Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Трехмерное восприятие плоскостных изображений в условиях компьютеризованной среды обитания 1236

Антипов В.Н., Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань), Vladimir.Antipov@ksu.ru
Жегалло А.В., кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории системных исследований психики, Институт психологии РАН, Москва, Россия, zhegs@mail.ru

Аннотация

В статье представлены исследования по изучению способности трехмерного восприятия плоскостных изображений. Регистрация движения глаз на бинокулярном айтрекере показала, что фокусировка происходит вне плоскости расположения плоскостного изображения, а глубина восприятия соизмерима с глубиной стереограмм, трехмерных (3D) растровых изображений. Получены статистические подтверждения восприятия глубины, объема. По результатам исследований разработана и апробирована система обучения восприяти. плоскостных изображений.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

Формирование у наблюдателя адекватного зрительного восприятия окружающей среды происходит в ходе деятельности, направленной на познание и изменение окружающего мира. Отсутствие опыта восприятия определенных объектов или же опыта восприятия известных объектов в изменившихся условиях приводит к значительным затруднениям при опознавании. Так, например, в воспоминаниях И.А. Ефремова о Советско-Монгольской палеонтологической экспедиции 1946–1949 гг. отмечается: «Не раз уже я замечал, что проводники, уверенно ориентировавшиеся в горах или холмистой местности, начинали путаться, теряться и сбиваться в равнинах, где при быстроте езды от них требовалось мгновенное решение, в корне отличное от неспешного раздумья во время медленного передвижения на верблюде или коне.

Опять, как много раз до этого, техника требовала от человека новой психологии, иной реакции на внешний мир, не оставляя времени на глубокое, во всех деталях законченное знакомство...» (Ефремов, 1958, с. 127).

Изображение объектов внешнего мира в наглядной форме, понятной другим участникам коммуникации, также приобретается с опытом. В исследованиях на дошкольниках в ходе выполнения задания на рисование композиции объемных тел (в игровой форме, в общении с экспериментатором) отмечался переход от плоских изображений к наивным объемным рисункам (Сазонтьев, 1961). Обедненная визуальная среда и отсутствие практических задач, связанных с передачей объема, приводят к тому, что у взрослых аналогичные навыки оказываются не сформированными. В исследованиях, проводившихся на северовостоке Республики Коми (Гончаров, 2007), обнаружено, что оленеводы Крайнего Севера испытывали значительные сложности при выполнении задания, связанного с рисованием с натуры кубика. Автор отмечает: «Сначала они обычно рисовали фронтальную сторону в виде квадрата, а затем сталкивались с проблемой передачи объема. Чаще всего они пририсовывали к квадрату боковую левую и невидимую нижнюю грань. Явно не удовлетворившись сопоставлением образа с оригиналом, испытуемые пытались по нескольку раз переделать рисунок, но приходили к тем же результатам. При этом они бурно выражали удивление, почему не могут нарисовать такой простой предмет» (Гончаров, 2007, с. 129). Столь неожиданный результат автор объясняет тем, что «в традиционной среде обитания и обиходе оленеводов тела параллелепипедной формы практически отсутствуют, и у них почти нет опыта их изображения» (Гончаров, 2007, с. 131).

Современная техногенная визуальная среда характеризуется лавинообразной компьютеризацией, вследствие чего резко возросло значение в зрительном восприятии окружающй среды плоскостных изображений, показываемых на экране компьютера на расстоянии ~ 50 см от глаз. Благодаря возможностям трехмерного моделирования сцены на экране могут восприниматься наблюдателем как объемные, несмотря на то, что условия их восприятия существенно отличаются от условий восприятия естественной окружающей среды. Технические возможности компьютеров открывают все более широкие возможности для манипуляции с изображениями и получения новых визуальных эффектов.

Литература
  1. Альтшуллер Г.С. Поиск новых идей: от озарения к технологии. Кишинев: КартяМолдовеняскэ, 1989.
  2. Антипов В.Н. Пат. № 2264299 RU. / Способ формирования трехмерных изображений (варианты). 2005.
  3. Антипов В.Н., Антипов А.В. Пат. № 2391908 RU. / Способ зрительного восприятия топо- и картографических изображений. 2010а.
  4. Антипов В.Н., Антипов А.В. Пат. № 2391948 RU. / Способ развития стереоскопического зрения. 2010b.
  5. Антипов В.Н., Баландин И.О., Валеева Р.Р. Рельефность плоских изображений сегодня – это модель развития зрения человека в будущем // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы / Под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 200-205.
  6. Антипов В.Н., Вахрамеева О.А., Галимуллин Д.З., Жегалло А.В., Хараузов А.К., Шелепин Ю.Е. Экспериментальное изучение 3D-восприятия образов плоскостных изображений // «Экспериментальный метод в структуре психологического знания / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 187-194.
  7. Гончаров О.А. Восприятие пространства и перспективные построения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007.
  8. Ефремов И.А. Дорога ветров. М.: Всесоюзное учебно-педагогическое издательство трудрезервиздат, 1958.
  9. Компанейский Б.Н. Глубинные ощущения. Анализ теории раздражения не вполне соответствующих точек // Вестник офтальмологии. 1939. Т. 14. № 1. С. 90–105.
  10. Минзарипов Р.Г., Антипов В.Н., Читалин Н.А., Шапошников Д.А., Балтина Т.В., Скобельцина Е.Г., Якушев Р.С. О применении методики развития объемного креативно-когнитивного зрения в инновационном образовательном пространстве // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Естественные науки. 2009. Т. 151, кн. 3, С. 266-277.
  11. Рожкова Г.И., Токарева В.С. Таблицы и тесты для оценки зрительных способностей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  12. Сазонтьев Б.А. К вопросу о развитии восприятия пространства и пространственных представлений у дошкольников / Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М.: 1961, Издательство Академии педагогических наук РСФСР. С. 96–104.
  13. Julez B. Binocular depth perception of computer-generated patterns // The Bell System technical journal. 1960. V. 39. P. 1125–1162.
  14. Tyler C.W., Clarke M.B. ”The autostereogram” // Proceedings of the SPIE. 1990. V. 125.  P. 182–197.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика