Осознание собственного полимодального восприятия у студента как путь развития его субъектности и понимания им своих духовно-нравственных истоков

1287

Аннотация

Настоящая работа посвящена изучению полимодального восприятия и его осознания субъектом деятельности как факторов развития его субъектности, понимания им собственных духовнонравственных ценностей и истоков. Результаты тренинг-исследования, проведенного с участием группы студентов, свидетельствуют о том, что активизация полимодального восприятия в значительной степени способствует развитию когнитивных способностей, развитию навыков саморегуляции и самопонимания, повышению коммуникативной и личностной компетентности.

Общая информация

Ключевые слова: полимодальное восприятие, вербализация, самонаблюдение, рефлексия, качественный анализ продуктов деятельности, субъективность и субъектность личности, осознание и решение перцептивной задачи

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Бандурка Т.Н. Осознание собственного полимодального восприятия у студента как путь развития его субъектности и понимания им своих духовно-нравственных истоков // Экспериментальная психология. 2013. Том 6. № 4. С. 59–66.

Фрагмент статьи

Актуальность исследования осознания современным молодым человеком полимодальности собственного восприятия как пути развития его субъектности и понимания им своих духовно-нравственных истоков определяется насущной потребностью современного общества, утратившего традиционные моральные ценности и оказавшегося, таким образом, перед необходимостью противостоять усиливающимся деструктивным процессам (агрессии, невротизации, распространению саморазрушающего поведения, суицида). Поиск альтернативных путей развития субъектности личности позволит преодолеть углубляющиеся тенденции отчуждения личности, которые являются, по мнению Г. В. Залевского, не только глобальной проблемой, но и серьезной угрозой сохранения человека как биосоциальной структуры (Залевский, 2007). Таким образом, перед представителями различных областей гуманитарного знания с необходимостью встает задача возрождения нравственных традиций, создания новой системы духовно-нравственных ценностей, способной обеспечить сохранение и дальнейшее развитие человеческой культуры: «Только та или иная степень сохранности нравственных устоев позволяет сохранить страну, семью, дать воспитание подрастающему поколению» (Воловикова, 2000, с. 235).

Нарушение целостности личности, отчуждение человека от самого себя и другого приводит к разрушению его субъективности и субъектности, в то время как, согласно мнению многих известнейших специалистов в области психологии, в том числе отечественных ученых (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. А. Барабанщиков, А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, и др.), именно субъектность личности выступает сущностной характеристикой личности, особым свойством и способностью человека к самодетерминации, фактором реализации личности в качестве универсального субъекта различных видов собственной произвольной активности и бытия. На наш взгляд, понятие «субъект» наиболее полно и всеобъемлюще определил А. В. Брушлинский: «быть субъектом, т. е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности – творческой, нравственной, свободной» (Брушлинский, 1994, с. 4).

Полный текст

Актуальность исследования осознания современным молодым человеком полимодальности собственного восприятия как пути развития его субъектности и понимания им своих духовно-нравственных истоков определяется насущной потребностью современного общества, утратившего традиционные моральные ценности и оказавшегося, таким образом, перед необходимостью противостоять усиливающимся деструктивным процессам (агрессии, невротизации, распространению саморазрушающего поведения, суицида). Поиск альтернативных путей развития субъектности личности позволит преодолеть углубляющиеся тенденции отчуждения личности, которые являются, по мнению Г. В. Залевского, не только глобальной проблемой, но и серьезной угрозой сохранения человека как биосоциальной структуры (Залевский, 2007). Таким образом, перед представителями различных областей гуманитарного знания с необходимостью встает задача возрождения нравственных традиций, создания новой системы духовно-нравственных ценностей, способной обеспечить сохранение и дальнейшее развитие человеческой культуры: «Только та или иная степень сохранности нравственных устоев позволяет сохранить страну, семью, дать воспитание подрастающему поколению» (Воловикова, 2000, с. 235).

Нарушение целостности личности, отчуждение человека от самого себя и другого приводит к разрушению его субъективности и субъектности, в то время как, согласно мнению многих известнейших специалистов в области психологии, в том числе отечественных ученых (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. А. Барабанщиков, А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, и др.), именно субъектность личности выступает сущностной характеристикой личности, особым свойством и способностью человека к самодетерминации, фактором реализации личности в качестве универсального субъекта различных видов собственной произвольной активности и бытия. На наш взгляд, понятие «субъект» наиболее полно и всеобъемлюще определил А. В. Брушлинский: «быть субъектом, т. е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности – творческой, нравственной, свободной» (Брушлинский, 1994, с. 4).

С точки зрения С. Л. Рубинштейна, основной характеристикой человеческого бытия является его бытие с другими: «для всего моего существования как человека фундаментальным является существование другого человека, то, что я существую для него, каким я ему представляюсь. Я живу на виду у людей: каждый мой поступок и каждый мой жест приобретают то или иное значение, в зависимости от того, чем он является для другого человека… Я для другого человека и другой для меня – является условием нашего человеческого существования» (Рубинштейн, 1973). Согласно М. И. Воловиковой, именно отношение к другому определяет духовно-нравственные истоки личности: люди часто ищут недостатки в других, оставаясь невнимательными к собственным; нравственная цепочка выстраивается иным образом: стал внимательнее к себе – становишься внимательнее к другим – становишься более нравственным (Воловикова, 2000; 2003).

Возможность ориентироваться и действовать в постоянно меняющейся среде и в разных ситуациях жизнедеятельности, выстраивать взаимоотношения с миром и другими людьми обеспечивается способностью к интеллектуальной обработке поступающей извне информации, сочетанной работой многих психических функций человека, среди которых немаловажное значение имеет восприятие. Объективные события становятся достоянием чувственного опыта индивида благодаря восприятию. Исследователи психологии восприятия (Барабанщиков, 2006; 2009 и др.) отмечают, что именно восприятие обеспечивает «встроенность» окружающего мира и субъекта деятельности, их взаимную комплементарность.

Рассматривая вслед за В. В. Знаковым категорию субъекта как в динамическом, так и в структурном плане, мы приходим к заключению, что осознание полимодальности восприятия представляет собой перцептивную активность человека в контексте познаниясозерцания, действия (перцептивного) и является существенным фактором индивидуального развития личности и самосознания субъекта, особым качеством человеческого существования. Категория субъекта в структурном плане отражает включенность полимодального восприятия индивида в разнообразные отношения его к другому человеку и окружающей действительности и предстает как «совокупность отношений человека к природе и другому человеку» (Знаков, 2000, с. 88).

Основной характеристикой восприятия является, с нашей точки зрения, его полимодальность – системное свойство, охватывающее и содержание восприятия, и его структуру, и взаимосвязь с другими психическими функциями индивида, личности, субъекта деятельности. Таким образом, полимодальность восприятия представляет собой интегративное качество восприятия, сформированное на основании сочетания сенсорных модальностей при ситуативном доминировании одной или нескольких из них, обеспечивающее целостность образа предмета или явления, отличающееся комплексностью и многофункциональностью и включенное в виде полноценного компонента в психику человека (Бандурка, 2000; 2005; 2009). В полимодальном восприятии можно выделить модальности: кинестетическую, гаптическую, висцеральную, обонятельную, вкусовую, слуховую, зрительную, интуитивное восприятие людей и природы (Бандурка, 2010). С точки зрения многих исследователей, модальности являются структурными составляющими сенсорно-перцептивной организации восприятия, теми его характеристиками, которые обеспечивают адекватность репрезентации объекта; доминантная модальность оказывает непосредственное влияние на оценку объекта восприятия, на практическую деятельность субъекта по его преобразованию, на формирование образа мира, образа другого человека и самого себя как взаимодействующего субъекта (Ананьев, 1982; Бандурка, 2005; 2010; 2012; Барабанщиков, 2006).

Далее отметим, что формирование мировоззрения, самосознания личности и духовнонравственных ценностей происходит в течение всей человеческой жизни, однако наиболее благоприятным для этого периодом является возраст юношества и молодости, когда происходят активное восприятие окружающего мира и интериоризация нравственных ценностей, освоение норм и правил ближнего окружения, становление Я-концепции, концепции другого человека и развитие представлений о принципах построения межличностного взаимодействия. Интенсивное развитие личности и формирование ее субъектности, определяющих дальнейшее самосознание личности, происходит в этом возрасте в условиях деятельностной образовательной среды, функционирование которой предполагает активное осознание ее участниками (учащимися, студентами) полимодальности собственного восприятия. Анализ процессов осознания и вербализации полимодального восприятия в процессе самонаблюдения, саморефлексии выступает, таким образом, важным аспектом изучения развития субъектности личности.

Цель работы – исследование развития субъектности и понимания своих духовнонравственных истоков в процессе осознания полимодальности собственного восприятия. Объектом нашего исследования является феномен осознания полимодальности восприятия. Предметом исследования – факторы развития субъектности и понимания духовнонравственных истоков в процессе осознания полимодальности восприятия.

Задачи исследования: а) изучение особенностей активизации полимодального восприятия; б) изучение особенностей осознания происходящих изменений в восприятии (на основании анализа показателей изменения перцептивной активности). Решение последней исследовательской задачи осуществлялось путем применения специальных упражнений, направленных на активизацию доминантной модальности восприятия: предполагалось, что в результате их выполнения респонденты смогут осознать, какая из модальностей восприятия является более активной, содержательной и структурированной, каким образом углубляется понимание другого человека, развиваются навыки самонаблюдения и саморефлексии.

Процедура исследования: изучение процесса осознания перцептивных возможностей и освоения навыков вербализации воспринятого опыта осуществлялось в ходе специализированного тренинга по активизации полимодального восприятия; результаты фиксировались в письменных отчетах респондентов. В тренинг-исследовании, представленном в статье, принимали участие 65 студентов первого курса факультета английского языка Иркутского государственного лингвистического университета: 50 девушек и 15 юношей в возрасте 17–20 лет. Для студентов тренинг проходил в рамках спецкурса по выбору.

Респондентам предлагалось выполнить специальные упражнения (как на занятиях, так и по их окончании), направленные на развитие модальностей восприятия – зрительной и слуховой (или аудиальной), вкусовой, висцеральной, кинестетической, гаптической, обонятельной.

Упражнения по активизации зрительной модальности восприятия: внимательный осмотр внешнего вида зданий по дороге на учебу, работу, запоминание конфигурации количества строений, окон, подъездов; запоминание характерных особенностей перекрестков – наличие светофоров и пр. или составление слов из «разбросанных» букв (ммаа, аапп, иагкн, ияоиоплгхс), составление предложений из «разбросанных» слов – дают возможность не только глубже понять визуальные образы окружающего мира, но и укрепить зрительную память.

Упражнения по активизации слуховой модальности (отметим, что восприятие на слух первоначально отличалось меньшей эффективностью по сравнению со зрительным восприятием; умение слушать было описано в соответствии с поговоркой «в одно ухо влетает, из другого вылетает»): внимательное слушание голосов незнакомых людей и описание их особенностей; сочинение историй о людях на основании характеристик их голоса; запись собственного голоса и голосов близких людей на электронный носитель, прослушивание записей, описание особенностей речи и звукопроизношения, слушание собственного голоса до тех пор, пока он не покажется привлекательным; активирование чувства времени; ежедневная (в течение 67 дней) игра в «разбросанные» звуки (подобно упражнению «разбросанные» буквы) – позволяют окунуться в мир звуков, наполненных смыслами.

Упражнения по активизации вкусовой модальности (отметим, что восприятие вкусовых ощущений отличается большей субъективностью по сравнению с другими видами восприятия: нравится/не нравится вкусное/невкусное кислое яблоко; необходимо отличать вкусовые восприятия от пищевого поведения – последнее относится к висцеральной модальности восприятия): осознаю различия вкусовых ощущений (научиться осознавать вкусовые качества разных сортов хлеба, фруктов, овощей; воды из разных источников); предпочтения вкусовых ощущений (определить любимые, предпочитаемые вкусовые ощущения на родном и изучаемом языке) – позволяют не только осознать богатство вкусовых восприятий, но и понимание того, что вкусовые предпочтения людей разнятся значительно.

Упражнения по активизации висцеральной модальности восприятия: мое дыхание, утоление голода и жажды, мое пищевое поведение, работа с болью и другие направлены на осознание в наличной ситуации общих ощущений внутреннего комфорта/дискомфорта; деятельности внутренних органов; системных чувств: голода – его утоления, переедания; жажды – ее утоления; бодрости – сонливости; позыва на деятельность – апатии; подъема сил – усталости; напряжения – успокоения; ощущений ноцицепции: повышенной чувствительности к вредоносным разрушающим воздействиям, которая проявляется как боль, изжога, тошнота, головокружение, зуд, онемение.

Упражнения по активизации кинестетической модальности восприятия: релаксация, я чувствую мышцы всего тела, осознание речевых кинестезий на родном и изучаемом языке способствуют осознанию напряжения и расслабления мышц и сухожилий и позволяют освобождаться от мышечных зажимов и управлять своим телом.

Упражнения по активизации гаптической модальности восприятия: коснуться руками и понять, что это или из чего это, теплая-холодная вода, угадай букву, формирование гаптического образа буквы, слова на родном и изучаемом языке позволяют осознать твердостьмягкость, тепло-холод, размер, объем, форму, влажность, сухость, консистенцию (степень густоты, подвижности высоковязких жидкостей и полутвердых веществ) окружающего мира.

Упражнения по активизации обонятельной модальности восприятия: мир моих запахов, запахи моей квартиры, запахи леса, запахи города, запахи праздников, запахи времен года дают представления о многообразии мира запахов, о влиянии запахов на поведение людей.

Далее респонденты составляли краткие отчеты по результатам выполнения каждого из упражнений. По завершении занятий респонденты предоставляли отчеты о полученных знаниях и умениях, отвечали на вопросы о способах решения задачи по активизации полимодального восприятия и осознанию происходящих изменений. Следует заметить, что перед респондентами была поставлена задача описывать переживаемые ими чувства, сделанные выводы и производимые умозаключения, отмечать результаты развития какого-либо навыка или умения; такие понятия, как субъективность, субъектность, духовно-нравственные ценности, не упоминались.

Обсуждение результатов. Анализ полученных в ходе тренинг-исследования данных позволил выделить категории ответов испытуемых, которые свидетельствуют о происшедших изменениях в восприятии окружающей действительности и самих себя. Данные подробного анализа письменных отчетов респондентов указывают на наличие динамики в процессах самонаблюдения и саморефлексии: например, Е. Е.: «За время этого курса мое слуховое восприятие значительно улучшилось, по сравнению с тем, что было раньше. Я стал больше внимания обращать на факты, события, явления и восприятие, а следовательно, мое взаимодействие с окружающим миром значительно улучшилось».

Результаты проведенного тренинг-исследования свидетельствуют также о том, что произошла активизация каждой модальности восприятия, изменилось самовосприятие респондентов, получили развитие навыки саморегуляции, владения собственным состоянием, мыслями и телом, навыки мобилизации внутренних ресурсов:

М. М.: «Теперь я по-другому отношусь к вкусам, т. к. по-другому их воспринимаю. Мне теперь важны все вкусы, которые ощущаются мною. Чувствуется приятность этих новых ощущений. Для меня это открытие очень важно. И если в тот миг (здесь и сейчас) мы будем замечать то, что нам нравится, то мы действительно будем наслаждаться этими моментами».

Я. В.: «После тренинга стала не только делить запахи на приятные и неприятные, но и прослеживать их действие на мой организм. Теперь я знаю, какие запахи как действуют на меня, и я полюбила запах свежего зеленого яблока. Тактильные ощущения стали более яркими, запоминающимися. Их появление вызывает определенные образы. Я стала внимательнее относиться к своему внутреннему ощущению – я просто стала чувствовать себя».

Р. С.: «Чувствую сильную головную боль, не могу от нее отвлечься. Попыталась досчитать до своего магического числа «4» и расслабиться. Находилась в расслабленном состоянии в течение 10 мин. Боль постепенно начала отступать. Я попыталась отстранить ее от себя, отвлечься от нее. Через 15 минут боль совершенно исчезла».

М. М.: «Я ничего не воспринимаю, кроме себя самой. Здесь и сейчас я опять повторила упражнение для моего тела. Мне это нравится, для меня стало важно ощущать свои движения. Я чувствую себя более уверенной, даже сильной, т. к. могу понять саму себя».

Развитие самовосприятия способствовало развитию понимания многогранности чувственного мира и опыта, освоению навыков самопонимания, описания собственных переживаний и чувств, их называния, в то время как до участия в тренинге-исследовании данные навыки не были развиты в полной мере. К. Ю.: «Я стала обращать больше внимания на свои внутренние процессы, на свои чувства и, кроме того, я научилась выражать все это словами. В начале спецкурса мне было трудно описать свои ощущения, сейчас это сделать значительно проще».

В процессе тренинг-исследования происходила поэтапная активизация полимодального восприятия при последовательном решении и анализе когнитивных задач, в условиях деятельностного преобразования объектов восприятия, активного взаимодействия с другими участниками тренинга, что позволило участникам тренинга улучшить навыки понимания других людей, особенности их настроения и поведения, способность к интерпретации причин и мотивов их поведения (каузальной атрибуции).

Р. И.: «Обращая внимание на свое настроение, я стала лучше понимать настроение других людей, стараюсь разобраться в причинах плохого или хорошего настроения».

К. А.: «Теперь, общаясь с людьми, я стала замечать за собой привычку обращать внимание не только на то, что говорит собеседник, но и на то, как он выражает свои мысли».

Я. В.: «Я научилась слушать людей. Это очень интересно. Я стала более внимательно слушать, о чем и как говорят люди. Я перестала злиться на сестру, которая постоянно раздражительна (может быть, у нее просто плохое самочувствие?)».

Развитие предметного, а следовательно, осмысленного восприятия, изменение интенсивности и качества ощущений, их контрастности, развитие способности интегрировать многообразные впечатления, полученные вследствие активизации работы различных органов чувств, способствовало также улучшению предметной и учебной деятельности, развитию познавательных процессов и когнитивных способностей:

У. Н. «Я стала более вдумчивой, в моей учебе это помогает мне глубже вникнуть в учебную информацию и, как следствие, легче запоминать и понимать учебный материал. Я научилась управлять собой в чрезвычайных ситуациях, я стала более спокойной и уравновешенной, что позволяет мне легче сходиться и находить общий язык с окружающими».

И. Р.: «Тренинг был направлен на развитие восприятия у студентов, тем самым, на повышение работоспособности, успешности учебы и на адаптацию студентов к новой жизни».

Также необходимо отметить, что в ходе анализа и синтеза нового чувственного опыта происходил процесс активного осмысления участниками тренинга не только его целей и задач, но также собственных ориентиров, намерений и замыслов, изменения установок по отношению к окружающему миру и другим людям.

Г. А.: «Цель тренингапомочь разобраться в своих ощущениях, научиться чувствовать, что происходит здесь и сейчас. Я думаю, что необходимо правильно воспринимать окружающий мир, учиться слушать и слышать, смотреть и видеть. Мне стало легко с фонетикой. Мне стало легче повторять интонацию за преподавателем, легче искать ошибки в произношении других. По окончании спецкурса я довольно сильно изменилась: я стала внимательнее к людям и вообще ко всему окружающему, чутче, уравновешеннее. Стала прислушиваться к своему организму, работе внутренних органов (чего, признаюсь, не делала раньше), стала больше двигаться (хотя я всегда самостоятельно занималась спортом), развиваю слуховую модальность, которая у меня развита плохо. Мне кажется, цель данного тренинга в том, чтобы изучив подробнее организм, психику человека, научиться управлять своим организмом, усовершенствовать восприятие себя и окружающего мира».

К. Е.: «Мне эти занятия помогли в некотором смысле разобраться в себе: что я могу чувствовать, что происходит внутри меня, мое отношение к людям и их ко мне, из-за чего может меняться мое настроение и многое другое».

Ш. А.: «Я приняла участие в интересном и полезном тренинге, который помог мне измениться и лучше учиться. Во время занятий я могла наблюдать, ощущать эволюцию своих мировоззрений, отношений к действительности. С каждым занятием это ощущение становилось все более острым, весомым. Такого рода тренинги нужны не только людям, желающим изменить свой внутренний мир, но даже и тем, кто этого еще не осознал. Тренинг хорош еще тем, что ломка старых представлений о жизни происходит незаметно и безболезненно, происходит постепенная трансформация чувств, мыслей ... в новое качество (мысли и идеи становятся более светлыми, ясными). Я думаю, что все-таки не добилась конечного результата в смысле того, что не дошла до какой-то точки. Этот спецкурс не может быть закончен. Надо работать над собой всю жизнь. Пытаться стать лучше. Это очень важно. Что касается обучения, то и здесь тренинг сыграл немаловажную роль. Я стала более детализированно подходить к обучению».

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о расширении границ восприятия окружающего мира, об осознании респондентами происходящих изменений в самовосприятии, самоощущении, приведших к выходу за пределы наличного состояния перцептивной активности. Дальнейшее улучшение перцептивной деятельности, ее включение в процессы межличностного общения и предметной деятельности способствовало актуализации уже имеющегося опыта и знаний и интеграции их в единую систему ценностей, повышению коммуникативной и личностной компетентности.

Качественный анализ процессов осознания полимодальности восприятия у студентов позволил выявить взаимосвязи полимодального восприятия, мышления и личностной компетентности на процессуальном уровне – в становлении, динамике изменений и взаимодействии каждой модальности в ходе формирования целостной картины мира, в ходе рефлексии и построения взаимоотношений с другими людьми. Полимодальное восприятие как коренная форма освоения и преобразования мира реализует, с нашей точки зрения, субъективное чувственное и практическое отношение человека к самому себе, к другому человеку, ко всем явлениям и проявлениям окружающей действительности. Через осознание полимодальности собственного восприятия человек актуализирует и реализует свои существенные качества: субъективность как особую интегративную форму своего общественного бытия и субъектность как проявление творческой преобразовательной деятельности. Дальнейшее развитие данных качеств в немалой степени способствует формированию у человека целостной картины мира, представлений о своей роли в нем, о собственных возможностях по преобразованию окружающей действительности, формированию мировоззрения, а следовательно, формированию системы духовно-нравственных ценностей.

Литература

  1. Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М.: Педагогика, 1982. С. 9–31.
  2. Бандурка Т. Н. Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть границы познания. Иркутск: Изд-во Оттиск, 2005.
  3. Барабанщиков В. А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. М.: Когито-Центр; Высшая школа психологии, 2006.
  4. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1994. Воловикова М. И. Нравственное становление человека: субъектный подход // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М.: Издво «Академический проект», 2000. С. 235–260.
  5. Воловикова М. И. Микросемантический анализ как метод исследования процессов мышления и личности // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 90–99.
  6. Залевский Г. В. Личность и фиксированные формы поведения. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.
  7. Знаков В. В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М.: Изд-во «Академический проект», 2000. С. 86–105.
  8. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.

Информация об авторах

Бандурка Т.Н., Иркутский государственный лингвистический университет (Иркутск), e-mail: bandurka@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5095
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1287
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4