Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О двух алгоритмах выделения синхронизаций и десинхронизаций электроэнцефалограмм 722

Певзнер А.А., доктор технических наук, профессор, начальник Управления инновационных технологий в обучении и научной работы ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, Ярославль, Россия, a.pevzner@yspu.yar.ru
Шахназаров С.С., аспирант кафедры математического анализа ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, Ярославль, Россия, daserge@yandex.ru

Аннотация

Работа посвящена описанию функционирования автоматизированной системы выделения синхронизаций и десинхронизаций ЭЭГ при синтезе психоактивирующих мелодий. Алгоритмы выделения синхронизаций и десинхронизаций ЭЭГ реализованы в программах, зарегистрированных в Реестре программ для ЭВМ (Григорьева, Певзнер, Шахназаров, 2010 a, б). Программы включены в состав программного комплекса, предназначенного для синтеза психоактивирующих мелодий (Григорьева, Певзнер, Шахназаров, 2012).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Музыкальное сопровождение образовательного учебного процесса осуществлялось с незапамятных времен. Так, известно, что еще пифагорейцы применяли музыку для регуляции настроения и управления познавательной способностью учащихся (Ван дер Варден, 1959). В настоящее время активное использование музыки в воспитательном и образовательном процессах основывается на результатах многочисленных исследований, продемонстрировавших, что в процессе восприятия музыки происходят оптимизация функционирования мозга, повышение психической активности,  возрастание эмоциональной насыщенности и интенсивности деятельности, развитие наглядно-образного мышления, развитие сбалансированного взаимодействия эмоционального и когнитивного компонентов познавательной деятельности, изменение физических и социальных условий среды, в которых происходит процесс обучения.     

Однако как организация подачи готового музыкального материала, так и синтез звукового материала определяются в первую очередь механизмами реагирования мозга человека на то или иное звучание. В настоящей работе приводится метод инструментального автоматизированного определения реакции мозга на звуковое воздействие. Важными показателями реакции мозга на воздействие являются синхронизация или десинхронизация биоэлектрической активности мозга. Под синхронизацией понимается возрастание амплитуды биосигнала с одновременным снижением его частоты, а под десинхронизацией понимается снижение амплитуды биосигнала с одновременным возрастанием его частоты. Для автоматизированного определения возникновения синхронизации или десинхронизации биоэлектрической активности мозга авторами были разработаны и реализованы в виде специализированных программ следующие алгоритмы.

Литература
  1. Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука. М., 1959.
  2. Григорьева Е. А., Певзнер А. А., Шахназаров С. С. Программа для анализа зависимости ЭЭГ от звукового воздействия // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2010613540, в Реестре программ для ЭВМ 28.05.2010 а.
  3. Григорьева Е. А., Певзнер А. А., Шахназаров С. С. Программа для определения моментов синхронизации и десинхронизации ЭЭГ //Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2010615245, в Реестре программ для ЭВМ 13.08.2010 б.
  4. Григорьева Е. А., Певзнер А. А., Шахназаров С. С. Система для синтеза акустического воздействия для коррекции психофизиологического состояния // Ярославский инновационно-технологический форум «Эврика». Ярославль, 2012.
  5. Певзнер А. А., Шахназаров С. С. Синтез звукового сигнала для коррекции психофизиологического состояния человека // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. Т. III (Естественные науки. Математика, физика, информатика).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика