Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эффект интерференции в изучении психологических структур * 1878

Созинов А.А., кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психофизиологии имени В.Б. Швыркова, Институт психологии РАН, Москва, Россия, alesozinov@yandex.ru
Крылов А.К., кандидат психологических наук, научный сотрудник, Института психологии РАН, Москва, Россия, neuru@mail.ru
Александров Ю.И., доктор психологических наук, заведующий лабораторией психофизиологии имени В.Б. Швыркова, Институт психологии РАН,, Москва, Россия, yuraalexandrov@yandex.ru

Аннотация

Эффект интерференции оценивается как снижение показателей эффективности нового поведения после выполнения дополнительной задачи. Согласно как классическому, исходному определению данного феномена (ретроактивное торможение), так и его современным трактовкам, эффект интерференции непосредственно связан с одновременным протеканием конкурирующих когнитивных процессов. За последние 40 лет произошел переход от теоретического изучения содержания и причин возникновения эффекта трансференции к исследованиям прикладного характера, а также к описанию возможностей его методического использования. С содержательной стороны феномен интерференции отражает структурированность психического и проявляется при сходстве «интерферирующих» форм поведения. С методической, формальной стороны данный эффект зависит от времени, а следовательно, может быть использован как индикатор консолидации памяти. Обе существенные характеристики феномена интерференции являются предметом исследования как психологии, так и нейробиологии, однако направленность, методологическое обоснование и методический инструментарий исследований, проводящихся в рамках различных областей научного знания, почти не пересекаются. В настоящей работе проводится анализ представленных в научной литературе исследований, причин и истоков их методологического и методического расхождения, а также оценивается возможность развития исследований междисциплинарного характера. Основным результатом настоящего исследования является вывод о том, что феномен интерференции не только применим, но и предпочтителен при проведении исследований динамики функционирования психологических структур, поскольку позволяет выявить и оценить взаимодействие элементов опыта, а также проследить использование опыта индивида при научении. Данные проведенного исследования свидетельствуют в пользу того, что эффект интерференции отражает не только характеристики формирования нового опыта индивида, но и реорганизацию прошлого опыта (аккомодационную реконсолидацию).

Ключевые слова: научение, ретроактивная интерференция, проактивная интерференция, консолидация памяти, индивидуальный опыт

Рубрика: Психофизиология

Тип: научная статья

* Работа поддержана грантами РФФИ, проект №11-06-00340а и 11-06-12035-офи-м, РГНФ, проект №11-06-00917 а и грантом Президента РФ для поддержки ведущих научных школ НШ-3010.2012.6.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

Эффект интерференции – феномен снижения показателей эффективности нового поведения после выполнения дополнительной задачи – служит как предметом, так и инструментом проведения исследований на протяжении столетней истории развития экспериментальной психологии, однако спектр его применения и интерпретаций продолжает расширяться. Исследование процесса научения является важным аспектом развития теоретической и прикладной психологической науки. И в данном ракурсе такие преимущества феномена интерференции, как его зависимость от сходства задач, их трудности, временного интервала, уровня первичного научения на момент введения второй задачи, возраста испытуемых, типа выполняемых задач, режима их чередования и многих других факторов (Смирнов [1940], 1966; Созинов, 2008; Тимофеева и др., 1995; Brashers-Krug et al., 1996; Smith P. et al., 2003; Wixted, 2004), делает его удобным инструментом экспериментальной работы. С другой стороны, непосредственная связь феномена интерференции с эффективностью протекания процессов научения, а также возможность приложения полученных данных к эмпирическим фактам вызывают интерес к описанию процессов, лежащих в его основе.

Несмотря на продуктивное исследование молекулярных (Амельченко, 2009; Ивашкина, 2009; Сварник и др., 2011; Anokhin et al., 2002; Berman, Dudai, 2001; Reijmers et al., 2007; Silva et al., 2009) и мозговых (см. обзоры: Александров, 2005; Morgado-Bernal, 2011; Squire, Wixted, 2011; Winocur et al., 2010) основ формирования и модификации нового опыта, процессы, лежащие в основе эффекта интерференции, изучены недостаточно (Dudai, 1996; Wixted, 2004).

Литература
  1. Абульханова К. А., Александров Ю. И., Брушлинский А. В. Комплексное изучение человека // Вестник РГНФ. 1996. №3. С. 11–19.
  2. Аверкин Р. Г., Александров Ю. И., Гринченко Ю. В., Мац В. Н., Созинов А. А. Активность нейронов антеролатеральной области моторной коры мозга кролика при захвате пищевых и непищевых объектов в инструментальном поведении // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 2001. Т. 51. № 6. С. 752–757.
  3. Александров И. О. Формирование структуры индивидуального знания. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2006.
  4. Александров Ю. И. Психофизиологическое значение активности центральных периферических нейронов в поведении: Автореф. … докт. психол. наук. М., 1986.
  5. Александров Ю. И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. М.: Наука, 1989.
  6. Александров Ю. И. Научение и память: традиционный и системный подходы // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2005. Т.55. №6. С. 842–860.
  7. Александров Ю. И. От эмоций к сознанию // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева /Под. ред. Д. В. Ушакова. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2006. С. 293–328.
  8. Александров Ю. И. Закономерности актуализации индивидуального опыта и реорганизации его системной структуры: комплексное исследование // Труды ИСА РАН. 2011. Т.61. №3. С. 3–25.
  9. Александров Ю. И. «Одно и то же» в субъективном мире // V съезд общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество», Москва, 14–18 февраля 2012 г.: Материалы участников. Т. I. М.: «Российское психологическое общество», 2012. С. 216.
  10. Александров Ю. И., Греченко Т. Н., Гаврилов В. В., Горкин А. Г., Шевченко Д. Г., Гринченко Ю. В., Александров И. О., Максимова Н. Е., Безденежных Б. Н., Бодунов М. В. Закономерности формирования и реализации индивидуального опыта // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1997. Т. 47. № 2. С. 243–260.
  11. Александров Ю. И., Крылов А. К. Системная методология в психофизиологии: от нейронов до сознания // Идея системности в современной психологии / Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: ИП РАН, 2005. C. 119–157.
  12. Александров Ю. И., Созинов А. А., Аверкин Р. Г., Лаукка С. Феномен проактивной интерференции: связь с эмоциями и возможные мозговые основы // Труды научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии. Т. 14. Морфофункциональные основы системной деятельности. М.: Изд. ГУ НИИНФ РАМН, 2007. C. 150–166.
  13. Александров Ю. И., Сварник О. Е. Принцип отбора в развитии индивида // Когнитивные исследования. Проблема развития: Сборник научных трудов. Вып. 3 / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2009. С. 77–106.
  14. Аллахвердов В. М. О причинах возникновения психической интерференции // Вторая международная конференция по когнитивной науке, 9–13 июня. СПб., 2006. С. 619–621.
  15. Амельченко Е. М. Сравнительный анализ топографии экспрессии транскрипционного фактора c- Fos в мозге при напоминающих воздействиях у животных с нормальной и нарушенной памятью // Труды научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии. Т. 15. М.: Изд. ГУ НИИНФ РАМН, 2009. С. 282–283.
  16. Анохин К. В. Молекулярные сценарии консолидации долговременной памяти // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1997. Т. 47. №2. С. 261–279.
  17. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.
  18. Барабанщиков В. А. Системность в психологии: Методологическая позиция и пути ее реализации // Системная организация и детерминация психики / Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2008. С. 13–26.
  19. Батова Н. Я., Хомская Е. Д. Нейропсихологический анализ влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 132–139.
  20. Бережной Д. С., Никольская К. А. Всегда ли поведение адаптивно? // Сборник научных трудов ХIV Всероссийской научно-технической конференции «Нейроинформатика-2012». М., 2012. С. 101–109.
  21. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Изд. «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  22. Блинникова И. В., Величковский Б. Б., Капица М. С., Леонова А. Б. Время перемен // В мире науки. 2007. № 5. С. 70–75.
  23. Блинникова И. В., Леонова А. Б., Капица М. С. Когнитивные и поведенческие стратегии поддержания эффективности компьютеризированной деятельности в условиях вынужденной смены задач // Вторая международная конференция по когнитивной науке, 9–13 июня. СПб., 2006. С. 212–213.
  24. Брушлинский А. В., Сергиенко Е. А. Ментальная репрезентация как системная модель в когнитивной психологии // Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 1998. С. 5–22.
  25. Гаврилов В. В., Кузина Е. А., Камышова О. Н., Арутюнова К. Р., Гринченко Ю. В., Александров Ю. И. Особенности структуры индивидуального опыта при научении одному и тому же поведению разными способами // Материалы IV Всероссийского съезда РПО, 18–21 сентября 2007 года. Т. 1. М.; Ростов-на-Дону: Изд. «КРЕДО», 2007. С. 224.
  26. Горкин А. Г. Специализация нейронов в обучении: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 1988.
  27. Горкин А. Г. Изменения в активности корковых нейронов при формировании аналогичных поведенческих актов // Четвертая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Томск, 22–26 июня 2010 г. Т. 1. С. 225–226.
  28. Горкин А. Г., Кузина Е. А., Александров Ю. И. Психофизиологические закономерности формирования системной структуры индивидуального опыта в норме и патологии // Первая Российская конференция по когнитивным наукам: Тезисы докладов. Казань.: Изд. Казан. ун-та, 2004. С. 69–70.
  29. Горкин А. Г., Шевченко Д. Г. Стабильность поведенческой специализации нейронов // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 1990. Т. 40. № 2. С. 291–300.
  30. Горкин А. Г., Шевченко Д. Г. Отражение истории обучения в активности нейронов лимбической коры кроликов // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 1993. Т. 43. № 1. С. 172–175.
  31. Горкин А. Г., Шевченко Д. Г. Различия в активности нейронов лимбической коры кроликов при разных стратегиях обучения // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1995. Т. 45. № 1. С. 90–100.
  32. Ивашкина О. И. Изучение роли синтеза ДНК при обучении мышей пассивному избеганию с помощью нуклеотидных аналогов // Труды научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии. Т. 15. М., 2009. С. 294–295.
  33. Киреева Н.Н. Исследование микроструктуры интерференции в тесте Струпа // Вторая международная конференция по когнитивной науке, 9–13 июня. СПб., 2006. С. 631–632.
  34. Козловский С. А., Величковский Б. Б., Вартанов А. В., Никонова Е. Ю., Величковский Б. М. Роль областей цингулярной коры в функционировании памяти человека // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 1. С. 12–22.
  35. Колышкин В. В. Межполушарные взаимодействия и функциональные состояния человека. Новосибирск: НГАЭиУ, 2002.
  36. Корж Н. Н. Личностные черты невербальной памяти (психофизический контекст) // Междисциплинарные исследования памяти / Под ред. А. Л. Журавлева, Н. Н. Корж. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2009. С. 157–178.
  37. Кочнев В. А. Оценка влияния факторов линейности и концентричности на параметры обученности // Школьные технологии. 1999. № 3. С. 109–114.
  38. Кроткова О. А. «Забывание» как принцип обсуждения психофизиологической проблемы // Пятая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Калининград, 18–24 июня 2012 г. Калининград, 2012. С. 469–470.
  39. Крылов А. К., Александров Ю. И. Особенности взаимодействия рефлекторного агента со средой: модельное исследование // Экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 1. С. 5–22.
  40. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  41. Лурия А. Р. Нейропсихологический анализ памяти // Материалы IV всесоюзного съезда общества психологов, 21–24 июня 1971 года. Тбилиси: Изд. «Мецниереба», 1971 а. С. 222–224.
  42. Лурия А. Р. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга // Материалы IV всесоюзного съезда общества психологов, 21–24 июня 1971 года. Тбилиси: Изд. «Мецниереба», 1971 б. С. 913–914.
  43. Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель: CORPUS, 2010.
  44. Междисциплинарные исследования памяти / Под ред. А. Л. Журавлева, Н.Н. Корж. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2009.
  45. Морошкина Н. В. Сознательный контроль в задачах научения, или Как научиться не осознавать очевидное // Экспериментальная психология познания: когнитивная логика сознательного и бессознательного / Под ред. В. М. Аллахвердова и др. СПб.: Изд. Санкт-петербургского университета, 2006. С. 142–161.
  46. Морошкина Н. В., Гершкович В. А., Иванчей И. И., Морозов М. И. Влияние структуры вознаграждения на выполнение сенсомоторных навыков // Экспериментальный метод в структуре психологического знания / Отв. ред. В. А. Барабанщиков. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2012. С. 239–244.
  47. Пигарева М. Л. Переключение однородных (пищевых) условных рефлексов у крыс после одновременного повреждения гиппокампа и миндалины // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1980. Т. 30. № 4. С. 710–718.
  48. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.
  49. Ребеко Т. А. Психология памяти: процессы, формы, виды, типы и механизмы // Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 171–200.
  50. Роуз С. Устройство памяти: от молекул к сознанию. М.: Мир, 1995.
  51. Сварник О. Е., Анохин К. В., Александров Ю. И. Распределение поведенчески специализированных нейронов и экспрессия транскрипционного фактора c-Fos в коре головного мозга крыс при научении // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 2001. Т. 51. № 6. С. 758–761.
  52. Сварник О. Е., Булава А. И., Фадеева Т. А., Александров Ю. И. Закономерности реорганизации опыта, приобретенного при одно- и многоэтапном обучении // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 2. С. 5–13.
  53. Сергиенко Е. А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 120–132.
  54. Смирнов А. А. К вопросу об условиях ретроактивного торможения (1940) // Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.
  55. Созинов А. А. Эффект интерференции и реорганизация памяти при научении: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2008.
  56. Созинов А. А., Аверкин Р. Г., Гринченко Ю. В., Александров Ю. И. Нейрональное обеспечение поведения при введении новой задачи на ранних и поздних этапах научения предшествующей задаче // Материалы XV Международной конференции по нейрокибернетике, Ростов-на-Дону, 23–25 сентября 2009 г. Т. 1. С. 139–140.
  57. Созинов А. А., Гринченко Ю. В., Казымаев С. А. Динамика системной организации поведения в процессе его становления // Четвертая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Томск, 22–26 июня 2010 г. Т. 2. С. 530–531.
  58. Созинов А. А., Гринченко Ю. В., Казымаев С. А. Нейронное обеспечение поведения связано с историей обучения // 125 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: В 4-х томах. Т. 3 / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская, Ю. П. Зинченко. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 74–75.
  59. Созинов А. А., Лаукка С., Аверкин Р. Г., Александров Ю. И. Условия и мозговое обеспечение интерференции при формировании системной структуры индивидуального опыта // Тенденции развития современной психологической науки. Ч. 2 / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2007. С. 343–346.
  60. Соколов Е. Н. Механизмы памяти. М.: Изд. МГУ, 1969.
  61. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: «Тривола», 1996.
  62. Тимофеева Н. О., Ивлиева Н. Ю., Семикопная И. И., Нарышкин А. В. Взаимодействие двигательных однородных условных рефлексов при условнорефлекторном переключении: перенос обучения и интерференция // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1995. Т. 45. № 6. С. 1112–1120.
  63. Уточкин И. С., Большакова К. Г. Усиление и ослабление эффекта Струпа при вероятностном научении // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 3. С. 139–149.
  64. Фам Мин Хак, Акбарова Н. А. О соотношении проактивного и ретроактивного торможения в кратковременной памяти при локальном поражении головного мозга // Вопросы психологии. 1971. № 3. С. 113–120.
  65. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. Изд. 6-е. СПб.: Питер, 2004.
  66. Швырков В. Б. Теория функциональных систем в психофизиологии // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М.: Наука, 1978. С. 11–46.
  67. Швырков В. Б. Системная детерминация активности нейронов в поведении [1983] / Введение в объективную психологию: Нейрональные основы психики. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2006 а. С. 43–77.
  68. Швырков В. Б. Основные этапы развития системно-эволюционного подхода в психофизиологии // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 3. С. 15–27.
  69. Швырков В. Б. Введение в объективную психологию: Нейрональные основы психики [1995] / Избранные труды. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2006 б. С. 427–582.
  70. Шпагонова Н. Г., Садов В. А., Жилко М. С., Петрович Д. Л. Сохранение физических и семантических характеристик эталона в памяти // Экспериментальный метод в структуре психологического знания / Отв. ред. В. А. Барабанщиков. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2012. С. 319–323.
  71. Эббингауз Г. Очерк психологии [1909] // Основные направления психологии в классических трудах. Ассоциативная психология. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. С. 11–208.
  72. Alberini C. M. Mechanisms of memory stabilization: are consolidation and reconsolidation similar or distinct processes? // Trends in Neurosciences. 2005. V. 28. № 1. P. 51–56.
  73. Alexandrov Yu. I. How we fragment the world: View from inside versus view from outside // Social Science Information. 2008. V. 47. № 3. P. 419–457.
  74. Alexandrov Yu. I. Structure and dynamics of individual experience: multidisciplinary description // The fifth international conference on cognitive science: Abstracts. June 18–24, 2012. V. 1. Kaliningrad, 2012. P. 20–21.
  75. Alexandrov Yu. I., Grinchenko Yu. V., Laukka S., Järvilehto T., Maz V. N., Korpusova A. V. Effect of ethanol on hippocampal neurons depends on their behavioral specialization // Acta Physiologica Scandinavica. 1993. V. 149. P. 105–115.
  76. Alexandrov Yu. I., Grinchenko Yu. V., Laukka S., Järvilehto T., Maz V. N., Svetlajev I. A. Acute effect of ethanol on the pattern of behavioral specialization of neurons in the limbic cortex of the freely moving rabbit // Acta Physiologica Scandinavica. 1990. V. 140. P. 257–268.
  77. Alexandrov Yu. I., Grinchenko Yu. V., Shevchenko D. G., Averkin R. G., Matz V. N., Laukka S., Korpusova A. V. A subset of cingulate cortical neurons is specifically activated during alcohol-acquisition behaviour // Acta Physiologica Scandinavica. 2001. V. 171. P. 87–97.
  78. Alexandrov Yu. I., Klucharev V., Sams M. Effect of emotional context in auditory-cortex processing // International Journal of Psychophysiology. 2007. V. 65. P. 261–271.
  79. Alexandrov Yu. I., Sams M. Emotion and consciousness: ends of a continuity // Cognitive Brain Research. 2005. V. 25. № 2. P. 387–405.
  80. Anderson J. R., Reder L. M., Simon H. A. Situated learning and education // Educational Researcher. 1996. V. 25. P. 5–11.
  81. Anderson M. C. Rethinking interference theory: Executive control and the mechanisms of forgetting // Journal of Memory and Language. 2003. V. 49. P. 415–445.
  82. Anderson M. C., Neely J. H. Interference and inhibition in memory retrieval // Memory. Handbook of perception and cognition. 2nd ed. / Eds. R. A. Bjork, E. L. Bjork. San Diego: Academic Press, 1996. P. 237–313.
  83. Anokhin K. V., Tiunova A. A., Rose S.P.R. Reminder effects – reconsolidation or retrieval deficit? Pharmacological dissection with protein synthesis inhibitors following reminder for a passive-avoidance task in young chicks // European Journal of Neuroscience. 2002. V. 15. P. 1759–1765.
  84. Baddeley A. Working memory // Science. 1992. V. 255. P. 556–559.
  85. Barreiros J., Figueiredo T., Godinho M. The contextual interference effect in applied settings // European Physical Education Review. 2007. V. 13. № 2. P. 195–207.
  86. Berman D. E., Dudai Y. Memory extinction, learning anew, and learning the new: Dissociations in the molecular machinery of learning in cortex // Science. 2001. V. 291. P. 2417–2419.
  87. Bock O., Schneider S., Bloomberg J. Conditions for interference versus facilitation during sequential sensorimotor adaptation // Experimental Brain Research. 2001. V. 138. P. 359–365.
  88. Bontempi B., Laurent-Demir C., Destrade C., Jaffard R. Time-dependent reorganization of brain circuitry underlying long-term memory storage // Nature. 1999. V. 400. P. 671–675.
  89. Bouton M. E., Peck C. A. Spontaneous recovery in cross-motivational transfer (counterconditioning) // Animal Learning & Behavior. 1992. V. 20. № 4. P. 313–321.
  90. Brashers-Krug T., Shadmehr R., Bizzi E. Consolidation in human motor memory // Nature. 1996. V. 382. P. 252–255.
  91. Carter С. S., Braver T. S., Barch D. M., Botvinick M. M., Noll D., Cohen J. D. Anterior cingulate cortex, error detection, and the online monitoring of performance // Science. 1998. V. 280. P. 747–749.
  92. Clayton D. F. The genomic action potential // Neurobiology of Learning and Memory. 2000. V. 74. P. 185–216.
  93. Cocchini G., Logie R. H., Della Sala S., MacPherson S. E., Baddeley A. D. Concurrent performance of two memory tasks: Evidence for domain-specific working memory systems // Memory & Cognition. 2002. V. 30. № 7. P. 1086–1095.
  94. Coon D. Introduction to psychology. Gateways to mind and behavior. Belmond: Wadsworth, 2001.
  95. Dash P. K., Hebert A. E., Runyan J. D. A unified theory for systems and cellular memory consolidation // Brain Research Reviews. 2004. V. 45. P. 30–37.
  96. Debiec J., LeDoux J., Nader K. Cellular and systems reconsolidation in the hippocampus // Neuron. 2002. V. 36. P. 527–538.
  97. D’Esposito M., Postle B. R., Jonides J., Smith E. E. The neural substrate and temporal dynamics of interference effects in working memory as revealed by event-related functional MRI // PNAS. 1999. V. 96. P. 7514–7519.
  98. Dudai Y. Consolidation: Fragility on the road to engram // Neuron. 1996. V. 17. P. 367–370.
  99. Dudai Y. Memory from A to Z. Keywords, concepts, and beyond. Oxford: Oxford University Press, 2004 a.
  100. Dudai Y. The neurobiology of consolidations, or, how stable is the engram? // Annual Review of Psychology. 2004 b. V. 55. P. 51–86.
  101. Dudai Y., Eisenberg M. Rites of passage of the engram: reconsolidation and the lingering consolidation hypothesis // Neuron. 2004. V. 44. P. 93–100.
  102. Edelman G.M. Neural Darwinism: The theory of neuronal group selection. N.Y.: Basic, 1987.
  103. Freeman J. H. Jr., Gabriel M. Changes of cingulothalamic topographic excitation patterns and avoidance response incubation over time following initial discriminative conditioning in rabbits // Neurobiology of Learning and Memory. 1999. V. 72. P. 259–272.
  104. Gabriel M. Discriminative avoidance learning: A model system // Neurobiology of Cingulate Cortex and Limbic Thalamus / Eds. B. A. Vogt, M. Gabriel. Boston: Birkhäuser, 1993. P. 478–526.
  105. Han J.-S., Gallagher M., Holland P. Hippocampal lesions enhance configural learning by reducing proactive interference // Hippocampus. 1998. V. 8. P. 138–146.
  106. Harlow H. F. The formation of learning sets // Psychological Review. 1949. V. 56. P. 51–65.
  107. Hebb D. O. The organization of behavior: A neuropsychological theory [1949]. N. Y.: John Wiley & Sons, 1961.
  108. Henson R. N. A., Shallice T., Josephs O., Dolan R. J. Functional magnetic resonance imaging of proactive interference during spoken cued recall // NeuroImage. 2002. V. 17. P. 543–558.
  109. Jimura K., Yamashita K., Chikazoe J., Hirose S., Miyashita Y., Konishi S. A critical component that activates left inferior prefrontal cortex during interference resolution // European Journal of Neuroscience. 2009. V. 29. P. 1915–1920.
  110. Karayanidis F., Coltheart M., Michie P. T., Murphy K. Electrophysiological correlates of anticipatory and poststimulus components of task switching // Psychophysiology. 2003. V. 40. P. 329–348.
  111. Kiani R., Esteky H., Mirpour K., Tanaka K. Object category structure in response patterns of neuronal population in monkey inferior temporal cortex // Journal of Neurophysiology. 2007. V. 97. P. 4296–4309.
  112. Kim J. J., Fanselow M. S. Modality-specific retrograde amnesia of fear // Science. 1992. V. 256. P. 675–677.
  113. Korman M., Raz N., Flash T., Karni A. Multiple shifts in the representation of a motor sequence during the acquisition of skilled performance // PNAS. 2003. V. 100. № 21. P. 12492–12497.
  114. Krakauer J. W., Ghez C., Ghilardi M-F. Adaptation to visuomotor transformations: consolidation, interference, and forgetting // Journal of Neuroscience. 2005. V. 25. № 2. P. 473–478.
  115. Krakauer J.W., Ghilardi M-F., Ghez C. Independent learning if internal models for kinematic and dynamic control of reaching // Nature Neuroscience. 1999. V. 2. № 11. P. 1026–1031.
  116. Kriegeskorte N., Mur M., Ruff D.A., Kiani R., Bodurka J., Esteky H., Tanaka K., Bandettini P. A. Matching categorical object representations in inferior temporal cortex of man and monkey // Neuron. 2008. V. 60. P. 1126–1141.
  117. Kuhl B. A., Bainbridge W. A., Chun M. M. Neural reactivation reveals mechanisms for updating memory // Journal of Neuroscience. 2012. V. 32. № 10. P. 3453–3461.
  118. Lechner H. A., Squire L. R., Byrne J. H. 100 years of consolidation – remembering Müller and Pilzecker // Learning and Memory. 1999. V. 6. P. 77–87.
  119. Lien M.-C., Ruthruff E., Kuhns D. On the difficulty of task switching: Assessing the role of task-set inhibition // Psychonomic Bulletin and Review. 2006. V. 13. № 3. P. 530–535.
  120. Lustig C., Konkel A., Jacoby L.L. Which route to recovery? Controlled retrieval and accessibility bias in retroactive interference // Psychological Science. 2004. V. 15. № 11. P. 729–735.
  121. Mahut H., Zola-Morgan S., Moss M. Hippocampal resections impair associative learning and recognition memory in the monkey // Journal of Neuroscience. 1982. V. 2. № 9. P. 1214–1229.
  122. Mayr U., Keele S. W. Changing internal constraints in action: the role of backward inhibition // Journal of Experimental Psychology: General. 2000. V. 129. № 1. P. 4–26.
  123. McGeoch J. A., McDonald W. T. Meaningful relation and retroactive inhibition // American Journal of Psychology. 1931. V. 43. P. 579–588.
  124. McGaugh J. L. Time-dependent processes in memory storage // Science. 1966. V. 153. P. 1351–1358.
  125. McGaugh J. L. The perseveration-consolidation hypothesis: Mueller and Pilzecker, 1900 // Brain Research Bulletin. 1999. V. 50. № 5/6. P. 445–446.
  126. McKenzie S., Eichenbaum H. Consolidation and reconsolidation: Two lives of memories? // Neuron. 2011. V. 71. № 2. P. 224–233.
  127. Melton A. W., Irwin J. M. The influence of degree of interpolated learning on retroactive inhibition and the overt transfer of specific responses // American Journal of Psychology. 1940. V. 53. P. 173–203.
  128. Mensink G.-J., Raaijmakers J. G. W. A model of interference and forgetting // Psychological Review. 1988. V. 95. № 4. P. 434–455.
  129. Morgado-Bernal I. Learning and memory consolidation: linking molecular and behavioral data // Neuroscience. 2011. V. 176. P. 12–19.
  130. Mormann F., Dubois J., Kornblith S., Milosavljevic M., Cerf M., Ison M., Tsuchiya N., Kraskov A., Quian Quiroga R., Adolphs R., Fried I., Koch C. A category-specific response to animals in the right human amygdala // Nature Neuroscience. 2011. V. 14. P. 1247–1249.
  131. Moscovitch M., Nadel L. Consolidation and the hippocampal complex revisited: in defense of the multiple- trace model // Current Opinion in Neurobiology. 1998. V. 8. P. 297–300.
  132. Nádasdy Z., Hirase H., Czurkó A., Csicsvari J., Buzsáki G. Replay and time compression of recurring spike sequences in the hippocampus // Journal of Neuroscience. 1999. V. 19. № 21. P. 9497–9507.
  133. Nadel L., Bohbot V. Consolidation of Memory // Hippocampus. 2001. V. 11. P. 56–60. Nader K. Re-recording human memories // Nature. 2003. V. 425. P. 571–572.
  134. Osgood C. E. Meaningful similarity and interference in learning // Journal of Experimental Psychology. 1946. V. 36. № 4. P. 277–301.
  135. Osgood C. E. An investigation into the causes of retroactive interference // Journal of Experimental Psychology. 1948. V. 38. P. 132–154.
  136. Packard M.G., Hirsh R., White N.M. Differential effects of fornix and caudate nucleus lesions in two radial maze tasks: Evidence for multiple memory systems // Journal of Neuroscience. 1989. V. 9. P. 1465–1472.
  137. Perkins D. N., Salomon G. Transfer of learning // International Encyclopedia of Education. V. 11. 2nd ed., Oxford: Pergamon Press, 1994. P. 6452–6457.
  138. Pinel J. P. J. Biopsychology. 2nd ed. Boston: Allyn & Bacon, 1993.
  139. Postman L. Transfer, interference, and forgetting [1954] // Experimental Psychology / Eds. R. S. Woodworth, H. S. Schlosberg. London: Methuen & Co., 1966. P. 733.
  140. Postman L., Stark K., Fraser J. Temporal changes in interference // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1968. V. 7. P. 672–694.
  141. Postman L., Underwood B. J. Critical issues in interference theory // Memory and Cognition. 1973. V. 1. P. 19–40.
  142. Rachman S., Grassi J. Reminiscence, inhibition, and consolidation // British Journal of Psychology. 1965. V. 56. P. 157–162.
  143. Rehder B. Interference between cognitive skills // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2001. V. 27. № 2. P. 451–469.
  144. Reid E. Negative transfer and proactive interference: some confusion in introductory psychology texts // Teaching of Psychology. 1981. V. 8. № 2. P. 109–110.
  145. Reijmers L. G., Perkins B. L., Matsuo N., Mayford M. Localization of a stable neural correlate of associative memory // Science. 2007. V. 317. P. 1230–1233.
  146. Remi F., Wenderoth N., Lipkens K., Swinnen S. P. Dual-task interference during initial learning of a new motor task results from competition for the same brain areas // Neuropsychologia. 2010. V. 48. P. 2517–2527.
  147. Rescorla R. A. Stimulus generalization: Some predictions from a model of Pavlovian conditioning // Journal of Experimental Psychology: Animal Behavior Processes. 1976. V. 2. № 1. P. 88–96.
  148. Ribeiro S., Goyal V., Mello C. V., Pavlides C. Brain gene expression during REM sleep depends on prior waking experience // Learning and Memory. 1999. V. 6. № 5. P. 500–508.
  149. Robertson E. M., Pascual-Leone A., Miall R. C. Current concepts in procedural consolidation // Nature Reviews Neuroscience. 2004. V. 5. P. 1–7.
  150. Robinson E.S. The ‘similarity’ factor in retroaction // American Journal of Psychology. 1927. V. 39. P. 297–312.
  151. Rogers R.D., Monsell S. Costs of a predictable switch between simple cognitive tasks // Journal of Experimental Psychology: General. 1995. V.124. № 2. P. 207–231.
  152. Salomon G., Perkins D.N. Teaching for transfer // Educational Leadership. 1988. V.46. P. 22–32.
  153. Sangha S., Scheibenstock A., Martens K., Varshney N., Cooke R., Lukowiak K. Impairing forgetting by preventing new learning and memory // Behavioral Neuroscience. 2005. V.119. № 3. P. 787–796.
  154. Sara S.J. Retrieval and reconsolidation: Toward a neurobiology of remembering // Learning & Memory. 2000. V. 7. P. 73–84.
  155. Schacter D. Memory and awareness // Science. 1998. V. 280. № 5360. P. 59–60.
  156. Schafe G. E., Nader K., Blair H. T., LeDoux J. E. Memory consolidation of Pavlovian fear conditioning // Trends in Neurosciences. 2001. V. 24. № 9. P. 540–546.
  157. Scoville W. B., Milner B. Loss of recent memory after bilateral hippocampal lesions // Journal of Neurology, Neurosurgery and Psychiatry. 1957. V. 20. P. 11–21.
  158. Shadmehr R., Holcomb H. H. Neural correlates of motor memory consolidation // Science. 1997. V. 277. P. 821–825.
  159. Silva A. J., Zhou Y., Rogerson T., Shobe J., Balaji J. Molecular and cellular approaches to memory allocation in neural circuits // Science. 2009. V. 326. P. 391–395.
  160. Sisti H. M., Glass A. L., Shors T. J. Neurogenesis and the spacing effect: Learning over time enhances memory and the survival of new neurons // Learning and Memory. 2007. V. 14. P. 368–375.
  161. Smith E., Jonides J. Storage and executive processes in the frontal lobes // Science. 1999. V. 283. P. 1657–1661.
  162. Smith P. J. K., Gregory S. K., Davies M. Alternating versus blocked practice in learning a cartwheel // Perceptual and Motor Skills. 2003. V. 96. P. 1255–1264.
  163. Squire L. R. Memory and the hippocampus: a synthesis from findings with rats, monkeys, and humans // Psychological Review. 1992. V. 99. № 2. P. 195–231.
  164. Squire L. R. Declarative and nondeclarative: multiple brain systems supporting learning and memory // Memory Systems / Eds. D. Schacter, E. Tulving. Cambridge: MIT Press, 1994. P. 204–231.
  165. Squire L. R., Alvarez P. Retrograde amnesia and memory consolidation: a neurobiological perspective // Current Opinion in Neurobiology. 1995. V. 5. P. 169–177.
  166. Squire L. R., Wixted J. T. The cognitive neuroscience of human memory since H. M. // Annual Review of Neuroscience. 2011. V. 34. P. 259–288.
  167. Sparks F. T., Lehmann H., Sutherland R. J. Between-systems memory interference during retrieval // European Journal of Neuroscience. 2011. V. 34. P. 780–786.
  168. Stehberg J., Levy D., Zangen A. Impairment of aversive memory reconsolidation by localized intracranial electrical stimulation // European Journal of Neuroscience. 2009. V. 29. P. 964–969.
  169. Stroop J. R. Studies of interference in serial verbal reactions // Journal of Eperimental Psychology. 1935. V. 18. № 6. P. 643–662.
  170. Sutherland G. R., McNaughton B. Memory trace reactivation in hippocampal and neocortical neuronal ensembles // Current Opinion in Neurobiology. 2000. V. 10. P. 180–186.
  171. Tallet J., Kostrubiec V., Zanone P.-G. Proactive transfer of learning depends on the evolution of prior learned task in memory // Human Movement Science. 2010. № 29. P. 349–368.
  172. Tong C., Flanagan J.R. Task-specific internal models for kinematic transformations // Journal of Neurophysiology. 2003. V. 90. P. 578–585.
  173. Tong C., Wolpert D. M., Flanagan J. R. Kinematics and dynamics are not represented independently in motor waking memory: evidence from an interference study // Journal of Neuroscience. 2002. V. 22. № 3. P. 1108–1113.
  174. Tse D., Langston R. F., Kakeyama M., Bethus I., Spooner P. A., Wood E. R., Witter M. P., Morris R. G. M. Schemas and memory consolidation // Science. 2007. V. 316. P. 76–82.
  175. Underwood B. J. Interference and forgetting // Psychological Review. 1957. V. 64. № 1. P. 49–60.
  176. Vassalli A., Dijk D.-J. Sleep function: current questions and new approaches // European Journal of Neuroscience. 2009. V. 29. P. 1830–1841.
  177. Waldron E. M., Ashby F. G. The effects of concurrent task interference on category learning: Evidence for multiple category learning systems // Psychonomic Bulletin, Review. 2001. V. 8. № 1. P. 168–176.
  178. Walker M. P., Brakefield T., Hobson J. A., Stickgold R. Dissociable stages of human memory consolidation and reconsolidation // Nature. 2003. V. 425. P. 616–620.
  179. Wheeler M. A. Improvement in recall over time without repeated testing: Spontaneous recovery revisited // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1995. V. 21. № 1. P. 173–184.
  180. Wichert S., Wolf O. T., Schwabe L. Reactivation, Interference, and Reconsolidation: Are Recent and Remote Memories Likewise Susceptible? // Behavioral Neuroscience. 2011. V. 125. № 5. P. 699–704.
  181. Winocur G., Moscovitch M., Bontempi B. Memory formation and long-term retention in humans and animals: Convergence towards a transformation account of hippocampal–neocortical interactions // Neuropsychologia. 2010. V. 48. P. 2339–2356.
  182. Wixted J. T. The psychology and neuroscience of forgetting // Annual Review Psychology. 2004. V. 55. P. 235–269.
  183. Wylie G., Allport A. Task switching and the measurement of «switch cost» // Psychological Research. 2000. V. 63. P. 212–233.
  184. Zach N., Kanarek N., Inbar D., Grinvald Y., Milestein T., Vaadia E. Segregation between acquisition and long- term memory in sensorimotor learning // European Journal of Neuroscience. 2005. V. 22. P. 2357–2362.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика