Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Осознание собственного полимодального восприятия у студента как путь развития его субъектности и понимания им своих духовно-нравственных истоков 1555

Бандурка Т.Н., Иркутский государственный лингвистический университет (Иркутск), bandurka@list.ru

Аннотация

Настоящая работа посвящена изучению полимодального восприятия и его осознания субъектом деятельности как факторов развития его субъектности, понимания им собственных духовнонравственных ценностей и истоков. Результаты тренинг-исследования, проведенного с участием группы студентов, свидетельствуют о том, что активизация полимодального восприятия в значительной степени способствует развитию когнитивных способностей, развитию навыков саморегуляции и самопонимания, повышению коммуникативной и личностной компетентности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Актуальность исследования осознания современным молодым человеком полимодальности собственного восприятия как пути развития его субъектности и понимания им своих духовно-нравственных истоков определяется насущной потребностью современного общества, утратившего традиционные моральные ценности и оказавшегося, таким образом, перед необходимостью противостоять усиливающимся деструктивным процессам (агрессии, невротизации, распространению саморазрушающего поведения, суицида). Поиск альтернативных путей развития субъектности личности позволит преодолеть углубляющиеся тенденции отчуждения личности, которые являются, по мнению Г. В. Залевского, не только глобальной проблемой, но и серьезной угрозой сохранения человека как биосоциальной структуры (Залевский, 2007). Таким образом, перед представителями различных областей гуманитарного знания с необходимостью встает задача возрождения нравственных традиций, создания новой системы духовно-нравственных ценностей, способной обеспечить сохранение и дальнейшее развитие человеческой культуры: «Только та или иная степень сохранности нравственных устоев позволяет сохранить страну, семью, дать воспитание подрастающему поколению» (Воловикова, 2000, с. 235).

Нарушение целостности личности, отчуждение человека от самого себя и другого приводит к разрушению его субъективности и субъектности, в то время как, согласно мнению многих известнейших специалистов в области психологии, в том числе отечественных ученых (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. А. Барабанщиков, А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, и др.), именно субъектность личности выступает сущностной характеристикой личности, особым свойством и способностью человека к самодетерминации, фактором реализации личности в качестве универсального субъекта различных видов собственной произвольной активности и бытия. На наш взгляд, понятие «субъект» наиболее полно и всеобъемлюще определил А. В. Брушлинский: «быть субъектом, т. е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности – творческой, нравственной, свободной» (Брушлинский, 1994, с. 4).

Литература
  1. Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М.: Педагогика, 1982. С. 9–31.
  2. Бандурка Т. Н. Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть границы познания. Иркутск: Изд-во Оттиск, 2005.
  3. Барабанщиков В. А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. М.: Когито-Центр; Высшая школа психологии, 2006.
  4. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1994. Воловикова М. И. Нравственное становление человека: субъектный подход // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М.: Издво «Академический проект», 2000. С. 235–260.
  5. Воловикова М. И. Микросемантический анализ как метод исследования процессов мышления и личности // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 90–99.
  6. Залевский Г. В. Личность и фиксированные формы поведения. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.
  7. Знаков В. В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М.: Изд-во «Академический проект», 2000. С. 86–105.
  8. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика