Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Специфика взаимосвязи типов мышления и субъективных особенностей понимания 1683

Луцкович В.В., Международный государственный экологический университет им А.Д. Сахарова, wecacc@narod.ru

Аннотация

Настоящая работа посвящена вопросам изучения взаимосвязи типов мыслительной деятельности человека и особенностей понимания. В результате проведенного эмпирического исследования выявлены взаимосвязи между пониманием и типами мышления, разработана классификация типов субъективного понимания, а также представлено описание обобщенных типов мыслительной деятельности и субъективного понимания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

На всем протяжении развития психологии мышления, еще со времен развития ассоциативной теории, исследователи уделяли особое внимание изучению особенностей субъективного понимания и мышления. Так, с точки зрения ассоцианистов, познание представляет собой процесс созерцания: лишь субъективные ощущения, образы восприятия и представлений являются конечным предметом мышления. Представители вюрцбургской школы (А. Бине, О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе и др.), положившие начало систематическому изучению мышления в психологии, напротив, выдвинули положение о том, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия, доказывая, таким образом, невозможность понимания мышления как производного от чувственного опыта и комбинации наглядных представлений. Однако верное представление о несводимости мышления лишь к наглядному чувственному содержанию соединилось у них с ложным противопоставлением мышления и чувственности.

В противовес концепциям, рассматривающим мышление в его «чистом» виде, а также той точке зрения, в соответствии с которой эмоции выступают скорее помехой для верной рациональной формулировки смыслового содержания или идеи, стали развиваться такие подходы, в рамках которых особо подчеркивалась взаимосвязь мышления с аффективной сферой человека. Так, мышление, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, представляет собой психический процесс, являющийся единством интеллектуального и эмоционального, в то время как эмоция представляет собой единство эмоционального и интеллектуального. Последовательно развивая идеи С. Л. Рубинштейна (2000), К. А. Абульханова-Славская (1983, 1991) делает акцент на необходимости рассмотрения в связи изучением процессов мышления мотивационно-потребностной сферы личности, особенно настаивая на важности поиска взаимосвязи мышления с личностными особенностями субъекта деятельности и познания, его социально-психологической позицией и когнитивным стилем. Такие исследователи, как Л. Н. Рожина, Л. А. Пергаменщик, И. А. Фурманов, В. Н. Карандашев, изучая принципы развития познавательных процессов, творческого мышления и креативности, делают вывод о том, что феномен понимания, пронизывающий и опосредующий все познавательные операции, обусловлен согласованной работой когнитивных и аффективных механизмов регуляции деятельности субъекта.

Литература
  1. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал, 1983. Т. 4. № 1. С. 14—29.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  3. Байрамов А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста. Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. Баку, 1968.
  4. Знаков В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
  5. Король С. А. Классификация особенностей критичности мышления // Вопросы психологии. 1981. № 4. С. 108–112.
  6. Луцкович В. В., Радчикова Н. П. Специфика выделения типов субъективного понимания // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы / Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. C. 690–695.
  7. Павлов И. П. Избранные произведения. М.: Изд-во Академии медицинских наук, 1949.
  8. Павлов И. П. Рефлекс свободы. М.: Книжный Клуб Книговек; СПб.: Северо-Запад, 2011.
  9. Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы / Методика «Тип мышления». М.: Генезис, 2005.
  10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.
  11. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Изд-во Московского университета, 1984.
  12. Тихомиров О. К., Знаков В. В. Актуальные проблемы психологии понимания и создания «понимающих систем» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1987. № 3. С. 17–26.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика