Особенности жизненной позиции при различных уровнях психологического благополучия у современной молодежи*

2674

Аннотация

Данная работа посвящена изучению особенностей жизненной позиции у современной молодежи в период самоопределения и является частью исследования субъективной картины мира в молодом возрасте. Жизненная позиция определяется нами как соотношение оценки себя и своего поколения. В исследовании, основной методикой которого явилась авторская проективная методика «Молодой возраст», построенная на основе метода незаконченных предложений, приняло участие 235 молодых людей в возрасте 20–30 лет. На основании модели «Я–Они», отражающей жизненную позицию, были описаны тенденции в субъективной оценке себя и своего поколения у современной молодежи, а также проанализированы различия в жизненной позиции при разных уровнях психологического благополучия. В результате проведенного исследования были выявлены следующие особенности жизненной позиции современной молодежи: относительная устойчивость жизненных взглядов при сохранении неопределенности самооценки относительно своего поколения, тесная связь жизненной позиции с уровнем психологического благополучия, независимость жизненной позиции от финансовой успешности и факта наличия работы. Основной вывод исследования заключается в том, что доминирующая жизненная позиция является неотъемлемой частью субъективной картины мира у молодых людей в период профессионального самоопределения.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 14-06- 00206 «Субъективное восприятие себя, мира при разном психологическом благополучии в период жизненного самоопределения современной молодежи»).

Ключевые слова: самоопределение, психологическое благополучие , жизненная позиция , субъективное восприятие себя, восприятие своего поколения

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090207

Для цитаты: Эйдельман Г.Н. Особенности жизненной позиции при различных уровнях психологического благополучия у современной молодежи // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 2. С. 82–94. DOI: 10.17759/exppsy.2016090207

Фрагмент статьи

Процесс жизненного самоопределения на этапе завершения профессионального образования, независимо от его уровня, нередко сопровождается в молодом возрасте кризисом самоопределения. Данный кризис связан, в первую очередь, с расширением социального пространства жизнедеятельности молодого человека, необходимостью адаптироваться к изменениям внешних условий, поиском и выбором путей построения собственной жизни и определением ее дальнейших перспектив и характеризуется повышенным стрессом, чрезмерными энергетическими затратами и возможным разочарованием вследствие особой значимости осуществляемых им выборов (Трубникова, 2009).

Литература

  1. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Методика «Личностный дифференциал» Л.: Изд. Ленингр. Науч.-исслед психо- неврол. ин-та имени В.М. Бехтерева, 1983. 25 с.
  2. Сакс Д.М., Леви С. Тест «Завершение предложений» // Проективная психология: сб.статей: пер. с англ. М.: Эксмо-Пресс, 2000. С. 203–237.
  3. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие. Свердловск: Изд-во Свердловского педин- ститута. СПб: Питер, 1986. 352 с.
  4. Сергиенко Е.А. Субъективный возраст в контексте системно-субъектного подхода // Ученые записки Казанско- го университета. 2011. Т. 153. Серия Гуманитарные науки. Книга 5. С. 89–101.
  5. Сергиенко Е.А. Субъективный и хронологический возраст человека [Электронный ресурс] Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30. С. 10. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/853 (дата обращения: 12.11.2013).
  6. Сергиенко Е.А., Эйдельман Г.Н. Субъективная картина мира, психологическое благополучие в состоянии само- определения у современных молодых людей // Психология психических состояний: сб.статей. Вып. 9. / Под ред. А.О. Прохорова. Казань: Отечество, 2014. С. 257–273.
  7. Сергиенко Е.А., Эйдельман Г.Н. Возрастная идентификация современной молодежи как фактор самодетермина- ции // Образование и саморазвитие. 2015. Т. 3. № 45. С. 62–72.
  8. Трубникова Н.И. Профессиональное самоопределение как показатель эффективности вузовского образования // Психология обучения. 2009. № 2. С. 79–86.
  9. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методо- логическое исследование) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–130.
  10. Эйдельман Г.Н. Особенности половой личностной идентичности в период профессионального самоопределе- ния // Личностная идентичность: вызовы современности: материалы Всерос. психол. науч.-практ. конф. (с ино- странным участием) / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, Майкоп: Адыгей- ский гос. ун-т; М.: Институт психологии РАН, 2014. С. 177–180.
  11. Эйдельман Г.Н. Субъективная оценка мира в молодом возрасте (20–30 лет) // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Т. 1 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. С. 366–369.
  12. Эйдельман Г.Н., Сергиенко Е.А. Психологическое благополучие у современных молодых людей в период само- определения // Geneva (Switzerland), the 17-18th of February, 2015 / Publishing Center of the European Association of pedagogues and psychologists “Science”. Geneva, 2015. Р. 202–212.
  13. Эйдельман Г.Н. Субъективное восприятие себя в молодом возрасте // IX Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития». Ч. 2. Т. 1. № 9. Новосибирск: Международная научная школа психологии и педагогики, 2015. С. 47–51.
  14. Berne E. Classification of Positions // Transactional Analysis Bulletin. 1962. Vol. 62. № 3. Р. 23.
  15. Berne E. What Do You Say After You Say Hello. London: Corgi, 1975 (Original work published 1972).
  16. Davidson C. I’m Polygonal, OK. INTAND // Newsletter. 1999. Vol. 7. № 1. Р. 6–9.
  17. Ernst F. OK Corral, The grid to get on with // Transactional Analysis Journal. 1971. Vol. 1. № 4. Р. 231–240.
  18. Karpman St. Fairy Tales and Script Drama Analysis // Transactional Analysis Bulletin. 1968. Vol. 7. № 26. Р. 39–44.

Информация об авторах

Эйдельман Г.Н., Соискатель, лаборатория психологии развития, Институт психологии РАН; старший преподаватель, кафедра психологии, Московский институт экономики, политики и права, e-mail: galeid2015@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 5926
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 2674
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4