Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Факторный анализ взаимосвязи индивидуально-психологических и личностных характеристик младших подростков с уровнем школьной дезадаптации * 1311

Славутская Е.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и профессиональной психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Чебоксары, Россия, las_co@mail.ru
Славутский Л.А., доктор физико-математических наук, профессор, кафедра управления и информатики, Чувашский государственный университет, Россия, las_co@mail.ru

Аннотация

В работе приводятся результаты исследования психологических особенностей школьников 11– 12 лет. При комплексном тестировании пятиклассников были учтены различные характеристики личности – эмоционально-волевые, интеллектуальные, мотивационные, моторные. Результаты факторного анализа данных диагностики группы учащихся пятых классов позволили выявить устойчивые связи между личностными, индивидуально-психологическими особенностями и уровнем школьной дезадаптации.

Ключевые слова: личностные характеристики, младшие подростки, факторный анализ, свойства нервной системы по психомоторным показателям, мотивация, школьная дезадаптация

Рубрика: Психология личности

Тип: научная статья

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 10-06-22606а/В.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

Возрастной период 11–12 лет является началом перехода от детства к взрослости, а потому отличается исключительной сложностью и психологической насыщенностью. Данный возраст относится к предкритической фазе, когда возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (Поливанова, 2000). Таким образом, мы можем констатировать не только начала значительных изменений в возрастном развитии организма, но и начало возрастного кризиса, связанного с перестройкой взаимоотношений с другими людьми. Тем не менее, еще Д. Б. Эльконин в своих работах отмечал, что «переходы от одного периода к другому... изучены в психологии очень слабо» (Эльконин, 1995).

Одной из существенных особенностей, характерных для развития ребенка данного возраста, является связанное с переходом из начальной школы в основную полное изменение распорядка школьной жизни, что переживается детьми как кризисное явление, названное «проблема пятого класса» (Краковский, 1966). Таким образом, на данном возрастном этапе возникает синхронизация двух кризисов, что может привести к тяжелым и подчас разрушительным последствиям для развития психики и адаптационных способностей (Цукерман, 2001). Разрешение подобной ситуации зарубежные исследователи видят в том, чтобы учителя средней школы выстраивали взаимоотношения с детьми 11–12-летнего возраста по модели взаимодействия с учениками начальных классов (Simmons, Blyth, 1987). Однако, с нашей точки зрения, такая организация взаимодействия с ребенком предполагает лишь выстраивание его взаимоотношений с внешней средой. И тогда остается открытым вопрос, что происходит внутри возраста с точки зрения формирования и развития личности ребенка 10–12 лет и его адаптивных качеств?П. П. Блонский назвал этот возраст «предпубертатным детством», имеющим свою специфику психогенеза. Важной его составляющей является преддверие пубертатного кризиса с началом характерных для него психофизиологических изменений. Влияние этого фактора отражается на поведении, самоощущении и самовосприятии ребенка, переживании им эмоционального комфорта или дискомфорта. Однако само понятие «пубертат» в большей степени определяет биологические изменения, которые происходят в период полового созревания, но не социальные или психологические аспекты взросления. Для рассмотрения и тщательного анализа социальных аспектов взросления необходимо обратиться к периодизации психического развития с точки зрения ведущей деятельности. Возрастной период 11–12 лет является периодом смены ведущей деятельности с учебной на общение, следовательно, встает вопрос о необходимости анализа условий прохождения данного критического периода, специфики познания ребенком социума и его требований, развития социальных навыков, способностей к адаптации, т. е. тех существенных особенностей взросления, которые определяют не только развитие основных адаптивных навыков, но также дальнейшее развитие индивидуальности, личности.

Литература
  1. Высоцкий А. Л. Волевая активность школьников и методы ее изучения. Челябинск: ГПИ, 1979.
  2. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001.
  3. Денисов А. Ф., Дорофеев А. Ф. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла. Спб.: ГП «Иматон», 1994.
  4. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков: Изд. Псковск. обл. ин-та усоверш. учителей, 1994.
  5. Иберла К. Факторный анализ. М.: «Статистика», 1980.
  6. Краковский А. П. Трудный возраст. М.: Просвещение, 1966.
  7. Крутецкий В. А. Психология. М.: Просвещение, 1980.
  8. Левандовский Н. Г. О корректированном применении факторного анализа и критериях факторизации // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 138–142.
  9. Лубовский Д. В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика. М.: Центр психологической службы, 1994.
  10. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Изд. центр «Академия», 2000.
  11. Прохоров А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань: Изд-во КГУ, 1991.
  12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 1. М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  13. Славутская Е. В. Факторный анализ психологических качеств, определяющих «дезадаптационный синдром пятого класса» // Психология обучения. 2008. № 12. С. 103–112.
  14. Славутская Е. В. Исследование интеллектуальных показателей младших подростков при развивающем воздействии на их эмоционально-волевую сферу // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2011 а. Т. 11. № 2. С. 76–81.
  15. Славутская Е. В. Гендерные различия в личностных качествах, определяющих дезадаптацию младших подростков // Психологическая наука и образование (электронный журнал). 2011 б. № 3. Харман Г. Современный факторный анализ. М.: «Статистика», 1972.
  16. Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19–34.
  17. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  18. Cattell R. B. Advanced in Cattelian Personality Theory. Handbook of Personality. Theory and Research: N.Y.: The Guilford Press, 1990.
  19. Simmons R. G., Blyth D. A. Moving into adolescence: The impact of pubertal change and school context. N.Y.: de Gruyter, 1987.
Статьи по теме

Клиническая психология  |  Бочавер К.А., Данилов А.Б., Нартова-Бочавер С.К., Квитчастый А.В., Гаврилова О.Я., Зязина Н.А.

Перспективы салютогенного подхода к профилактике синдрома выгорания у российских врачей

CrossRef doi:10.17759/cpse.2019080104

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика