Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Кросс-культурное исследование роли неформальных связей в формировании организационной лояльности 1335

Григорян Л.К., магистр психологии, научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, grigoryanlusine@yandex.ru
Лебедева Н.М., доктор психологических наук, профессор, департамент психологии, факультет социальных наук, заведующая международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Москва, Россия, nlebedeva@hse.ru

Аннотация

Исследование посвящено изучению моделей неформальных отношений между руководителем и подчиненным и их влиянию на организационную лояльность подчиненного. Проверялись гипотезы: о культурно-универсальной взаимосвязи между компонентами неформальных связей в организации и организационной лояльностью; о культурной специфичности особенностей влияния неформальных связей на организационную лояльность, обусловленной индигенными моделями неформальных отношений. Для измерения компонентов неформальных связей использовалась методика Й. Чен (Chen et al., 2009), а для изучения организационной лояльности – «Шкала организационной лояльности» (Lee et al., 2001). Результаты проведённого исследования, основанные на данных конфирматорного факторного анализа и моделирования структурными уравнениями, позволили подтвердить выдвинутые гипотезы. Кроме того, в рамках междисциплинарного подхода, учитывающего достижения социальной, организационной и кросс-культурной психологии, были проанализированы культурно-универсальные и культурно-специфические аспекты роли неформальных отношений в организационной лояльности в контексте разных культур.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

Долгое время неформальные отношения в организации считались сугубо негативным явлением и оставались вне сферы интересов специалистов в области социальной психологии (Вебер, 1990; Тэйлор, 1991). Первые работы, посвященные данной проблематике, появились в традиции научного менеджмента, тем не менее, неформальные отношения по-прежнему рассматривались лишь с точки зрения угрозы для эффективной деятельности организации, а, следовательно, любые проявления таких отношений, как считал Ф. Тейлор, должны быть исключены из производственного процесса (Тэйлор, 1991). На современном этапе роль неформального фактора в организации и управлении не отрицается практически ни в одной из теорий организации и менеджмента: основными пунктами расхождения во взглядах ведущих исследователей в этой области являются вопросы о способах интерпретации природы неформальных структур организации и о мере, в которой эти непредустановленные структуры могут поддаваться управленческой корректировке.

Изучение неформальных связей в организации именно в кросс-культурной перспективе является весьма актуальной задачей, так как процессы глобализации и возникновение всё большего количества транснациональных корпораций с полиэтническим составом ведут к росту востребованности исследований в области управления такого рода персоналом. Если в менеджменте неформальные связи раскрываются через понятие неформальной организации и сводятся к неформальным каналам распространения информации в организации и неформальному лидерству, то в кросс-культурной психологии проблема неформальных связей рассматривается в рамках индигенных моделей неформальных отношений и неформального влияния в организации (Smith et al., 2011). В первую очередь, это китайская модель отношений Guanxi, в которой неформальные связи понимаются как «специфические диадические эмоциональные связи, предполагающие оказание взаимных услуг» (Bian, 2005, p. 312).

Литература
  • Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.
  • Горностаев С. Нематериальные факторы, влияющие на уровень лояльности персонала организации // Секретарское дело. 2005. № 3. С. 90–92
  • Григорян Л.К., Лебедева Н.М. Неформальные связи в организации: культурно-специфичный или универсальный феномен // Организационная психология. 2013. Т. 3. № 1. С. 30–45.
  • Доминяк В. Измерение лояльности: действующая модель // Персонал-Микс. 2004. № 2. С. 114–119; № 3. С. 105–108.
  • Доминяк В. Организационная лояльность: основные подходы // Менеджер по персоналу. 2006. № 4. С. 34–40.
  • Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная психология. Москва: МАКС Пресс, 2011.
  • Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. – М.: ИНФРА-М, 1999.
  • Магура М.И. Патриотизм персонала по отношению к своей организации – решающее конкурентное преимущество // Управление персоналом. 1998. № 11. С. 20–27.
  • Митина О.В. Моделирование латентных изменений c помощью структурных уравнений // Экспериментальная психология. 2008. № 1. C. 131–148
  • Официальный сайт Г. Хофстеда, 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://geert-hofstede.com/countries.html
  • Тэйлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. М, 1991.
  • Темницкий А.Л. Социокультурные факторы трудового поведения промышленных рабочих, 1990-е годы // Социологический журнал. 2002. № 2. С. 76–93.
  • Batjargal B. Network Triads, Transitivity, Referral and Venture Capital Decisions in China and Russia // Journal of International Business Studies. 2008. V. 38. P. 998–1012.
  • Batjargal B., Liu M. Entrepreneurs’ Access to Private Equity in China: The Role of Social Capital // Organization Science. 2004. № 15. P. 159–173.
  • Bian Y. Guanxi // International encyclopedia of economic sociology / Eds. J., Beckert M. Zafirovski. London: Routledge, 2005. P. 312–314.
  • Chen X.P., Chen C.C. On the Intricacies of the Chinese Guanxi: A Process Model of Guanxi Development // Asia Pacific Journal of Management. 2004. № 21. P. 305–324.
  • Chen Y., Friedman R., Yu E., Fang W., Lu X. Supervisor-Subordinate Guanxi: Developing a Three-Dimensional Model and Scale // Management and Organization Review. 2009. № 5. P. 375–399.
  • Cheng B.S., Farh J.L., Chang H.F., Hsu W.L. Guanxi, zhoungcheng, compentence and managerial behavior in the Chinese context // The Journal of Chinese Psychology. 2002. V. 44. № 2. P. 151–166.
  • Cunningham R.B., Sarayrah Y.K. Wasta: The Hidden Force in Middle Eastern Society. Westport, CT: Praeger, 1993.
  • Duarte F. Exploring the Interpersonal Transaction of the Brazilian Jeitinho in Bureaucratic Contexts // Organization. 2006. V. 13. P. 509–528.
  • Farh J.L., Tsui A.S., Xin K., Cheng B.S. The Influence of Relational Demography and Guanxi // Organization Science. 1998. V. 9. P. 471–498.
  • Kline R.B. Software programs for structural equation modeling: Amos, EQS, and LISREL // Journal of Psychoeducational Assessment. 1998. V. 16. P. 343–364.
  • Law K.S., Wong C.S., Wang D., Wang L. Effects of Supervisor-Subordinate Guanxi on Supervisory Decisions in China: An Empirical Investigation // International Journal of Human Resource Management. 2000. V. 11. P. 751–765.
  • Lee K., Allen N.J., Meyer J.P., Rhee K.-Y. The three-component model of organizational commitment: An application to South Korea // Applied Psychology: An International Review. 2001. V. 50. P. 596–614.
  • MacCallum R.C., Browne M.W., Sugawara H.M. Power analysis and determination of sample size for covariance structure modeling // Psychological Methods. 1996. V. 1. P. 130–149.
  • Meyer J.P., Stanley D.J., Herscovitch L., Topolnytsky L. Affective, continuance, and normative commitment to the organization: A meta-analysis of antecedents, correlates and consequences // Journal of Vocational Behavior. 2002. V. 61. P 20–52.
  • Meyer J.P., Allen N. J. A three-component conceptualization of organizational commitment: Some methodological considerations // Human Resource Management Review. 1991. V. 1. P. 61–98.
  • Michailova S., Worm V. Personal Networking in Russia and China: Blat and Guanxi. Copenhagen Business School Working Paper 15-2002, 2003.
  • Neves Barbosa L. The Brazilian jeitinho: An exercise in national identity / The Brazilian puzzle // Eds. D. Hess, R. Da Matta. New York: Columbia University Press, 1995.
  • Satorra A., Bentler E.M. Scaling corrections for chi-square statistics in covariance structure analysis. ASA 1988 Proceedings of the Business and Economic Statistics, Section (308-313). Alexandria, VA: American Statistical Association, 1988.
  • Smith P.B., Torres C., Leong C-H., Budhwar P., Achoui M., Lebedeva N. Are indigenous approaches to achieving influence in business organizations distinctive? A comparative study of guanxi, wasta, jeitinho, svyazi and pulling strings // The International Journal of Human Resource Management. 2011. V. 23. № 2. P 333–348.
  • Trompenaars F., Prud'Homme P. Managing Change Across Corporate Cultures. Capstone Ltd, 2004.
  • Tsui A.S., Farh J.L. Where guanxi matters: Relational demography and guanxi in the Chinese context / Work and Occupations. 1997. V. 24. № 1. P. 56–79.
  • Vroom V.H. Motivation in Management. N.Y. 1964.
  • Wong C., Tinsley C., Law K., Mobley W.H. Development and validation of a multidimensional measure of guanxi // Journal of Psychology Chinese Societies. 2003. V. 4. № 1. P. 43–69.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика