Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Значение трудов Н.Н. Ладыгиной-Котс для развития современных исследований поведения и психики животных (к 125-летию со дня рождения) 1041

Зорина З.А., доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией физиологии и генетики поведения, кафедра высшей нервной деятельности, биологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия, zorina_z.a@mail.ru
Мандрико Е.В., кандидат биологических наук, научный сотрудник, лаборатория физиологии и генетики поведения, кафедра высшей нервной деятельности, биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, pastuchvolk@gmail.com
Смирнова А.А., кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория физиологии и генетики поведения, кафедра высшей нервной деятельности, биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, annsmirn@mail.ru

Аннотация

Представлен обзор творчества Н. Н. Ладыгиной-Котс (1889–1963) – выдающегося отечественного зоопсихолога, которая внесла основополагающий вклад в развитие сравнительной психологии и этологии. Описаны ее исследования поведения и психики детеныша шимпанзе (первые в мировой науке), в которых она дала исчерпывающий анализ его видоспецифического репертуара, а также особенностей восприятия, памяти и т.д. Впоследствии она столь же скрупулезно изучила те же аспекты поведения и психики ребенка и сопоставила эти данные в монографии «Дитя шимпанзе и дитя человека» (1935), которая до сих пор не утратила своего значения и широко цитируется в мировой литературе. В опытах на шимпанзе Ладыгиной-Котс впервые доказала, что у приматов имеется способность к обобщению и абстрагированию, и на протяжении всей жизни она последовательно изучала эти и другие зачатки мышления у животных на разных экспериментальных моделях, рассматривая их как «предпосылки человеческого мышления».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Любое обсуждение как традиций, так и перспектив эволюционной и сравнительной психологии невозможно без упоминания имени Н. Н. Ладыгиной-Котс (1889–1963), которая стояла у истоков этих наук и внесла неоценимый вклад в их развитие. Однако, если обратиться к современному состоянию наук о поведении и психике животных, то оказывается, что на самом деле она внесла огромный вклад в появление и развитие и ряда других направлений, которые оформились как самостоятельные гораздо позднее, в том числе и после ее кончины. Прежде всего, фундаментальные исследования мышления животных позволяют считать Ладыгину-Котс одной из предшественниц современной когнитивной науки – комплекса разноплановых исследований процесса познания в рамках как гуманитарных, так и естественнонаучных подходов. Это направление мировой науки организационно2 оформилось в России на самом рубеже XX и XXI вв. и объединяет специалистов разного профиля. Изучение биологических предпосылок мышления и речи человека, основы которого были заложены Н. Н., занимают важное место в этих исследованиях. Вместе с тем, глубокий анализ видоспецифического поведения ребенка в сравнении с шимпанзе, а также предпринятое Н. Н. сравнительное изучение инстинктов у многих видов позвоночных можно расценивать не только как вклад в сравнительную психологию, но отнести также к истокам этологии человека, которая в тот период просто еще не существовала как наука.

Разговор о творческом наследии Надежды Николаевны тем более актуален, что в 2014 г. исполнилось 125 лет со дня ее рождения. Еще один юбилей – в 2013 г. исполнилось 100 лет с момента приобретения ею детеныша шимпанзе Иони. Этот факт знаменует не только начало ее научной биографии. Фактически это были первые экспериментальные исследования мышления животных, предпринятые как в России, так и в мире и послужившие фундаментом для зоо- и сравнительной психологии первой половины ХХ в. Напомним также, что в 1914 г. на приматологическую станцию Прусской академии наук на о. Тенерифе приехал В. Келер и приступил к своим экспериментам на шимпанзе. Его работы положили начало доказательству наличия у животных зачатков другой стороны мышления – как способности к решению новых задач не путем проб и ошибок (как следовало из опытов Э. Торндайка), а за счет механизма, получившего название «инсайт».

Литература
  1. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М.: Мир, 1992. 670 с.
  2. Зорина З.А. Игра животных // Мир психологии. 1998. № 16. С. 95–117.
  3. Зорина З.А., Смирнова А.А. История экспериментального изучения мышления животных и роль идей Л. В. Крушинского в формировании современных представлений об элементарном мышлении // Формирование поведения животных в норме и патологии: к 100-летию со дня рождения Л.В. Крушинского (1911-1984) / Сост. И.И. Полетаева, З.А. Зорина. М.: Языки славянских культур, 2013. С. 38–71.
  4. Зорина З.А., Смирнова А.А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны. (Способны ли высшие животные оперировать символами) / Научн. ред. И.И. Полетаева. Смоленск: Языки славянских культур. 2006. 423 c.
  5. Зорина З.А., Смирнова А.А. Обобщение, умозаключение по аналогии и другие когнитивные способности врановых птиц // Когнитивные исследования: сборник научных трудов: Вып. 2 / Отв. ред. В.Д. Соловьев, Т.В. Черниговская. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. С. 148–165.
  6. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности: Эволюционный и физиолого-генетический аспекты поведения / Вступит. ст. А.Ф. Семиохиной. 3-е изд. М.: URSS, 2009. 270 c.
  7. Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. В 2 т. М.: Гос. Дарвиновский музей, 1935. 596 с.
  8. Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. В 2 т. 2-е изд.: М.- Воронеж: МПСИ, 2011. 596 c.
  9. Ладыгина-Котс Н.Н. Исследование познавательных способностей шимпанзе. М.-Пг.: Гос. издат., 1923. 503 c.
  10. Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М.: АН СССР, 1959. 399 с.
  11. Ладыгина-Котс Н.Н. Послесловие // Дембовский Я. Психология обезьян / Под ред. Н.Н. Ладыгиной-Котс. М.: ИЛ, 1963. С. 285–324.
  12. Ладыгина-Котс Н.Н. Предисловие // Лютц К.Г. Психология животных (Зоопсихология) / Под ред. Н.Н. Ладыгиной-Котс. Л.-М.: Пучина, 1925. С. 5–13.
  13. Ладыгина-Котс Н.Н. Предпосылки человеческого мышления. (Подражательное конструирование обезьяной и детьми). М.: Наука, 1965. 110 с.
  14. Ладыгина-Котс Н.Н. Различение количества у шимпанзе // Сборник, посвященный Д.Н. Узнадзе. Тбилиси: АН Грузинской ССР, 1945. С. 28–35.
  15. Муравьева М. Рисунки приматов как истоки творчества [Электронный ресурс] // Наука и технологии России – STRF.ru. 2009. URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&FullScreen=1&d_no=20264#.VDPNLumIrct (дата обращения: 22.05.2014).
  16. Новоселова С.Л. Генетически ранние формы мышления. М.-Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК». 2003. 320 с.
  17. Новоселова С.Л. Интеллектуальная основа развития деятельности приматов. М.-Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2001. 288 с.
  18. Новоселова С.Л. Н. Н. Ладыгина-Котс – гордость отечественной науки // Выдающиеся психологи Москвы / Сборник под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Ярошевского. М.: Психологический институт РАО, 1997. С. 76–107.
  19. Панов Е. Н. Знаки, символы, языки: коммуникация в царстве животных и в мире людей. 6-е изд. М.: ЛКИ, 2011. 504 с.
  20. Смирнова А.А., Лазарева О.Ф., Зорина З.А. Исследование способности серых ворон к элементам символизации // Журн. высш. нерв. деят. 2002. Т. 52. № 2. С. 241–254.
  21. Фабри К.Э. Научное наследие Н. Н. Ладыгиной-Котс и перспективы развития зоопсихологии (к 80-летию со дня рождения) // Бюлл. МОИП, отд. биол. 1969. Т. 74. № 5. С. 134–140.
  22. Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л.: Наука, 1977. 161 с.
  23. Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях / Отв. ред. В.Н. Черниговский, вступ. cтатья В.Н. Черниговского и З.А. Зориной. 2-е изд. М.: URSS Красанд, 2010. 168 с.
  24. Фирсов Л.А., Чиженков А.М. Очерки физиологической психологии. СПб.: Астер-Х, 2003. 220 с.
  25. Шубина Ю.В. Век Дарвиновского музея в фактах и фотографиях – The History of the Darwin museum in facts and photographs: альбом / Под ред. А.И. Клюкиной. М.: ULV, 2008. 112 с.
  26. De Waal F.B.M. Foreword // N.N. Ladygina-Kohts. Infant chimpanzee and human child. A classic 1935 comparative study of ape emotions and intelligence. New York: Oxford University Press, 2002. P. vii–ix.
  27. Fouts R.S., Mills S.T. Next of Kin. My Conversation with Chimpanzees. New York: Avon Books INC, 1997. 420 p.
  28. Gardner B.T., Gardner R.A. Signs of intelligence in cross-fostered chimpanzees // Philos. Trans. R. Soc. Lond. Ser. B, Biol. Sci. 1985. V. 13. № 308 (1135). P. 159–176.
  29. Gardner R.A., Gardner B.T. Introduction to the English edition // N. N. Ladygina-Kohts. Infant chimpanzee and human child. A classic 1935 comparative study of ape emotions and intelligence. New York: Oxford University Press, 2002. P. xi–xv.
  30. Gardner R.A., Gardner B.T. Teaching sign language to a chimpanzee // Science. 1969. V. 165. № 3894. P. 664–672.
  31. Ladygina-Kohts N.N. Infant chimpanzee and human child. A classic 1935 comparative study of ape emotions and intelligence. New York, Oxford University Press, 2002. 549 p.
  32. Parr L.A., Preuschoft S., de Waal F.B.M. Afterword: research on facial emotion in chimpanzees, 75 years since Kohts // N.N. Ladygina-Kohts. Infant chimpanzee and human child. A classic 1935 comparative study of ape emotions and intelligence. New York, Oxford University Press, 2002. P. 411–452.
  33. Savage-Rumbaugh S., Lewin R. Kanzi. The Ape at the Brink of the Human Mind. New York: J. Wiley and Sons, Inc., 1994/2003. 299 p.
  34. Smirnova A.A., Lazareva O.F., Zorina Z.A. Use of number by crows: investigation by matching and oddity learning // Journal of Experimental Analysis of Behavior. 2000. V. 73. № 2. P. 163–176.
  35. Vančatova M. (Ванчатова М.). Creativity and innovative behaviour in primates on the example of picture-making activity of apes // Вестник НГУ. Сер. Психология. 2008. Т. 2. Вып. 2. С. 50–61.
  36. Vančatova M. (Ванчатова М.). The ape picture making activity // Этология человека на пороге XXI века: новые данные и старые проблемы / Под ред. М. Л. Бутовской. М., 1999.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика