровне его глаз. Полученные результаты показали, что разные типы локализации «виртуальных глаз» оказывают неодинаковое влияние на функционирование системы «глаз-голователо». Адекватность восприятия значимо нарушается только в случае второго типа искажений, при которых происходит рассогласование координации «виртуальных глаз» с системой «голова-тело».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

Использование новых технологий в психологических исследованиях является эффективным инструментом для получения новых знаний о когнитивных психических процессах – мышлении, восприятии, внимании. За последние 10 лет активно развивается одна из таких технологий – технология виртуальной реальности (ВР). В ряде работ были отмечены новые исследовательские возможности технологии ВР, имеющие ряд преимуществ перед классическими методами (Зинченко и др., 2010; Козловский, 2009; Войскунский, Меньшикова, 2008; Riva, 2006; Gaggioli, Breining, 2001; Fogg, 2003).

Исследование классических феноменов восприятия с использованием данной технологии представляет особый интерес. Во-первых, рассмотрение, описание и объяснение классических феноменов восприятия предоставляют возможность тщательной проработки важнейших методических вопросов, касающихся адекватности использования технологии ВР при проведении психологических исследований. Их основательная изученность позволяет проводить детальный анализ и сравнение результатов, полученных при помощи технологии ВР, с результатами, полученными при помощи классических методик. Во-вторых, технологии ВР позволяют наблюдателю активно передвигаться в процессе решения зрительных задач. Эта качественная особенность ВР позволяет приблизить процедуру проведения эксперимента к реальной ситуации зрительного восприятия и таким образом значительно повысить экологическую валидность таких исследований. Описанное свойство в корне отличает данный методический подход от классических методик, разработанных в рамках конструктивистского подхода (Грегори, 1970; Рок, 1980). Так, в большинстве исследований наблюдатель, как правило, оценивает какое-либо качество объекта, находясь в неподвижной точке наблюдения. Подобная стационарность положения наблюдателя является следствием имплицитного предположения о том, что многие когнитивные процессы (опознание и различение объектов, распределение внимания и др.) протекают очень быстро и движения наблюдателя, протекающие значительно медленнее, не влияют на их результат. Отличной от этих представлений точки зрения придерживается основатель экологического подхода Дж. Гибсон (Гибсон, 1988), который предполагает, что движения наблюдателя являются важной составляющей процесса восприятия. По его мнению, процесс восприятия какого-либо качества объекта невозможен без активных движений наблюдателя, а также без использования динамических (а не только статических) зрительных признаков. В-третьих, круг классических исследовательских задач может быть расширен при помощи технологии ВР. В качестве примера можно рассмотреть классические эксперименты с искажениями сетчаточного образа, в которых при помощи специальных устройств (псевдоскопа, инвертоскопа и др.) создавались искажения типа инверсии, реверсии, изменения знака диспаратности. Используя технологию ВР, можно реализовать гораздо более разнообразные и сложные искажения, что позволит уточнить и обогатить теоретические представления о процессе восприятия.

Литература
  1. Войскунский А. Е., Меньшикова Г. Я. О применении систем виртуальной реальности в психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. № 1. С. 22–36.
  2. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. Грегори Р. Глаз и мозг. М.: Прогресс, 1970.
  3. Зинченко Ю. П., Меньшикова Г. Я., Баяковский Ю. М., Черноризов А. М., Войскунский А. Е. Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы // Национальный психологический журнал. 2010. № 1(3). С. 54–62.
  4. Козловский С. А. Сенсорные характеристики человека и их ограничения // Архитектура виртуальных миров: монография / Под науч. ред. М. Б. Игнатьева, А. В. Никитина, А. Е. Войскунского. СПб.: ГУАП, 2009. С. 59–89.
  5. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. М.: МГУ, 1981.
  6. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Кн. 1–2. М.: Педагогика. 1980.
  7. Fogg B. J. Persuasive technology: Using computers to change what we think and do. San Francisco: Morgan Kaufman Publishers, 2003.
  8. Gaggioli A., Breining R. Perception and cognition in immersive virtual reality // Emerging communication: Studies on new technologies and practices in communication / Ed. by G. Riva, F. Davide. Amsterdam: IOS Press, 2001.
  9. Riva G. Virtual reality // Wiley encyclopedia of biomedical engineering / Ed. by M. Akay. N.Y., 2006.
  10. Stratton G. M. Vision without inversion of the retinal image // The Psychological Review. 1897. № 4. P. 341–360.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика