Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Возможности использования проективных методик для диагностики особенностей личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи 2742

Валявко С.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и специальной психологии, Институт психологии, социологии и социальных отношений, Московский городской педагогический университет (ИПССО ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, valyavko@yandex.ru
Князев К.Е., Аспирант, ассистент кафедры клинической и специальной психологии, Институт психологии, социологии и социальных отношений, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, knyazevkos@gmail.com

Аннотация

В статье рассматриваются возможности использования проективных тестов для диагностики особенностей личностного развития, а также современные средства их стандартизации, валидизации и интерпретации.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Актуальность проблематики исследования

Анализируя состояние психодиагностики в специальной психологии на современном этапе, В. И. Лубовский указывает на то, что разработка нового психодиагностического инструментария по-прежнему ведется в рамках интуитивно-эмпирической модели, и только в редких случаях появляются новые методики, разработанные в соответствии с требованиями теории и методологии психодиагностики, или новые подходы (Лубовский, 2011). Он пишет: «Несмотря на ряд исследований и методических разработок за последнее тридцатилетие, психологическая диагностика развития находится на низком уровне. Это проявляется в отсутствии организационных принципов и унифицированного подхода, а также в господстве интуитивно-эмпирического подхода к диагностическим процедурам и оценке их результатов… В качестве средств диагностики применяются лишь не очень качественно стандартизированные версии классических интеллектуальных тестов. Результаты оцениваются интуитивно-эмпирически, т.е. произвольно» (Лубовский, 2010, с. 5). Ситуация в области психодиагностики, например, детского возраста осложняется еще и тем, что «...в некоторых случаях применяются «авторские» методики, в которых предлагаются балльные оценки, но это не меняет существа подхода, так как эти методики не проходили соответствующей статистической обработки и предлагаемые их авторами балльные оценки так же произвольны, как и заключения, принимаемые без использования количественных показателей. В результате один и тот же ребенок при обследовании разными психологами может быть охаракте

Одним из направлений развития концептуального содержания в области психологии личности является разработка так называемого «возможностного» подхода к пониманию личности, в том числе отказ от дихотомического определения личности (Леонтьев, 2011). Адресация к личности как к многомерному феномену требует, в свою очередь, использования многофакторных диагностических средств или же наборов методик. На наш взгляд, в этой связи незаслуженно игнорируются малоформализованные методы, и в их числе проективные рисуночные тесты, хотя отечественные и зарубежные психологи накопили определенный опыт их использования и интерпретации (Беляускайте, 1994; Валявко, Князев, 2012; Валявко, Князев, Емельянова, 2013; Дилео, 2001; Князев, 2012, 2013; Романова, 2001; Семаго, 2003; Сорокина, 1992; Хоментаускас, 1986; Швайнцара, 1978; Burt, 1961; Cattell, 1983; Kinget, 1952; Lossen, Shott, 1952; Ogdon, 1975)

В связи с ограниченностью инструментария, применимого для диагностики детей с нарушениями развития речи, при поиске удобных, надежных методов диагностики мы исходили из нескольких соображений: 1) понимания того, что прямое или вербальное выражение эмоций, ценностей, установок – наиболее трудная форма самовыражения для многих детей (Бремс, 2002); 2) понимания особенностей «психологики испытуемого», в данном случае – старшего дошкольника с речевым дизонтогенезом (Шмелев, 2002); 3) понимания особенностей освоения предложенного материала и способов его воспроизведения: несмотря на ограниченность речевых средств, ребенок с нарушенным развитием должен иметь возможность при тестировании отвечать, причем сам выбрать тактику этих ответов – жестом, однословно, словосочетанием, предложением.

Литература
  1. Аве-Лаллемант У. Графический тест «Звезды и Волны». СПб: Речь, 2002.
  2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2002.
  3. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Детский практический психолог. 1994. № 1. С. 30–34.
  4. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / Пер. с англ. Ю. Брянцевой. М.: Экспо-Пресс, 2002.
  5. Валявко С.М. Некоторые теоретико-методологические вопросы диагностики в логопсихологии на современном этапе // Специальная педагогика и специальная психология. Сборник научных статей участников V международного теоретико-методологического семинара 08-09 апреля 2013 года, ИСОиКР ГБОУ ВПО МГПУ. В 2-х томах. Том 1. Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. М.: ЛОГОМАГ, 2013. С. 59–64.
  6. Валявко С.М. Проекция как основа изучения мотивации детей с нарушением речевого развития // Материалы международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения З. Фрейда «Наследие Зигмунда Фрейда и современность» 2–4 ноября 2006 г. С. 17–19.
  7. Валявко С.М., Князев К.Е. Рисуночный тест Вартегга как инструмент диагностики особенностей личностного развития дошкольников с речевым дизонтогенезом // Межвузовский сборник научных статей: «Современные методы психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья: проблематика, исследования, квалиметрия». М.: Спутник+, 2012. С. 27–34.
  8. Валявко С.М., Князев К.Е., Емельянова А.А. О возможности диагностики некоторых особенностей личностного развития дошкольников с речевым дизонтогенезом рисуночными тестами // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 72­–78.
  9. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос-пресс, 2003.
  10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
  11. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001.
  12. Инденбаум Е.Л. Об информативности проективных и идеографических техник в диагностике личности и психосоциального развития испытуемых с легкими формами интеллектуальной недостаточности // Дефектология. 2013. № 6. С. 33–42.
  13. Калиненко В.К. Рисуночный тест Вартегга. М., 2011.
  14. Князев К.Е. Особенности применения проективных методов в процессе диагностики детей дошкольного возраста с ОВЗ // Международный научный журнал Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. 2013. № 1 (7). С. 67–73.
  15. Князев К.Е. Рисуночные тесты: процедура проведения и интерпретация // Збiзник наукових праць Кам’янець-Подiльського нацiонального унiверситету iменi Iвана Огiенка. Випуск 21. Кам’янець-Подiльський, 2012. С. 261–267.
  16. Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3–27.
  17. Либин А.В. Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм. М.: Эксмо, 2008.
  18. Лубовский В.И. Актуальные вопросы теории и практики психодиагностики развития / Межвузовский сборник научных статей: «Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья». М.: 2010. С. 5–10.
  19. Лубовский В.И. К истории специальной психологии // Специальная педагогика и специальная психология: Современные проблемы теории, истории, методологии. Материалы V международного теоретико-методологического семинара 8-9 апреля 2013 г. В 2-х томах. Том 1. М.: ЛОГОМАГ, 2013. С. 8–16.
  20. Лубовский В.И. Методологические вопросы диагностики нарушений психического развития // Межвузовский сборник научных статей: «Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья». М.: 2011. С. 4–7.
  21. Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум. М.: Аспект Пресс, 2008.
  22. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.
  23. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2011.
  24. Петрайтене М.В. Возможности использования проективных методов в изучении личности дошкольников. Автореф. дис. … канд. психол. н. Курск, 2003.
  25. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001.
  26. Семаго Н.Я. Детский рисунок. Этапы развития и качественная оценка // Школьный психолог. 2003. № 35. С. 8–9.
  27. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2000.
  28. Сорокина В.В. Рисунок средство диагностики и коррекции личности // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция / B.C. Мухина. М.: 1992. С. 104–117.
  29. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. М.: Центр социально-психологического взаимодействия «Дейс», 1992.
  30. Тюрин П.Т. Тест двойного рисунка. Типы творческой индивидуальности художников и диагностические возможности Теста двойного рисунка. М.: МПСИ, 2007.
  31. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 165–171.
  32. Швайнцара Й. и др. Диагностика психического развития. Пер. с чешского. Прага: Авиценум, 1978.
  33. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.
  34. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.
  35. Burt S. The structure of the mind // British journal of statistical psychology. 1961. Vol. XIV. P. 142–143.
  36. Cattell R.B. Structured personality learning theory. New York: Praeger, 1983.
  37. Kinget M. The drawing-completion test: a projective technique for the investigation of personality, based on the Wartegg test blank. New York: Grune & Stratton, 1952.
  38. Lossen H., Schott G. Gestaltung und Verlaufsdynamik, Versucheiner prozessuale Analyse des Wartegg-Zeichen-Tests. Biel: 1952.
  39. Ogdon D.P. Psychodiagnostics and personality assessment: A handbook. Los Angeles: Western Psychological Services, 1975.
  40. Wartegg E. Schichtdiagnostick. Der Zeichentest (WZT). Einfurhrung in die experimentelle Graphoskopie. Munchen, 1953.
Статьи по теме

Петров В.Е., Кокурин А.В., Екимова В.И., Котенева А.В., Березина Т.Н.

Оценка толерантности военнослужащих к экстремистской идеологии

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2019090205

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика