Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Создание теста ценности собственной жизни 1556

Орехов А.Н., доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии личности и дифференциальной психологии, Московский институт психоанализа, Москва, Россия, alexandernorekhov@yandex.ru
Паламонов И.Ю., кандидат психологических наук, Москва, Россия, ipalamonov@gmail.com

Аннотация

Целью представленного исследования является разработка психодиагностического инструмента для измерения ценности собственной жизни у несовершеннолетних. Указанный инструмент (тест) может быть использован в разных областях прикладной психологии. В частности, авторы намерены использовать этот тест для оценки эффективности образовательных программ, направленных на профилактику асоциального и суицидального поведения. Базой исследования послужили теоретические и практические исследования в области смысла жизни, математизированная теория психических процессов и компьютерная система АлНикОр А.Н. Орехова, опыт практической работы с подростками по программе «Моя тема – моя жизнь» и результаты опросов несовершеннолетних, в которых участвовало в общей сложности 232 подростка. На основе полученных данных были сформированы 36 первичных шкал и выдвинута гипотеза о шести вторичных шкалах, отображающих в совокупности ценность собственной жизни. Было проведено пилотное тестирование, в котором участвовали подростки в возрасте от 13 до 17 лет, из них 43 юноши и 61 девушка. Первичный факторный анализ результатов позволил сконструировать 4 другие, вторичные шкалы теста. Внутренняя валидность (синхронная надежность) теста оказалась достаточно высокой (альфа Кронбаха = 0,994 при уровне значимости p = 0,002).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Современная теория психики (Орехов, Тетик, 2007) предлагает направить профилактику асоциального поведения на замещение нежелательных стереотипов просоциальными установками и убеждениями, с последующим развитием их до уровня ценностей. Известно, что большинство людей с несформированной ценностной иерархией менее успешны в жизни, в большей степени склонны к противоправным поступкам и суицидальным проявлениям. Следовательно, целесообразно в процессах социализации и ресоциализации планировать и выполнять специальные мероприятия, направленные на формирование ценностной иерархии личности.

В рамках указанных мероприятий целесообразно предусмотреть формирование ценности самой жизни в качестве одной из основных ценностей личностной иерархии. Известно выражение Ф. Бэкона: «Человек, не дорожащий собственной жизнью, опасен для других». Это высказывание, с нашей точки зрения, хорошо представляет социальный аспект проблемы. В теоретическом плане отметим следующее.

1. Ценность собственной жизни как психологический конструкт относится к ценностной системе личности, поэтому согласно используемой нами теории (Орехов, Тетик, 2007) (подробнее см. ниже), она входит в группу наиболее генерализованных и сильных регуляторов поведения.

2. Ценность собственной жизни, как и другие ценности (перечень наиболее распространенных ценностей приведен ниже), имеет смысловую, эмоциональную и деятельностную составляющие.

3. Ценность собственной жизни, в отличие от остальных ценностей, крайне редко образуется спонтанно, так как обстоятельства, при которых, согласно концепции автора статьи, возникает ситуация образования и осмысления данного смыслового конструкта, в жизни современного человека возникают редко. В частности, ценность собственной жизни может спонтанно образоваться у некоторого числа людей, вынужденных в силу серьезного заболевания долгие годы бороться за собственную жизнь, осознавая, оценивая и соизмеряя собственные действия.

4. Согласно используемой теории, такие известные конструкты, как смысл жизни, обычно реализуются в виде системы генерализованных установок, иногда – в виде убеждений. Поэтому их деятельностная составляющая много слабее. Следовательно, в критических ситуациях вероятность регуляции поведения в соответствии со смыслом жизни крайне мала.

5. Согласно предложенной теории, если ценность собственной жизни заняла высокое место в ценностной иерархии личности, то осмысленность жизни значительно возрастает, противное – не верно.

В известных научных источниках, посвященных данной тематике, несмотря на наличие многочисленных разработок по тестированию смысла жизни, нам не удалось найти психометрический инструмент, позволяющий оценить эффективность мероприятий, направленных на формирование ценности собственной жизни.

Литература
  1. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: введение в психометрическое проектирование / Пер. с англ.; под ред. Л.Ф. Бурлачука. Киев: ПАН Лтд., 1994. 288 с.
  2. Орехов А.Н. Моделирование психических и социально-психологических процессов: номотетический подход. Дисс. … д. психол. наук. Москва, 2006. 424 с.
  3. Орехов А.Н., Тетик Л.В. Диагностирование ценностных ориентаций: номотетический подход // Вестник университета (Государственный университет управления). 2007. № 10. С. 93-96.
  4. Паламонов И.Ю. О включении подростков в профилактическую работу по ресоциализации сверстников посредством интернета // Воспитание школьников. 2013б. № 10. С. 41-46.
  5. Паламонов И.Ю. Программа «Моя тема – моя жизнь». Опыт проведения дистанционных дискуссионных профилактических мероприятий // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий. Материалы межведомственной научно-практической конференции. Москва, 24-25 февраля 2011 г. М: МГППУ, 2011. С. 24-25.
  6. Паламонов И.Ю. Профилактика асоциального поведения подростков // Воспитание школьников. 2013а. № 2. С. 25-31.
  7. Хьелл Л.А., Зиглер Д.Дж. Теории личности СПб: Питер, 2013. 608 с.
  8. Anderson N.B. Human Potential: Emotional Longevity. 2 [Electronic resource] // ASAE: The Center for Association Leadership, June 2005 URL: http://www.asaecenter.org/Resources/EUArticle.cfm?ItemNumber=11459 (дата обращения: 14.09.2014)
  9. Cohen P., Cohen J. Life Values and Adolescent Mental Health N.J.: Psychology Press, 1995. 200 p.
  10. Edwards M.J. The Dimensionality and Construct Valid Measurement of Life Meaning. A thesis submitted to the Department of Psychology in conformity with the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. Queen's University Kingston, Ontario, Canada, 2007. 227 p.
  11. Mascaro N. Longitudinal analysis of the relationship of existential meaning with depression and hope. A Dissertation in partial fulfillment of the requirements for the degree of doctor of philosophy. Louisiana State University, 2006. 69 p.
  12. Petty R.E., Cacioppo J.T. Communication and Persuasion: Central and Peripheral Routes to Attitude Change (Springer Series in Social Psychology). N.Y.: Springer, 1986. 262 p.
  13. Reker G.T. Chamberlain K. Theoretical perspective, dimensions, and measurement of existential meaning // Existential Meaning: Optimizing Human Development Across the Life Span. CA: Thousand Oaks, Sage. 2000. P. 39-55.
  14. Schneider D.J., Blankmeyer B. L. Prototype salience and implicit personality theories // Journal of Personality and Social Psychology. 1983. Vol. 44. № 4. P. 712-722.
  15. Schneider D.J., Hastorf A.H., Ellsworth P.C. Person perception N.Y.: Random House, 1979. 321 p.
  16. Smythe W.E. Exploring Existential Meaning: Optimizing Human Development across the Life Span // Canadian Psychology. 2001. Vol. 42. № 4. URL: http://www.questia.com/read/1P3-98567042. (date of access: 14.09.2014)
  17. The Human Quest for Meaning: Theories, Research, and Applications (Personality and Clinical Psychology) / Ed. P. T. P. Wong. L.: Routledge, 2012. 768 p.
  18. Wong P.T.P. Towards a Dual-System Model of What Makes Life Worth Living [Electronic edition] // DrPaulWong.com, 2013. URL: http://www.drpaulwong.com/index.php?option=com_content&view=article&id=140:towards-a-dual-system-model-of-what-makes-life-worth-living&catid=36:articles&Itemid=66. (date of access: 16.12.2013)
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика